Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2019 года г.Алагир
Дело №2-256/2019
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего судьи - Черчесовой Л.А.,
при секретаре – Ходовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и обществу с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр Энергострой» об устранении нарушений права собственности, не связанных с лишением владения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 Дз. обратилась в Алагирский районный суд РСО-Алания с требованиями об обязании ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ООО «Инжиниринговый центр Энергострой» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 15:07:0220118:11, посредством осуществления переноса за свой счет опоры воздушных линий электропередачи и воздушных линий электропередачи таким образом, чтобы расстояния по горизонтали от крайних проводов воздушных линий электропередачи при не отклоненном их положении до границ земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 были не менее 30метров.
Обосновав требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, в населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 5128 кв.м., с кадастровым номером 15:07:0220118:11, по адресу: <адрес>. По данным ЕГРН какие-либо ограничения прав и обременения указанного земельного участка не зарегистрированы. Вдоль участка ответчиками осуществлено строительство опоры воздушных линий электропередачи и воздушных линий электропередачи, напряжением 330кВ, проходящих по данной опоре вдоль земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11, что подтверждается схемой земельного участка, выполненной кадастровым инженером ФИО1 28.12.2018 года. Из схемы следует, что: расстояние от оси опоры воздушных линий электропередачи до границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 составляет 20,46 метров; расстояние от края опоры воздушных линий электропередачи до границы земельного участка с кадастровым 15:07:0220118:11 составляет 17,12 метров; расстояние от проекции на землю крайних проводов до границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 составляет 8,44 метров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» оранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на следующем расстоянии: для линии напряженностью 300,500,+/-400 кВ – 30метров. Соответственно часть земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 попадает в охранную зону объектов электросетевого хозяйства. В охранной зоне запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушать безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов, размещать загоны для скота. В пределах охранных зон без письменного решения о согласии сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, частности, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, посадка и вырубка деревьев и кустарников; полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3метров; полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой 4 метров. Указанное выше также подтверждается письмом АМС Алагирского района РСО-Алания от 15.08.2018 года. Таким образом, исходя из анализа правового регулирования, строительство спорного объекта электросетевого хозяйства (воздушных линий электропередачи, напряжением 330кВ), должно было осуществляться на основании разрешения на строительство и с предоставлением необходимого для указанного строительства земельного участка. Указанное также подтверждается письмом АМС Алагирского района РСО-Алания от 30.08.2018 года. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Истец- ФИО2, извещенная о дне слушания дела, в суд не явилась, поручила вести ее дело представителю.
В силу ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде через представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ оценив в совокупности все обстоятельства дела с учетом имеющихся материалов, суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В ходе судебного разбирательства представитель истца – ФИО3, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 10.01.2019 года, требования истца поддержал, просил в полном объеме их удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - ФИО4, действующая на основании доверенности №72-18 от 19.03.2018 года, в судебном заседании пояснила, что ПАО «ФСК ЕГС» исковые требования не признает, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Отзыв на исковое заявление обосновала тем, что строительство объекта осуществлялось ответчиком на основании разрешительной документации, предусмотренной законодательством РФ. Проектирование объекта осуществлялось подрядной организацией ООО НПП «ОМЕГА» по договору подряда от 08.12.2016 года на разработку проектно-сметной документации и закупочной документации. Соответствие проектной документации требованиям нормативных актов в области проектирования, нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий установлено положительным заключением Ростовского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.02.2018 года. