ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-256/2018 от 13.04.2018 Богучанского районного суда (Красноярский край)

..

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Богучаны 13 апреля 2018 г.

Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.,

с участием: ответчика: Пац Д.А.,

при секретаре Шабалиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства транспорта Красноярского края к Пац Д.А. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство транспорта Красноярского края обратилось в Богучанский районный суд с исковым заявлением Пац Д.А. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края.

Свое требование истец мотивируют тем, что 15 мая 2017 года водитель Пац Д.А., следовал с грузом по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края «Канск - Абан - Богучаны», управляя автотранспортным средством .. (государственный регистрационный знак ..), собственником которого является Ш.. 01.01.2017 г. между собственником транспортного средства Ш. и ответчиком был заключен договор аренды транспортного средства №4 (без экипажа), в соответствии с которым, в момент причинения вреда спорное транспортное средство находилось в фактическом владении ответчика Пац Д.А.

В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края», заключенного министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011 г., проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен Акт №46 от 15.05.2017 г. согласно которому зафиксировано превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства: нагрузки на оси: ось №2 - 8.34 т. (предельно допустимая - 5.00), ось №3 - 8.06 т. (предельно допустимая - 5.00).

Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации, указанных выше, а именно: допущено превышение общей массы и осевых нагрузок автотранспортного средства, что дополнительно подтверждается расчетом размера вреда и отсутствием специального разрешения.

Истец просит взыскать в с Пац Д.А. в доход бюджета Красноярского края 401 024,8 рублей в счет возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.

Представитель истца - Министерства транспорта Красноярского края по доверенности О.А. Баякина (доверенность в деле) в судебное заседание не явилась, согласно направленного в адрес суда ходатайства просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Представитель третьего лица: Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Красноярского края» - в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица индивидуальный предприниматель Ш. в судебном заседании 6 апреля 2018 года исковые требования Министерства транспорта Красноярского края к Пац Д.А. не поддержала и пояснила, что автомашину Камаз, на которой работает Пац Д.А., и на которой он был остановлен сотрудниками ГИБДД для осуществления весового контроля, она отдала ему в аренду. Большую часть времени Пац Д.А. на этом .. работает в своих интересах. Какие грузы он перевозит и куда ей не известно. Когда у неё возникает необходимость, Пац Д.А. перевозит её грузы из Красноярска в Богучаны. О том, что в мае 2017 года Пац Д.А. перевозил какой-то груз с превышением разрешенного веса она узнала в дальнейшем от самого Пац Д.А. Чей это был груз и куда его перевозил Пац Д.А., она не знает.

В судебное заседание 13 апреля 2018 года Шипуля Т.Л. не прибыла, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания.

Ответчик Пац Д.А. в судебном заседании пояснил, что в мае 2017 года он на арендованной у Ш. автомашине .. перевозил личные вещи из с. Богучан в п.Абан. Разгрузившись в Абане, он там же загрузился по просьбе жителя п. Абан грузом металлолома, макулатуры и стеклотары до г. Канска. Никаких документов на перевозимые грузы как до Абана, так и от Абана до г.Канска у него не было и нет. Не доезжая 8-ми км. до г. Канска он был остановлен сотрудниками ГИБДД. Произвели взвешивание автомашины, в результате было установлено превышение допустимых нагрузок на оси. Был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений нагрузки на ось, один экземпляр которого был ему вручен. Данный акт он в дальнейшем не обжаловал. Кроме этого, работником ГИБДД был составлен протокол, при рассмотрении которого в дальнейшем начальником ГИБДД было назначено наказание в виде штрафа. Решением Канского районного суда после обжалования данное постановление о назначении административного наказания было оставлено в силе.

Суд с учетом ходатайства истца и представителя третьего лица, а также с учетом мнения ответчика, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей истца и третьего лица.

Выслушав ответчика, третье лицо Ш.., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Обязанность владельцев транспортных средств, при получении специального разрешения согласовать маршрут движения транспортного средства и возместить вред, причиняемый при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, установлена частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ.

Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 (соответственно) к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).

В соответствии с «Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утверждённым приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. N 125 (п.2.2.2.) весовой контроль на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения: (п.2.2.2.1.2.) взвешивание транспортных средств. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Пунктом 2.3.5. Устава КГКУ «КрУДор», утверждённого приказом министерства транспорта Красноярского края № 3/112 от 27.07.2011 г. с учетом изменений, зарегистрированных налоговым органом 19.09.2012 г., предусмотрено обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края.

В судебном заседании установлено, что 15 мая 2017 года, управляя автотранспортным средством .. (государственный регистрационный знак ..) водитель Пац Д.А., следовал с грузом по автомобильной(ым) дорогам общего пользования Красноярского края «Канск - Абан - Богучаны» по маршруту: «Богучаны – Канск».

Собственником указанного транспортного средства является Ш., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства.

