ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/2014 от 24.06.2014 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

2-256/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Сумусенковой О.Н.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» муниципального образования «Турочакский район» ФИО2, действующей на основании Устава, решения №40 от 16..10.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации. В заявлении указывает, что он проживает в <адрес>.. Земельный участок по указанному адресу принадлежит ему на праве собственности, на нем расположена баня, которая была построена в 2009 году. ДД.ММ.ГГГГ в период сильнейшей волны подъема уровня р. Бия баню сорвало с фундамента и унесло. Наводнение принесло заявителю ощутимый ущерб. Комиссией администрацией Тондошенского сельского поселения по данному факту был составлен акт обследования частного жилого помещения с указанием характера и вида нанесенного стихией ущерба. Однако сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Наумову было отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с тем, что регистрация по месту жительства не совпадала в адресом подтопления. ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>, но фактически постоянно проживает в <адрес> круглогодично.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме на основаниях и доводах изложенных в заявлении, пояснил, что денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия жизнедеятельности его семьи.

Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» ФИО2 в судебном заседании признала требования заявителя, о чем предоставила суду письменное заявление, приобщенное к материалам дела, и дополнительно пояснила, что жилой дом, в котором проживает ФИО1 находится в зоне подтопления. ФИО1 действительно проживает постоянно по адресу: <адрес>. В результате подтопления ФИО1 утратил имущество первой необходимости, о чем свидетельствует акт обследования утраченного имущества, составленный и подписанный комиссией. ФИО1 администрацией сельского поселения был включен в списки пострадавших от наводнения и списки на возмещение материальных затрат. Однако после сверки адресов регистрации в миграционной службе было выяснено, что у него адрес регистрации иной, и не входит в зону подтопления. На этом основании он был исключен из списков пострадавших. Фактически ФИО1 со своей семьей постоянно проживает в <адрес>.

Выслушав заявителя, главу администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение», изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 25 вышеуказанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 18)

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» пострадавшими в результате наводнения в мае-июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке установленном федеральным законодательством.

Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» установлено, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года (далее - граждане), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с п. 4 орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложениях N 10, N 12 к Правилам (далее также - списки), и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящего Порядка.

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, необходимо обязательное наличие таких условий, как являться гражданином Российской Федерации, проживать в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай и (или) утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

Как следует из вышеуказанных норм, для включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации не является обязательным условием.

Согласно свидетельства о регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1000 кв. метров, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

Из паспорта Российской Федерации серии , выданного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно справки, выданной администрацией Турочакского сельского поселения МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирован по адресу <адрес> имеет состав семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения – сын, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения – жена.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай «Об утверждении границ ЧС на территории муниципального образования Тондошенское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» утверждены границы затопляемой территории, куда вошла <адрес>.

Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения от ДД.ММ.ГГГГ подписанного членами комиссии, утвержденного главой Тондошенского сельского поселения, согласованного с руководителем управления по делам ГОЧС органа местного самоуправления, установлено, что по месту жительства пострадавшего ФИО1 по адресу <адрес> имеются повреждения: унесена баня 3x3, поврежден огород; сделано заключение комиссии сумме ущерба в размере 20 000 рублей. Собственник жилого помещения ФИО1 с заключение комиссии и суммой ущерба согласен, имеется подпись ФИО1.

В материалах дела имеется отказ главы сельской администрации Тондошенского сельского поселения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого ФИО1 отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с не совпадением регистрации по месту жительства с адресом подтопления.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.

Отсутствие постоянной регистрации ФИО1 по адресу <адрес> не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий чрезвычайной ситуации - наводнения, поскольку противоречит нормам ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Постановлению Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости».

Произвольное расширительное толкование норм Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).

При таких обстоятельствах, суд находит, что требования заявителя о признании отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» № 143 от 09.06.2014 года о не включении ФИО1 в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным подлежит удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению требования заявителя ФИО1 об обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить его в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как ФИО1 фактически постоянно проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями самого заявителя; глава администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» ФИО2 не отрицает факт проживание заявителя по указанному адресу, так же судом установлено, что земельный участок расположен в границах зоны подтопления, утвержденных распоряжением сельской администрации «Тондошенское сельское поселение» № 71 от 02.06.2014 года; в результате наводнения пострадало имущество ФИО1, что подтверждается актом обследования от 03.06.2014 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

В судебном заседании от заявителя ФИО1 поступило заявление с просьбой обратить решение суда к немедленному исполнению.

Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Главами 23, 25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что заявитель пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, что повлекла для заявителя ухудшение его материального положения, денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия жизнедеятельности его семьи, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителя, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий- судья К.В.Албанчинова