Дело № 2- 256/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» февраля 2014 года
г.Владимир, Владимирской области
Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Рассадкиной И.С.
при секретаре Мелентьевой М.В.
с участием представителя истца Фроловой О.А., действующей на основании доверенности № от 30 сентября 2013 года,
представителей ответчика Сергеевой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2013 года, Гавриловой Е.Н., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области к Товариществу собственников жилья «3-я Кольцевая 10» о ликвидации ТСЖ и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о регистрации ТСЖ,
у с т а н о в и л:
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «3-я Кольцевая 10» о ликвидации ТСЖ, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о регистрации ТСЖ.
Исковые требования мотивированы тем, что Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Положением о ГЖИ, утв. Постановлением Губернатора области от 23.01.2006 года № 21.
В силу ч.3 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 года № 123- ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в части 2 ст. 20 ЖК РФ, заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
В силу ч.4 ст. 8 указанного Федерального закона до 01 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в части 2 ст. 20 ЖК РФ, обязаны проверить правомерность принятия решений о создании ТСЖ. В случае выявления нарушений требований законодательства РФ, указанные органы исполнительной власти субъектов вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований ЖК РФ.
По результатам проверки представленных в адрес ГЖИ документов, ТСЖ «3-я Кольцевая 10», был выдан акт-предписание № от 01.03.2013 года, которым ТСЖ предписано в срок до 02 сентября 2013 года устранить выявленные недостатки: представить решение общего собрания собственников о создании ТСЖ и выборе способа управления многоквартирным домом, представить решение общего собрания членов ТСЖ об избрании членов правления и ревизионной комиссии и определения порядка досрочного прекращения их полномочий, представить решение правления о выборе председателя ТСЖ; представить реестр членов ТСЖ; представить Устав ТСЖ и протокол общего собрания собственников об его утверждении.
В установленные сроки нарушения в полном объеме не были устранены: не представлено решение общего собрания собственников о создании ТСЖ; не представлено решение общего собрания собственников о выборе способа управления многоквартирным домом; решение общего собрания членов ТСЖ об избрании правления от 10 марта 2013 года принято с нарушением ст. ст. 146, 147 ЖК РФ; представлено решение общего собрания членов ТСЖ об избрании ревизионной комиссии от 29 мая 2011 года с нарушением ст. 146 ЖК РФ; не представлен реестр членов ТСЖ; решение общего собрания членов ТСЖ от 29 мая 2011 года об утверждении новой редакции Устава принято с нарушением ст.146 ЖК РФ, а п.13.9 Устава не соответствует ст.ст.44, 145 ЖК РФ.
Ссылаясь на п.2 ст. 61 ГК РФ, ч.6 ст. 20 ЖК РФ, Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области, обратилась в суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца Фролова О.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше доводы.
Представители ТСЖ «3-я Кольцевая 10» Гаврилова Е.Н. и Сергеева Н.Ю. исковые требования не признали, полагая их необоснованными. Возражения мотивированы тем, что ТСЖ является действующим юридическим лицом. Нарушения, выявленные ГЖИ, товариществом собственников жилья не были устранены, поскольку акт- предписание № ТСЖ получено не было. ГЖИ надлежащим образом не проинформировало товарищество о необходимости устранения выявленных нарушений, которые не являются неустранимыми. На общем собрании членов ТСЖ «3-я Кольцевая 10» была принята новая редакция устава ТСЖ. У ТСЖ имеется кредиторская задолженность, что препятствует его ликвидации как юридического лица.
Представитель третьего лица МИФНС России N 12 по Владимирской области в суд своего представителя не направил, извещен, о причинах неявки своего представителя суду не сообщил, ходатайств, возражений не представил.
Третьи лица Кузнецова А.Б., Бузинова Л.В., Новикова О.С. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии со ст. 141 ч. 1 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно ст. 61 ч. 2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.В качестве основания ликвидации ТСЖ "3-я Кольцевая 10» Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области указала на неисполнение ответчиком в установленный срок предписания № 2133-01/02 от 01 марта 2013 года ( л.д. 4).
Судом установлено, что согласно предписанию государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области № от 01 марта 2013 года ТСЖ "3-я Кольцевая 10" надлежало в срок до 02 сентября 2013 года устранить выявленные недостатки: представить решение общего собрания собственников о создании ТСЖ и выборе способа управления многоквартирным домом, представить решение общего собрания членов ТСЖ об избрании членов правления и ревизионной комиссии и определения порядка досрочного прекращения их полномочий, представить решение правления о выборе председателя ТСЖ; представить реестр членов ТСЖ; представить Устав ТСЖ и протокол общего собрания собственников об его утверждении.( л.д. 4).
Доказательства направления Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области предписания 2133-01/02 от 01 марта 2013 года по адресу места нахождения юридического лица в материалах дела отсутствуют.
Факт получения ТСЖ "3-я Кольцевая 10" указанного предписания материалами дела также не подтвержден.
Поскольку юридически значимым является факт направления Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области ТСЖ "3-я Кольцевая 10» как юридическому лицу и дата получения этого предписания товариществом, то надлежащим направлением предписания является его направление юридическому лицу по официально зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц юридическому адресу и вручение этого предписания.
Так как предписание ТСЖ "3-я Кольцевая 10» истцом не направлялось, им не получено, обязанности исполнять требования предписания у ответчика не возникло, то оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Приходя к выводу об отказе ГЖИ в иске, суд также учитывает, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.07.2003 г. N 14-П, принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является крайней мерой, которая может быть применена к юридическому лицу судом, в том числе и за нарушение требований закона и иных нормативных актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых является обязательным для правоприменителя, положения ч. 2 ст. 61 ГК РФ предполагают, что нарушение требований закона и иных правовых актов в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В материалах дела не имеется доказательств в подтверждение того, что деятельность ТСЖ осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а допущенное ТСЖ нарушение не носит неустранимый характер.
Как установлено судом, товарищество собственников жилья "3-я Кольцевая 10» является действующим юридическим лицом, осуществляет хозяйственную и иную деятельность по управлению и эксплуатации многоквартирного жилого дома, что связано с необходимостью исполнения обязательств перед контрагентами, вытекающих из такой деятельности.
При этом, решение о ликвидации юридического лица в принудительном порядке предполагает не только формальное прекращение деятельности ТСЖ, но влечет и иные, предусмотренные гражданским законодательством последствия, в том числе связанные с назначением ликвидационной комиссии, определением порядка и сроков заявления требований кредиторами, составлением ликвидационного баланса, а при отсутствии средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, продажей имущества юридического лица, что может повлечь неблагоприятные последствия для членов ТСЖ и иных собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
С учетом всего изложенного, исковые требования ГЖИ к ТСЖ «3-я Кольцевая 10» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме этого, требования истца об исключении из ЕГРЮЛ записи о регистрации ТСЖ не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений, ранее внесенные сведения сохраняются. В соответствии с п. 4 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", государственный реестр содержит записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе - юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО; записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом; документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и п. 5 Правил. Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра. Согласно п. 5 Правил, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. При таких обстоятельствах следует сделать вывод о том, что законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей реестра.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области в иске к Товариществу собственников жилья «3-я Кольцевая 10» о ликвидации Товарищества собственников жилья «3-я Кольцевая 10» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о регистрации ТСЖ «3-я Кольцевая 10» отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.С. Рассадкина