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе (в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта) реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории. Документация по планировке территории утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 19.02.2018 года №96. ПАО «ФСК ЕГС» получено разрешение на строительство от 18.09.2018 года, срок действия до 18.09.2019 года. Таким образом, строительство объекта осуществляется с соблюдением требований градостроительного законодательства и при условии получения разрешения на строительство объекта. У истца отсутствуют доказательства о создании ответчиком препятствий в использовании земельного участка. Не представлены доказательства наличия препятствий в осуществлении прав собственности или невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 ввиду строительства объекта. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором не осуществляются работы по строительству объекта, против чего не возражает истец по тексту искового заявления и что подтверждается документацией по планировке территории. Согласно чертежу планировки территории объект не подлежит размещению на земельном участке с кадастровым номером 15:07:0220118:11. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Согласно Правил, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Истцом не представлены доказательства того, что в случае установления такой охранной зоны вся попадающая в границы действия охранной зоны линии электропередачи площадь земельного участка необходима для эксплуатации линии электропередачи и не может быть использована по целевому назначению. Установленные Правилами ограничения в использовании земельного участка в границах охранной зоны объекта не исключают возможности его использования в соответствии с целевым назначением. Учитывая отсутствие доказательств наличия реальной угрозы нарушения права собственности истца или законного владения со стороны ответчика, а также отсутствия доказательств того, что сохранение объекта нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исковые требования являются несоразмерными последствиям нарушенного права, поскольку демонтаж части ВЛ приведет к значительному ущербу, повлечет невозможность функционирования всей линии электропередачи, вследствие этого будет нарушен баланс частного и публичного интереса в обеспечении надежности энергоснабжения промышленных предприятий, потребителей РСО-Алания, нарушена работа стратегического объекта. Принимая во внимание, что на земельном участке с кадастровым номером 15:07:0220118:11 не осуществляются работы по строительству объекта, не подлежат размещению опоры ВЛ, требование истца о демонтаже опор ВЛ необоснованно и не подлежит удовлетворению. Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности опоры) не являются самовольными объектами недвижимости и не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу. Опора ВЛ является частью единого недвижимого комплекса и не может быть признана самовольной постройкой, ввиду чего основания для удовлетворения судом требования о демонтаже ВЛ отсутствуют.
Представитель ответчика ООО «Инжиниринговый центр Энергострой» – ФИО5, действующий на основании доверенности от 10.04.2019 года требования истца не признал, просил в удовлетворении отказать. Доводы, изложенные в отзыве ответчика ПАО «ФСК ЕГС» поддержал. Также показал, что имеется вся документация по планировке территории, которая утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 19.02.2018 года. Получено разрешение на строительство от 18.09.2018 года, срок действия которого до 18.09.2019 года. На земельном участке истца не осуществляются работы по строительству объекта, не размещены опоры ВЛ. Наличие реальной угрозы, нарушения права собственности истца, отсутствует. Истцом не представлены доказательства нарушения ее прав. Строительство объекта «Реконструкция ВЛ 330 кВ Зарамагская ГЭС-1-Владикавказ-2 и ВЛ 330 кВ Зарамагская ГЭС-1-Нальчик для выдачи мощности Зарамагская ГЭС-1» осуществляется, работы ведутся, объект не сдан в эксплуатацию, не зарегистрирован в ЕГРН, а также не установлена охранная зона объекта электросетевого хозяйства и не внесены сведения о ее границах в документы кадастрового учета. Также в судебное заседание им была представлена выписка от 17.04.2019 года следует, что на земельный участок истца 15:07:0220118:11/1, площадью 139 кв.м. наложено обременение в связи с прохождением линии электропередач уличного освещения.
Представитель третьего лица АМС Алагирского района РСО-Алания – ФИО6, действующая на основании постойной доверенности, в судебном заседании пояснила, что АМС Алагирского района РСО-Алания решения вопроса по данным требованиям оставляет на усмотрения суда, также показала, что при установлении охранной зоны ограничиваются права собственника, при использовании данного земельного участка.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, представителя третьего лица, специалистов, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как установлено судом, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11, расположенного по адресу: РСО-Алания, <...>, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 5128 кв.м., что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.04.2017 года с описанием местоположения земельного участка и документами на земельный участок представленный филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания.
Истец в подтверждения своего довода о том, что вдоль его земельного участка осуществлено строительство опоры воздушных линий электропередачи и воздушных линий напряжением 330 кВ, приложил к иску схему земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11, выполненную кадастровым инженером ФИО7 28.12.2018 года.
