РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2016 года с. Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Галичаниной Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Т.М. и Л.Н.В. к Бюджетному учреждению социального обслуживания УР «***» об изменении даты увольнения, взыскании задолженности по заработной плате.
УСТАНОВИЛ:
М.Т.М. обратилась в суд с иском к БУСО УР «***» об изменении даты увольнения, взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование иска истица указала что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности диспетчера специального жилого дома.
Приказом от 30 декабря 2015 года она была уволена с работы. Считает увольнение её 30 декабря 2015 года незаконным, т.к она написала заявление на увольнение по собственному желанию, по договоренности с работодателем её должны были уволить 31 декабря 2015 года, тем самым недоплатили заработную плату за декабрь 2015 года.
Помимо этого, на работе она выполняла несвойственные ей функции, такие как уборка снега, ремонтные работы, функции сторожа, дворника которые им не оплачивались.
Кроме того, с марта 2014 года была прекращена выплата надбавки к окладу в размере 25 % за работу в сельской местности. Не выплачивали премии.
Истица просит суд обязать ответчика изменить дату увольнения с 30 на 31 декабря 2015 года с перерасчетом заработной платы за декабрь 2015 года, также взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за 2013-1015 года с учетом надбавки к окладу в размере 25% процентов, невыплаченных премий а также выполнение дополнительных работ всего в сумме 259867 рублей 50 коп.
Л.Н.В. обратилась в суд с иском к БУСО УР «***» об изменении даты увольнения, взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование иска истица указала что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности диспетчера специального жилого дома.
Приказом от 30 декабря 2015 года она была уволена с работы. Считает увольнение её 30 декабря 2015 года не законным, т.к она написала заявление на увольнение по собственному желанию, по договоренности с работодателем её должны были уволить 31 декабря 2015 года, тем самым недоплатили заработную плату за декабрь 2015 года.
Помимо этого, на работе она выполняла несвойственные функции, такие как уборка снега, ремонтные работы, функции сторожа, дворника которые не оплачивались.
Кроме того, с марта 2014 года была прекращена выплата надбавки к окладу в размере 25 % за работу в сельской местности. Не выплачивали премии.
Истица просит суд обязать ответчика изменить дату увольнения с 30 на 31 декабря 2015 года с перерасчетом заработной платы за декабрь 2015 года, также взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за 2013-1015 года с учетом надбавки к окладу в размере 25% процентов, невыплаченных премий а также выполнение дополнительных работ всего в сумме 259867 рублей 50 коп.
Судом исковые требования Л.Н.В. и М.Т.М. были объединены для совместного рассмотрения в одном производстве.
В судебном заседании истица М.Т.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Истица Л.Н.В. также поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Б.Е.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что задолженности по заработной плате перед истцами не имеется, уволились они по собственному желанию, надбавки в размере 25 % от оклада истцам прекратили выплачивать, поскольку они не имеют высшего или среднего специального образования, дающего право на получение указанных надбавок. Приказов, распоряжений о поручении истцам каких либо дополнительных работ, не входящих в их должностные обязанности не издавалось. В зимнее время они действительно очищали снег на дорожке, ведущей в здание, это связано с тем, что в специальном жилом доме содержались престарелые граждане, должность дворника не предусмотрена в штатном расписании.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Из представленных документов следует, что истица Л.Н.В. работала в должности диспетчера в БУСО УР «****» в специальном доме для одиноких престарелых на основании трудового договора от 01 января 2008 года.
17 декабря 2015 года она написала заявление об увольнении её по собственному желанию. При этом заявление было принято работодателем, достигнуто соглашение об увольнении работника 31 декабря 2015 года о чем имеется соответствующая виза.
Приказом директора БУСО УР «****» № 208 от 30 декабря 2015 года Л.Н.В. была уволена 30 декабря 2015 года по п.3 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса РФ, т.е по собственному желанию.
Истица М.Т.М. работала в должности диспетчера в БУСО УР «****» в специальном доме для одиноких престарелых на основании трудового договора от 07 сентября 2006 года.
17 декабря 2015 года она написала заявление об увольнении её по собственному желанию. При этом заявление было принято работодателем, достигнуто соглашение об увольнении работника 31 декабря 2015 года о чем имеется соответствующая виза.
Приказом директора БУСО УР «***» № 209 от 30 декабря 2015 года М.Т.М. была уволена 30 декабря 2015 года по п.3 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса РФ, т.е по собственному желанию.
