ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/2011 от 25.04.2011 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Переволоцкий районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Переволоцкий районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  № 2- 256 \2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года.

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием заместителя прокурора Переволоцкого района Лукерина П.Н.,

главы администрации муниципального образования «Родничнодольский сельский совет» П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Переволоцкого района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Родничнодольский сельский совет» по не опубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Переволоцкого района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Родничнодольский сельский совет» по неопубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года, указав в заявлении, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального законодательства в части обязательного опубликования бюджета поселения, что, в свою очередь не было сделано на территории муниципального образования. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статьей 24 Конституции РФ определено, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, обязательность опубликования решения о бюджете муниципального образования определена нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ, в частности, статьей 5 БК РФ предусмотрено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Статья 36 БК РФ провозглашает принцип прозрачности (открытости) бюджета. Принцип прозрачности (открытости) предполагает обязанность одних участников бюджетного процесса предоставлять информацию гражданам и другим участникам бюджетного процесса, означает, во-первых, обязательную публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Такая функция вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, поскольку любой бюджет затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, то есть, на основании вышеуказанной нормы Конституции РФ бюджет должен быть опубликован. Во-вторых, принцип прозрачности означает полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджета. В-третьих, данный принцип предусматривает доступность иных сведений о бюджетах. В-четвертых, принцип прозрачности (открытости) устанавливает обязательную открытость для общества и средств массовой информации: проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Таким образом, применение ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части достаточности обнародования   бюджета не применима, т.к. бюджет имеет специальный статус, ввиду того, что данный нормативный правовой акт затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и его опубликование регламентируется специальной нормой, в том числе Конституцией РФ. Информация об утверждении бюджета МО и сам бюджет в СМИ не публиковалась, в положениях самого нормативного правового акта ссылки на необходимость официального опубликования не имеется. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах общества.На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 27 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Руководствуясь ст. 45, 254 ГПК РФ просит признать бездействие администрации МО «Родничнодольский сельский совет» по не опубликованию бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года в соответствии с действующим федеральным законодательством незаконным. Обязать администрацию МО «Родничнодольский сельсовет» опубликовать бюджет муниципального образования Родничнодольский сельсовет на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года в средствах массовой информации . Принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета, отчета о его исполнении в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в средствах массовой информации.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал, обосновал доводами, изложенными в заявлении, просил признать бездействие администрации МО «Родничнодольский сельский совет» по не опубликованию бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года в незаконным, обязать опубликовать указанный бюджет средствах массовой информации  и принять меры к опубликованию впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета, отчета о его исполнении в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в средствах массовой информации. Пояснил, что в данном случае обнародование бюджета является недостаточным, т.к. бюджет имеет специальный статус, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и его опубликование регламентируется специальной нормой – ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Представитель заинтересованного лица глава администрации МО «Родничнодольский сельсовет»  П.. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что бюджет их муниципального образования небольшой, дефицитный, у них нет возможности его официального опубликования, потому что для опубликования в газете ... необходимо заплатить ... рублей, эта сумма пойдет на опубликование вопреки интересам жителей поселения. Проект бюджета был обнародован, имеются соответствующие решения, решение о бюджете также обнародовано. В соответствии с изменениями в Уставе МО жителям поселения обеспечена возможность ознакомления с бюджетом в помещении администрации, что соответствует п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где говорится, что органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. На следующий год планируется районной администрацией открытие официальных сайтов муниципальных образований в Интернете. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г.N48"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при отсутствии периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов в публичном образовании, и при обнародовании акта в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. Они такую возможность населению обеспечили. Просил требования прокурора оставить без удовлетворения.

Из справки Родничнодольского сельсовета следует, что официальное печатное издание в муниципальном образовании отсутствует.

Согласно ч. 2 ст. 40 Устава МО Родничнодольский сельсовет, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека или гражданина, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования. Из ч. 3 ст. 50 Устава следует, что решение об утверждении местного бюджета подлежит официальному опубликованию.

Из п. 43 изменений ст. 50 Устава, принятых согласно решения от ... № « О внесении изменений и дополнений в Устав МО Родничнодольский сельсовет» следует, что абзац 2 части 3 ст. 50 Устава изложен в следующей редакции «органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования».

Выслушав стороны, изучив представленные документы, суд пришел к следующему.

Решением от ... № «О бюджете муниципального образования Родничнодольский сельсовет  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года» установлено, что оно вступает в силу после обнародования, но не ранее ....

Согласно представления от ... по факту не опубликования бюджета муниципального образования Родничнодольский сельсовет прокурором района были предъявлены требования опубликовать бюджет муниципального образования Родничнодольский сельсовет на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года в средствах массовой информации . Принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета, отчета о его исполнении в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Из ответа на представление прокурора главы администрации П. следует, что на основании п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджет был обнародован. Учитывая большое количество документов и сведений, с которыми необходимо знакомить жителей поселения и высокие затраты на опубликование считает опубликование невозможным.

Данную позицию глава администрации П. поддержал и обосновал изложенными доводами в судебном заседании.

Согласно п. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Согласно п.2 ст. 47 муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. N48
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Суд полагает, что в данном случае, поскольку речь идет об официальном опубликовании не любого нормативного правового акта, а именно решения о бюджете поселения, ссылка главы администрации на указанные положения Федерального закона № 131-ФЗ и п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда ( где указано на исключительные случаи) не может быть принята в качестве доказательства незаконности требований прокурора. Кроме того, заинтересованным лицом не обоснована в полной мере невозможность опубликования бюджета.

Требования прокурора основаны на положениях ч. 3 ст. 15 и ст. 24 Конституции РФ о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статьи 5 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Статьи 36 Бюджетного кодекса РФ о принципе прозрачности (открытости), что означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Родничнодольский сельский совет» по не опубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Родничнодольский сельсовет» опубликовать бюджет муниципального образования Родничнодольский сельсовет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года в средствах массовой информации . Принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета, отчета о его исполнении в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в средствах массовой информации.

О выполнении решения суда заинтересованное лицо обязано сообщить в суд в течение месяца со дня устранения допущенного нарушения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения, через Переволоцкий районный суд.

Судья : Е.И. Расчупко