Так, из данной схемы следует, что расстояние от оси опоры воздушных линий электропередачи до границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 составляет 20,46 метров; расстояние от края опоры воздушных линий электропередачи до границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 составляет 17,12 метров; расстояние от проекции на землю крайних проводов до границы земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 составляет 8,44 метров. Выделена охранная зона объекта электросетевого хозяйства шириной 30 метров.
В ходе судебного разбирательства был допрошен в качестве специалиста кадастровый инженер ФИО1, который пояснил, что вышеуказанную схему составил по заявлению ФИО2, у которой была просьба установить границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства. Объект электросетевого хозяйства на кадастровом учете не состоит, сведения о границах охранной зоны также отсутствуют, однако выйдя на месторасположении земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11, было установлено, что вдоль данного участка возведены опоры высоковольтной линии электропередачи, по которым проходят воздушные линии электропередачи, напряжением 330кВ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160, которым утверждены Правила установления охранной зоны объектов электросетевого хозяйства им были определены граница охранной зоны, и небольшая часть этой зоны проходи по участку истца.
В подтверждение своих доводов о том, что нарушены права, не связанные с лишением владения, ФИО2 Дз. и ее представитель ссылаются на Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160 и на письма АМС Алагирского района РСО-Алания от 15.08.2018 года и от 30.08.2018 года.
Из вышеуказанных писем главы АМС Алагирского района РСО-Алания от 15.08.2018 года и от 30.08.2018 года следует, что было рассмотрено обращение ФИО2 по поручению прокурора Алагирского района. Сообщили следующее, что вдоль, принадлежащего ей земельного участка, осуществляется строительство воздушных линий электропередачи напряжением 330кВ. Полагают, что часть ее земельного участка попадает в охранную зону данных линий и в отношении него, соответственно будут установлены особые условия использования. Собственникам земельных участков подлежат возмещению в полном объеме убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением их прав в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий. В связи, с чем было рекомендовано избрать эффективный способ защиты своих прав и интересов. В дополнение к изложенному было еще сообщено истцу, что строительство указанных линий электропередач осуществляется в отсутствие разрешения на строительства. Было также рекомендовано обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
В связи с тем, что представитель третьего лица – ФИО6 не смогла ответить, на чем основаны вышеуказанные ответы главы АМС Алагирского района РСО-Алания, был допрошен исполнитель ФИО8 в качестве специалиста, который пояснил, что ответы по поручению прокурора Алагирского района по заявлению ФИО2 готовил он. На момент подготовки ответа, документального подтверждения не имел, у архитектора АМС не выяснял сведения разрешительной документации, на место, где находиться земельный участок истца он не выходил, однако дал ответы по тем сведениям, которые ему были известны как специалисту АМС и жителю с.В.Бирагзанг, он видел, что работы ведутся.
Судом установлено, что строительство объекта осуществляется ответчиками, а именно: заказчиком строительства является ПАО «ФСК ЕЭС», а лицо, осуществившее строительство ООО «ИЦЭ», что не отрицали в судебном заседании и сами представители ответчиков.
Как усматривается из представленной ответчиками, в опровержении доводом истца, документации, проектирование объекта осуществлялось подрядной организацией ООО НПП «ОМЕГА» по договору подряда от 08.12.206 года №07/3-75 на разработку проектно-сметной документации и закупочной документации по титулу «Реконструкция ВЛ 330 кВ Нальчик-Владикавказ-2 с образованием ВЛ 330 кВ Зарамагского ГЭС-1 – Владикавказ-2 и ВЛ 330кВ Зарамагская ГЭС-1 – Нальчик для выдачи мощности Зарамагской ГЭС-1».
Из выдержки положительного заключения государственной экспертизы №0028-18/РГЭ-4228/03 от 28.02.2018 года следует, что эксперты Ростовского филиала ФАУ «Главгосэкспертизв России» пришли к выводу о соответствии проектной документации по вышеуказанному объекту требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям, а также соответствуют результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки.