Согласно положениям статьи 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Таким образом, единственным основанием для расторжения трудового договора в соответствии со ст. 80 ТК РФ является инициатива работника, выраженная в письменной форме и не измененная до окончания срока предупреждения работодателя о намерении работника прекратить трудовые отношения. При этом законом на работодателя возложена обязанность оформить расторжение трудового договора в последний день работы работника, выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
По общим нормам трудового законодательства сокращение двухнедельного срока уведомления о намерении расторгнуть трудовые отношения в одностороннем порядке не допускается. Расторжение трудового договора ранее истечения вышеназванного срока возможно только в случае согласования между сторонами иной даты, а также в случаях, когда заявление работника об увольнении обусловлено невозможностью продолжения работы в силу объективных обстоятельств, и в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства (ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, конкретизирующей предписание ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, адресованное работнику требование предупредить работодателя о своем увольнении, по общему правилу, не позднее чем за две недели (ч. 1 ст. 80 ТК РФ) обусловлено необходимостью предоставить работодателю возможность своевременно подобрать на освобождающееся место нового работника, а закрепленное частью четвертой той же статьи право работника до истечения срока предупреждения об увольнении отозвать свое заявление (если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора) направлено на защиту трудовых прав работника. В исключение из общего правила о необходимости отработать две недели с момента подачи заявления об увольнении по собственному желанию ч. 3 ст. 80 ТК РФ обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, в случае, если увольнение обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи).
Судом из представленных доказательств установлено, что между работниками и работодателем было достигнуто соглашение об увольнении истцов 31 декабря 2015 года, доказательств согласования между сторонами иной даты, а также в случая, когда заявление работника об увольнении обусловлено невозможностью продолжения работы в силу объективных обстоятельств не представлено, соответственно увольнение Л.Н.В. и М.Т.М. 30 декабря 2015 года произведено с нарушением трудового законодательства поэтому требования истцов об изменении даты увольнения и перерасчета заработной платы за декабрь 2015 года с учетом изменения даты увольнения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оставшиеся исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата и оплата труда работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы входят комиссионные выплаты и стимулирующие выплаты. В состав понятия стимулирующие выплаты входит: доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В силу абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены поощрения за труд, и указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Судом установлено, что М.Т.М. и Муниципальное учреждение Каракулинского района «*** 07.09.2006 года заключили трудовой договор N 96, по условиям которого истец принимается на работу к ответчику на должность сторожа.
Должностной оклад работника установлен по 1 разряду ЕТС в месяц (п. 5.1. договора).
Этим же пунктом договора предусмотрены также стимулирующие выплаты, порядок выплат которых предусмотрен Положением о заработной плате.
09 января 2008 г. стороны заключили дополнительное соглашение к трудовому договору N 96 от 07.09.2006 г. в соответствии с которым М.Т.М. переведена диспетчером в специальный жилой дом и выполняет обязанности диспетчера согласно должностной инструкции, должностной оклад работника установлен в размере 1604 руб. в месяц.
09 января 2008 г. стороны заключили дополнительное соглашение к трудовому договору N 96 от 07.09.2006 г., в соответствии с которым п.5.1 трудового договора в части установления заработной платой был конкретизирован, в том числе установлен должностной оклад в размере 6045 рублей, доплата за специфику работы в учреждениях в размере 906,75 рублей, ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы в размере 1813,5 рублей, районный коэффициент в размере 1313, 79 рублей, тем самым стороны достигли соглашения о размере заработной платы.
Л.Н.В. и Муниципальное учреждение Каракулинского района «**** 01.01.2008 года заключили трудовой договор N 117, по условиям которого истец принимается на работу к ответчику на должность диспетчера.
Должностной оклад работника установлен по 4 разряду ЕТС в месяц (п. 5.1. договора).
Этим же пунктом договора предусмотрены также стимулирующие выплаты, порядок выплат которых предусмотрен Положением о заработной плате.
12.01.2015 г. между истцом Л.Н.В. и директором ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № 117 от 01.01.2008 года согласно которого п.5.1 трудового договора в части установления заработной платой был конкретизирован, в том числе установлен должностной оклад в размере 6045 рублей, доплата за специфику работы в учреждениях в размере 906,75 рублей, ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы в размере 1813,5 рублей, районный коэффициент в размере 1313, 79 рублей, тем самым стороны достигли соглашения о размере заработной платы.
Согласно должностных инструкций диспетчера от 03 января 2008 года, от 25 декабря 2012 года, от 09 января 2014 года в должностные обязанности диспетчера входило проверка целостности охраняемого объекта, извещение пожарной части, дежурного органа внутренних дел о случаях возникновения пожара, прием и передача дежурства, уборка территории специального дома для одиноких престарелых ( в зимний период-уборка дорожек от снега и льда, в осенне-зимний период - от листвы и мусора) следить за выполнением жильцами правил внутреннего распорядка, следить за правильным использованием электрооборудования жильцами.) С указанными должностными инструкциями истцы были ознакомлены, о чем свидетельствуют их подписи.
Доказательств привлечения работодателем М.Т.М. и Л.Н.В. к выполнению каких -либо работ, помимо предусмотренных должностными инструкциями истцами суду не представлено.