01.01.2017 г. между собственником транспортного средства Ш. и Пац Д.А. был заключен договор аренды транспортного средства №4 (без экипажа), в соответствии с которым, в момент причинения вреда спорное транспортное средство находилось в фактическом владении ответчика Пац Д.А.

Автомобильные дороги общего пользования, в том числе и автодорога «Канск-Абан-Богучаны», являются объектами государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за краевым государственным казённым учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (далее - КГКУ «КрУДор»),

Данное обстоятельство и протяженность маршрута следования транспортного средства ответчика подтверждаются выпиской из реестра государственной собственности Красноярского края. Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 г. N 205-п данная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края.

В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края», заключенного министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011 г., 15 мая 2017 года на 322 километре автодороги «Богучаны-Абан-Канск», было проведено взвешивание указанного транспортного средства под управлением Пац Д.А., по результатам которого составлен Акт №46 от 15.05.2017 г. согласно которому зафиксировано превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства: нагрузки на оси: ось №2 – 8,34 т. (предельно допустимая - 5.00 т.), ось №3 – 8,06 т. (предельно допустимая - 5.00 т.). Один экземпляр Акта № 46 непосредственно после взвешивания получен ответчиком, и в установленный законом срок данный Акт не обжалован.

Таким образом, ответчиком осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно допущено превышение общей массы и осевых нагрузок автотранспортного средства, в отсутствие специального на то разрешения.

Факт нарушения ответчиком требований законодательства подтверждается Протоколом 24 ТФ №725772 от 15.05.2017 г., составленным сотрудником Госавтоинспекции в отношении водителя Пац Д.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Согласно Решения Канского городского суда от 03 июля 2017 года, вынесенного по жалобе Пац Д.А., оставлены без изменения Постановление заместителя командира роты ДПС ГИБДД МО МВД России «Канский» от 23.05.2017 года, и решение заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Канский» от 02.06.2017 года о привлечении Паца Д.А. к административной ответственности по ч.11 ст.12.21.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5000 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Указанным Постановлением введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.

Согласно п. 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».

Расчет размера вреда, причинённого транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования края произведен в соответствии с порядком, установленным в п. 6 Правил возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс и осевых нагрузок транспортных средств, указанных в Приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, и составляет 401 024 руб. 8 коп.

В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе, к иным основаниям (статья 8 ГК РФ) относятся требования законов и иных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу части 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов,...и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо ином законном основании.

Учитывая установленные судом обстоятельства Пац Д.А., в связи с превышением осевых нагрузок автотранспортного средства и отсутствием у него специального разрешения, обязан возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края, в размере 401 024 руб. 8 коп.

Расчет размера вреда предоставлен истцом, проверен судом, ответчиком не оспорен, и взят судом за основу.

За основу расчета взята протяженность маршрута – 322 километра, из которых 220 км.- дорога с асфальтовым покрытием и 102 км. – дорога с грнунтовым покрытием (дорожная одежда переходного периода).

Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью края в области дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 1.1. «Положения о министерстве транспорта Красноярского края», утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п, а также в соответствии с пунктом 3.18 Положения к его компетенции отнесено осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

Согласно Закона Красноярского края 05.12.2013 г. N 5-1881 «О краевом бюджете 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов» министерство транспорта Красноярского края входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (строка № 495 Приложения 2 к данному Закону).

В силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет.

Полномочия администратора доходов бюджета в указанной части осуществляет главный администратор доходов краевого бюджета - Министерство транспорта Красноярского края, в связи с чем, имеет право на иск по данной категории дел.

Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд требования истца признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд критически относится к показаниям ответчика в ходе судебного разбирательства, согласно которым груз, перевозимый им 15 мая 2017 года на арендованной у Ш. автомашине .., был им загружен к п. Абан, а не в с. Богучаны, так как никаких доказательств этому суду не представлено.

В то же время согласно акта № 46 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, составленным оператором ППВК 15.05.2017 года, а также протокола об административном правонарушении, составленным инспектором ОР ОПС ГИБДД МО МВД России «Ленинский» также 15.05.2017 года, маршрут движения автомашины .. под управлением Пац Д.А. указан Богучаны – Красноярск.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства транспорта Красноярского края удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Пац Д.А. в пользу Министерства транспорта Красноярского края в доход бюджета Красноярского края в счет возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза - 401 024 (четыреста одну тысячу двадцать четыре) рубля 8 копеек.

Взыскать с Пац Д.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 7210 рублей.

Платёжные реквизиты для перечисления суммы возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования Красноярского края тяжеловесным транспортным средством:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (Министерство транспорта Красноярского края л/с 04 192051 660) ИНН/КПП 2466230204/246601001 Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю БИК 040407001, р/счет 40101810600000010001 КБК 711 1 16 37 020 02 0000 140 ОКТМО 047 01 000.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в месячный срок с момента оглашения решения в полном объеме.

Председательствующий: В.А. Людвиковский