О том, что с вышеуказанной проектной документацией были ознакомлены главы муниципальных образований в Алагирском районе, в том числе глава АМС Алагирского района РСО-Алания и глава АМС Бирагзагского сельского поселения, а также министр природных ресурсов и экологии РСО-Алания и согласованы с ними подтверждается письмами глав на имя первого заместителя Министра энергетики РФ.
В последствии, документация по планировке территории для размещения объектов энергетики федерального значения «Заход ВО 330 кВ Нальстк-Владикавка-2 в ОРУ 330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ 330 кВ Зарамагская ГЭС-1 – Нальчик» и «Заход ВЛ 330 кВ Нальчик-Владикавказ-2 в ОРУ-330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ330 кВ Зарамагкая ГЭС-1 –Владикавказ-2)» утверждена Министерством, о чем свидетельствует копия приказа Министерства энергетики РФ №96 от 19.02.2018 года.
В данном приказе также сказано, о необходимости направления утвержденной документации по планировке территории главам муниципальных образований, в отношении территорий которых осуществлялась подготовка такой документации.
Между Министерством природных ресурсов и экологии РСО-Алания в лице министра ФИО9 и ООО «Инжиниринговый центр Энергострой» 17.07.2018 года сроком на 11 месяцев заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов №2, то есть для строительства высоковольтной линии. Границы лесного участка указаны в схеме предусмотренной приложением к договору.
Как усматривается из разрешения на строительства №13-07-64-2018 от 18.09.2018 года АМС Алагирского района, в лице заместителя начальника ОКС - архитектора АМС Алагирского района ФИО10, в соответствии со ст.51 ГрК РФ, разрешает строительство объектов капитального строительства, реконструкцию объекта капитального строительства, строительства линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) и т.д.
При таком положении суд приходит к тому, что довод истца и его представителя о том, что ответчик начал осуществлять строительство объекта без разрешения на строительство, самовольно, не нашел подтверждение, более того опровергнут архитектором АМС Алагирского района ФИО10, допрошенным в судебном заседании в качестве специалиста, который суду пояснил, что после получения и изучения всей проектной документации по планировке территории для размещения объектов энергетики федерального значения, было дано разрешение на его строительства. Также пояснил, что прежде чем подписать данное разрешение, он выехал на местность, где должна проходить линия, шла лишь подготовка дороги, материал в виде опор был.
Также, материалы проверок прокурора Алагирского района по обращению ФИО2 №288ж-2018, №29ж-2019, свидетельствуют о том, что прокурором не выявлены нарушения со стороны ответчиком, к ним не приняты меры, как просила ФИО2.
Из повторно представленных как и представителем истца так и ответчиком выписок из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 15:07:0220118:11 от 26.03.2019 года и от 17.04.2019 года в разделе особые отметки имеется сведения об ограничения прав на земельный участок. Из выписки от 17.04.2019 года следует, что ограничения на земельный участок истца из-за земельного участка с учетным номером части 15:07:0220118:11/1, площадью 139 кв.м. объекта электросетевого хозяйства. Как установлено, это линия электропередач уличного освещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что действительно вдоль от земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11, принадлежащего истцу, ответчиком установлена воздушная линия электропередач 330 кВ и опоры. Данное обстоятельство, помимо того, что подтверждается схемой составленной кадастровым инженером ФИО7, не отрицались и ответчиками.
В силу п.3 ст.261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено Законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениях, данным в п.45 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» электроэнергетическая система-совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №160, был определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с данными Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п.п. 1-4 Правил).
В соответствии с п. «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, являющихся Приложением к вышеуказанным Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на следующем расстоянии: напряжением 300,500+/-400кВ - 30м. (для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).
Сведения об охранной зоне воздушной линии электропередач не внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, в соответствии с п.7 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, на опорных столбах спорной ВЛ 330 кВ имеется маркировка, что также не отрицали ответчики, то есть охранная зона устанавливается 30 метров.
Согласно подп.«б» п.8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Положениями подп.«а» п.10 указанных Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Порядок получения письменного решения о согласовании установлен п.12 Правил.