Постановлением администрации Каракулинского района от 16 января 2013 года № 13 было утверждено Положение об оплате труда работников МБУ Каракулинского района «****»
Согласно указанного положения выплата и размер стимулирующих выплат в учреждении производились исходя из финансового состояния учреждения.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 219 от 05 мая 2015 года утверждено Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.
Пунктом 15 указанного положения предусмотрена надбавка за работу в сельских населенных пунктах устанавливается работникам учреждений, работающим в сельских населенных пунктах и занимающим должности руководителей, специалистов, а также другим служащим, занимающим должность "социальный работник", в квалификационных требованиях к которым устанавливается наличие высшего или среднего профессионального образования. Отнесение должностей к категориям руководителей и специалистов производится в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94.
Приказом директора БУСО «****» от 28 февраля 2014 года с 13 февраля 2014 года внесены изменения в штатное расписание – исключены надбавки за работу в сельских населенных пунктах в размере 25 % должностного оклада по должности диспетчер, о чем М.Т.М. и Л.Н.В. были предупреждены работодателем письменно в связи с тем, что ими не предоставлены документы о среднем профессиональном образовании. Факт отсутствия указанного образования не отрицается истцами.
Приказ от 28 февраля 2014 года о внесении изменений в штатное расписание образования истцами не обжалован.
В штатном расписании учреждения от 01 января 2014 года не предусмотрена выплата диспетчерам надбавки за работу в сельских населенных пунктах.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Материалами дела подтверждается, что работники и работодатель достигли соглашения о размере должностного оклада и иных доплат и надбавок, установленных работникам, истцы получали заработную плату в размере должностного оклада с учетом доплат за работу в праздничные дни, в ночное время, за специфику работы, за стаж, с учетом районного коэффициента, что подтверждается расчетными листками.
Поскольку в спорный период истцам начислялась и выплачивалась зарплата в соответствии с условиями трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, то оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов заработной платы в большем размере у суда не имеется.
К упоминаемым в ст. 129 ТК РФ стимулирующим выплатам относятся доплаты, надбавки, премии и другие выплаты. Системы стимулирующих выплат могут быть установлены:
1) работодателем с учетом мнения представительного органа работников;
2) коллективным договором.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
На практике основной стимулирующей выплатой являются премии, установленные в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации (ст. 144 ТК). Премирование осуществляется по различным показателям и может осуществляться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.
Установление систем премирования является прерогативой работодателя (ст. 135 ТК). Система премирования устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Обычной практикой стало утверждение положения о премировании.
Положения о премировании предусматривают:
показатели и условия премирования;
размеры премий;
категории работников, охваченных данным видом премирования;
периодичность премирования;
источник финансирования.
Условием премирования обычно является работа в течение учетного периода и выполнение установленных показателей. Одним из важнейших условий премирования признается и соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но совершившие прогул или появившиеся на работе в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок (например, нарушение технологических правил изготовления продукции), не приобретают право на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Работник, не выполнивший условий премирования, не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере.
Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада).
Размер премии конкретного работника определяется работодателем с учетом степени выполнения показателей и условий премирования.
Суд отмечает, что решение о выплате или невыплате премий, надбавок и т.н. стимулирующих выплат входит в компетенцию органа руководителя учреждения.
Судом исследованы также Коллективные договоры учреждения на 2012-2014 г.г., 2015-2018 г.г. Указанными коллективными договорами установлено, что формирование и расходование средств фонда оплаты труда производится в соответствии со штатным расписанием организации (п.7.1 Коллективного договора на 2012-2014 годы ). Указанными коллективными договорами также установлено право, но не обязанность работодателя производить поощрение работников организации.
Суд также отмечает, что вопросы премирования, в том числе, установления размера, критериев и условий такого премирования нормами трудового законодательства не регулируются, в связи с чем, разработка конкретных условий и показателей премирования, оценка
эффективности деятельности, как форм стимулирования работников, является правом работодателя.
Судом установлено, что решений о выплате стимулирующих надбавок истцам не принималось, следовательно, нет оснований для взыскания премии.
Кроме того, судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцам было предложено представить суду доказательства наличия задолженности по заработной плате и её размере, однако в нарушении ч.1 ст.56 ГПК РФ таковых доказательств истцами суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично
Изменить М.Т.М. и Л.Н.В. дату увольнения с 30 декабря 2015 года на 31 декабря 2015 года.
Обязать Бюджетное Учреждение Социального обслуживания Удмуртской Республики «****» произвести перерасчет заработной платы и выплатить истцам М.Т.М. и Л.Н.В. заработную плату за декабрь 2015 года с учетом изменения даты увольнения.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований М.Т.М. и Л.Н.В. отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сарапульский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
В окончательном виде решение изготовлено 06 апреля 2016 года.
Председательствующий судья : И.В.Чистяков