Дело №2-256/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**. 2016 г. г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Падучих С.А.,
при секретаре Федоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Великолукского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Псковского филиала об обязании установить технологическое оборудование для очистки и дезинфекции автотранспорта,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.Великолукский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ Росгранстрой) в лице Псковского филиала об обязании установить технологическое оборудование для очистки и дезинфекции автотранспорта.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки установлено, что многосторонний автомобильный пункт пропуска через Государственную границу РФ «Бурачки» (далее – МАПП «Бурачки») не соответствует требованиям законодательства к обустройству и оснащению пунктов пропуска через Государственную границу РФ по причине отсутствия технологического оборудования для очистки и дезинфекции автотранспорта, что влечет невозможность осуществления государственными контролирующими органами возложенных на них функций.
Поскольку МАПП «Бурачки» определен в качестве пункта пропуска, предназначенного для ввоза на территорию РФ животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), то одним из видов государственного контроля в указанном пункте пропуска является карантинный фитосанитарный контроль для чего должны быть оборудованы дизенфекционно-помывочными блоками для ветеринарно-санитарной обработки транспорта.
В нарушение требований законодательства такое необходимое оборудование на МАПП «Бурачки» отсутствуют. В связи с этим и.о. Великолукского транспортного прокурора просил обязать ФГКУ Росгранстрой в лице его Псковского филиала оборудовать на МАПП «Бурачки» установить технологическое оборудование для очистки и дезинфекции автотранспорта.
Представитель Псковский транспортной прокуратуры, действующий по поручению и.о.Великолукского транспортного прокурора, исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить.
Представители ответчика ФГКУ Росгранстрой ФИО1 и ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных требований. При этом указали, что установка требуемого оборудования потребует возведение нового капитального строения, что отнесено к понятию «реконструкция пункта пропуска», для проведения которой установлен особый порядок, а именно путем внесения федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, предложения о проведении реконструкции пункта пропуска в Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ принимается нормативный правовой акт о реконструкции, согласованный соответствующими министерствами и ведомствами. Таким образом, полагает, что ФГКУ Росгранстрой не вправе принять самостоятельное решение о реконструкции госграницы.
Кроме того, поскольку ФГКУ Росгранстрой осуществляет возложенные на него обязанности исключительно в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых главным распорядителем средств федерального бюджета - ФГКУ Росграница, то ни ФГКУ Росгранстрой, ни его филиал самостоятельно не смогут обеспечить исполнение требований прокурора, в связи с чем полагает, что ФГКУ Росгранстрой надлежащим ответчиком по данному делу не является.
Также отметили, что денежные средства по обустройство пунктов пропуска выделяются только в рамках соответствующих целевых программ по обустройству государственной границы. В настоящее время МАПП «Бурачки» в такую программу не включен, денег для его обустройства не запланировано.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям ФИО3 не возражала против удовлетворения требований.
Заслушав прокурора, представителей истца, ответчика и третьего лица, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, акционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 №482 утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Согласно концепции реализации государственной политики в сфере обустройства объектов государственной границы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 №1309-р, проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе РФ осуществляется исключительно в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы РФ.
В настоящее время такой программой является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020».
На основании Указа Президента РФ от 11.10.2007 №1359 образовано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ (Росграница), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 №734, к полномочиям указанного Федерального агентства отнесено создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения; реализация функции государственного заказчика; выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ.
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1308-р создано ФГКУ Росгранстрой.
В соответствии с Уставом ФГКУ Росгранстрой, утвержденным приказом Росграницы от 04.02.2009 №6, его учредителем является Правительство РФ, полномочия которого осуществляет Росграница. Собственником имущества ФГКУ Росгранстрой является Правительство РФ в лице Росграницы.
Согласно ст.13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочия по формированию федеральных целевых программ и обеспечению их реализации возложены на Правительство РФ.
Обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля осуществляется ФГКУ Росгранстрой исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводит Росграница.
В соответствии с положениями п.29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 №482, под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 №930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Состав специальных сооружений и условия расположения в пункте пропуска государственных контрольных органов, осуществляющих государственный контроль в пункте пропуска определяются техническим заданием на этапе подготовки проектной документации на строительство или реконструкцию пункта пропуска, согласованной с пограничными, таможенными и другими государственными контрольными органами, после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения объекта при соответствующем выделении бюджетных лимитов.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, суд соглашается с доводами ответчика о том, что требуемое истцом обустройство МАПП «Бурачки» оборудованием для очистки и дезинфекции автотранспорта возможно только в рамках строительства (реконструкции) пункта пропуска.
Согласно п.31 вышеуказанных Правил, в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Росграницей принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны РФ, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
В настоящее время вышеуказанный нормативный акт в отношении МАПП «Бурачки» не принят.
Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» выделение денежных средств на обустройство МАПП «Бурачки» не предусмотрено.
Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика, мероприятия по обустройству МАПП «Бурачки» в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» не включены.
Исходя из положений ст.79 Бюджетного кодекса РФ (далее-БК РФ), бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1.2. Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного Приказом №6 от 04.02.2009г. Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, оно в соответствии с БК РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до ФГКУ лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности, а также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
В свою очередь ФГКУ Росгранстрой осуществляет свою деятельность по организации проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункты 3.1. и 3.2. Устава ФГКУ Росгранстрой).
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
При таких обстоятельствах, поскольку решение вопросов о строительстве и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу РФ относится к полномочиям Правительства РФ, при условии отсутствия планов на реконструкцию МАПП «Бурачки» Псковской области в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)», суд полагает, что предусмотренных законом оснований для возложения на заявленного в иске ответчика – ФГКУ Росгранстрой в лице его Псковского филиала обязанности по оборудованию МАПП «Бурачки» путем установки технологического оборудования для очистки и дезинфекции автотранспорта, необходимыми для осуществления карантинного фитосанитарного контроля, вне рамок указанной федеральной целевой программы и без принятия компетентным органом необходимого нормативного акта об этом, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности Великолукского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.
Судья С.А.Падучих
Мотивированное решение изготовлено **.**. 2016 года.