24RS0023-01-2023-000291-41
Дело № 2-5/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2024 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т. П.,
при секретаре Слабинской Т.В.
с участием прокурора Казачинского района Красноярского края Прокопенко Е.В.,
с участием представителя ответчика главы Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края – Пилипенко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района Красноярского края, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации в границах поселения снабжения населения топливом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Казачинского района Красноярского края предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об организации в границах поселения снабжения населения топливом.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки прокуратурой Казачинского района Красноярского края, установлено, что в нарушение требований законодательства об организации снабжения населения твердым топливом (дровами) в пределах полномочий, установленных законодательством российской Федерации администрацией Рождественского сельсовета вопрос снабжения населения топливом не урегулирован, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разрабатывались и не издавались, информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории муниципального образования и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется. По выявленным нарушениям 17.05.2023г. в адрес главы сельского совета внесено представление об устранении нарушений законодательства. По состоянию на 26.09.2023г. информация о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района не поступила, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разработаны и неприняты.
Прокурор просит суд обязать администрацию Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края подготовить информацию о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельсовета и использующих печное отопление в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края организовать сбор сведений о потребности населения в твердом топливе в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края разработать и принять нормативные правовые акты регулирующие организацию снабжения населения топливом, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Казачинского районного суда Красноярского края от 24.01.2024г. принят отказ от иска прокурора Казачинского района Красноярского края в части исковых требований об обязании администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края разработать и принять нормативные правовые акты регулирующие организацию снабжения населения топливом, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с отказом от исковых требований к ответчику в полном объеме, поскольку ответчиком добровольно исполнены указанные выше требования прокурора, отказ принят судом, дело в этой части производством прекращено.
В судебном заседании прокурор Казачинского района Красноярского края – Прокопенко Е.В. (полномочия проверены) иск поддержала в части обязания ответчика подготовить информацию о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельсовета и использующих печное отопление в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязании администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края организовать сбор сведений о потребности населения в твердом топливе в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленные прокурором требования исполнены ответчиком в добровольном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика глава Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края – Пилипенко О.И. пояснила, что печное отопление на территории сельсовета используют 268 семей, информацией о льготной категории граждан в сельсовете отсутствует. Сбором сведений о потребности населения в твердом топливе, сельсовет не ведет. Постановлением № от 01.12.2023г. утверждено Положение об организации снабжения населения твердым топливом на территории Рождественского сельсовета.
Представитель третьего лица администрации Казачинского района Красноярского края в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель третьего лица ТО КГКУ «УСЗН» по Казачинскому району в зал суда не явился, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствии
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г., устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 часть 1 статья 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Проверкой администрации выявлены нарушения законодательства об организации снабжения населения твердым топливом (дровами) в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выразившиеся в следующем:
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в размере 50 процентов оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан.
Так, согласно п. 8 статьи 19 Закона №13-2804 заявителям (получателям компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки), проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 5.2, 6 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, по оплате приобретения и доставки твердого топлива определяется в пределах площади, указанной в статьях 2 - 5.2, 6 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, исходя из фактических расходов, но не более размера, определенного в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в порядке, установленном Правительством края, по предельным ценам на твердое топливо, утверждаемым органом государственной власти края, осуществляющим полномочия в сфере тарифной политики.
При отсутствии у заявителей (получателей компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки), проживающих в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, возможности подтверждения фактических расходов на приобретение и доставку твердого топлива размер компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 5.2, 6 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, по оплате приобретения и доставки твердого топлива определяется в пределах площади, указанной в статьях 2 - 5.2, 6 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в порядке, установленном Правительством края, по предельным ценам на твердое топливо, утвержденным органом государственной власти края, осуществляющим полномочия в сфере тарифной политики.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 20.12.2022 № 42-т установлены предельные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Согласно указанному приказу на территории Казачинского района установлена предельная цена за 1 куб.м дров в размере 862,71 рубля.
Рождественский сельсовет наделен статусом сельского поселения Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3013 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Казачинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований».
В состав Рождественского сельсовета, в соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3013, входят сельские населенные пункты: село Рождественское (административный центр), деревня Березняки, деревня Водорезово, деревня Челноки.
Пунктом 14 части 1 статьи 7 Устава Рождественского сельсовета предусмотрено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения сельсовета.
В ходе проверки установлено, что полномочия по исполнению п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Рождественским сельсоветом муниципальному образованию Казачинский район не передавались.
Вместе с тем, вопрос снабжения населения топливом в Рождественском сельсовете не урегулирован, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разрабатывались и не издавались, информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории муниципального образования и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется.
По выявленным нарушениям 17.05.2023г. прокуратурой района в администрацию Рождественского сельсовета внесено представление. По состоянию на 26.09.2023г. информация о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района не поступила. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разработаны и не приняты.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Одним из способов защиты гражданских прав, ст. 12 ГК РФ называет принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, судом установлено, что отсутствие правового регулирования в сфере организации населения топливом является приобретение топлива населением самостоятельно, в том числе посредством его купли-продажи на «стихийных» рынках. По этой причине льготная категория граждан при покупке дров не может получить подтверждающие документы о стоимости топлива, его доставке до места назначения, являющиеся основанием для получения соответствующей компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие организации снабжения населения твердым топливом (дровами), подрывает его повседневную жизнедеятельность.
Срок для устранения недостатков - 01 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает достаточным.
На основании изложенного, требования прокурора об обязании ответчика подготовить информацию о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельсовета и использующих печное отопление в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязании администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края организовать сбор сведений о потребности населения в твердом топливе в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края подготовить информацию о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории сельсовета и использующих печное отопление в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края организовать сбор сведений о потребности населения в твердом топливе в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т. П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2024 года.