ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/20 от 24.03.2020 Сунженского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 24 марта 2020 г.

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Ужахова А.С.,

с участием представителя ООО «Экосистема» ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малгобекского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к ООО «Экосистема» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов и приведении земельного участка, используемого для складирования твердых коммунальных отходов, в соответствие с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» обратился в суд в интересах неопределенного круга лица с исковым заявлением, в котором просил обязать ООО «Экосистема» принять необходимые мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м., и привести данный земельный участок в соответствие с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> совместно с специалистами отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м. располагается несанкционированная свалка. Проверкой установлено, что настоящая свалка не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, что свидетельствует о нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также иным нормативно-правовым актам, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на охрану окружающей среды.

Представитель Малгобекской городской прокуратуры о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ООО «Экосистема», действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска прокурора <адрес>.

В ходе судебного заседания представитель ответчика не согласился с доводами истца. В частности представитель ответчика заявил, что ссылка истца о привлечении ООО «Экосистема» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ является недостоверной информацией, так как Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ постановление Государственного инспектора РИ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Экосистема» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования к ООО «Экосистема» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> совместно с специалистами отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно акту осмотра территории, проведенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м., выявлена несанкционированная свалка отходов. По визуальной оценке инспектора площадь размещения твердых коммунальных отходов на почве составляет 1,5 – 2,0 гектаров. Вид размещенных отходов составляет: люминесцентные лампы, резина, пластик, стекло, трупы животных, и т.д.

Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт». Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ, пунктами 3.1, 3.2 которых предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В статье 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо «ликвидация» несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м., на котором выявлена несанкционированная свалка отходов, находится во владении и пользовании ООО «Экосистема», что подтверждается письмом Минприроды Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ, письмом администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на участие в открытом аукционе, протоколом о несостоявшемся аукционе, согласно которого администрации МО «<адрес>» рекомендовано заключить с ООО «Экосистема» договор аренды земельного участка, расположенным по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м., а также другими материалами дела.

Судом также установлено, что разрешительная документация на указанную свалку отсутствует, земельный участок под размещение свалок надлежащим образом не отведен, в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. Земельный участок используется без проведения специальных исследований. В настоящее время указанная свалка не ликвидирована.

Нарушения требований федерального законодательства в настоящее время не устранены, ООО «Экосистема» не принимаются необходимые меры по ликвидации несанкционированной свалки и приведении земельного участка в соответствие с экологическими требованиями.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон № 458-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ был введен переходный период в отношении деятельности в области обращения с ТКО, который, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с ТКО и введения коммунальной услуги по обращению с ТКО (ст. ст. 7 и 8 Закона № 404-ФЗ).

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ)) соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Экосистема» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории <адрес>, о чем Министерством строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства РИ и ООО «Экосистема» заключено соглашение.

Согласно ст. 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Ингушетия определяется и утверждается Правительством Республики Ингушетия и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На территории поселений (городских округов) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов).

Обезвреживание отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.

В соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра и на почву.

Транспортирование отходов производится на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках и захламление земель.

Согласно ст. 9 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об отходах производства и потребления» создание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов должны быть огорожены или обозначены иными способами, ограничивающими вход, проход, проезд посторонних лиц, животных.

Собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Довод представителя ответчика о том, что решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ постановление Государственного инспектора РИ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Экосистема» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено, является не состоятельным, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает выводы установленные судом в рамках рассмотрения требований, изложенных в исковом заявлений.

Анализ перечисленных выше нормативно правовых актов и установленных в ходе рассмотрения дела, позволяет сделать вывод об обоснованности требований прокурора <адрес> к ООО «Экосистема» об обязании принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и приведении земельного участка, используемого для складирования твердых коммунальных отходов. в соответствие с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Малгобекского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к ООО «Экосистема» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов и приведении земельного участка, используемого для складирования твердых коммунальных отходов, в соответствие с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ИНН <***>, КПП 060301001, ОГРН <***>) принять меры по ликвидации в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 06:01:0000003:4728 по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м.,

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ИНН <***>, КПП 060301001, ОГРН <***>)привести земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:4728 расположенный по адресу: <адрес>, северно-западная часть города, вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 5000 кв.м.в соответствие с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Ингушетия в апелляционном порядке через Сунженский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Копия верна: судья Ужахов А.С.

Судья

Сунженского районного суда А.С. Ужахов

Поступило

ДД.ММ.ГГГГ

Принято к производству

ДД.ММ.ГГГГ

Назначено

ДД.ММ.ГГГГ

Начато рассмотрение

ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрено

ДД.ММ.ГГГГ

Срок рассмотрения

Строка