Данные нормы носят императивный характер и подразумевают обязательное согласование строительства объекта недвижимости на земельном участке, расположенном в пределах зоны размещения линии электропередач, создающей особые условия использования земельного участка.
Также, согласно п.12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее, чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.
Анализ приведенных норм показывает, что Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства не содержат безусловного запрета в осуществлении хозяйственной деятельности в пределах охранных зон. Запрет касается только тех действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Отсутствие письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктом 10 Правил, само по себе не может служить основанием для сноса объектов, возведенных в охранной зоне, поскольку отказ в выдаче письменного разрешения допускается только в том случае, если проведение работ способно повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства.
Доказательств того, что возведенные ответчиком на выделенном ему земельном участке опоры ВЛ 330 кВ, как и сама линия электропередачи, создают истцу препятствия в эксплуатации и использовании принадлежащего ей земельного участка, не представлено.
Нахождение в охранной зоне каких-либо строений или насаждений не является бесспорным основанием для возложения на ответчиков обязанности по переносу ВЛ 330 кВ и опоры ВЛ, либо её переустройству, поскольку охранная зона, по смыслу приведенных выше норм права, должна обеспечивать безопасное функционирование и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства.
Согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) 7-ое издание, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 года №187, введенным в действие 01.10.2003 года, воздушные линии электропередачи должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов (п.2.4.6).
Доказательств тому, что проходящая вдоль участка истца линия электропередачи создает угрозу жизни и здоровью людей, не соответствует нормам и правилам строительства таких линий, истцом не представлено.
ВЛ 330 кВ не нарушает границ земельного участка истца, поскольку не проходит по данному земельному участку, что в ходе рассмотрения дела никем из участников процесса, в том числе представителем истца, не отрицалось.
Само по себе нахождение воздушной ЛЭП в месте ее нахождения не может рассматриваться, как обстоятельство, нарушающее права истца на землю или создающее угрозу их нарушения.
Истцу не создано препятствий в использовании земельного участка по его целевому назначению – для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку само по себе обременение в виде охранной зоны не препятствует ФИО2 в использовании принадлежащего ей земельного участка. Доказательства обратного, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
Доказательств возможности переноса ВЛ 330 кВ без ущерба ее назначению (передачи электроэнергии федерального значения по опорам «Заход ВО 330 кВ Нальстк-Владикавка-2 в ОРУ 330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ 330 кВ Зарамагская ГЭС-1 – Нальчик» и «Заход ВЛ 330 кВ Нальчик-Владикавказ-2 в ОРУ-330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ 330 кВ Зарамагкая ГЭС-1–Владикавказ-2) истцом не представлено.
При этом, суд также учитывает, что истцом заявлены требования о переносе опоры воздушной линии электропередачи, напряжением 330 кВ.
Вместе с тем, объектом недвижимого имущества (и сложной вещью согласно ст.134 ГК РФ) является вся ВЛ «Заход ВО 330 кВ Нальстк-Владикавка-2 в ОРУ 330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ 330 кВ Зарамагская ГЭС-1 – Нальчик» и «Заход ВЛ 330 кВ Нальчик-Владикавказ-2 в ОРУ-330 кВ Зарамагской ГЭС-1 (с последующим образованием ВЛ 330 кВ Зарамагкая ГЭС-1–Владикавказ-2, а не отдельно взятые опоры.
Соответственно, перенос отдельно взятых опор, без изменения схемы расположения всей воздушной линии, невозможен.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО2 об обязании Публичное акционерное общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр Энергострой» в обязании в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером: 15:07:0220118:11, посредством осуществления переноса за свой счет опоры воздушных линий электропередачи и воздушных линий электропередачи таким образом, чтобы расстояния по горизонтали от крайних проводов воздушных линий электропередачи при не отклоненном их положении до границ земельного участка с кадастровым номером 15:07:0220118:11 были не менее 30 метров - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья Черчесова Л.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2019 года.