ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257 от 07.06.2011 Осташковского городского суда (Тверская область)

                                                                                    Осташковский городской суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Осташковский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-257/2011 года принято в окончательной форме 7 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осташковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.

при секретаре Рябисе А.Н.,

с участием прокурора Золотаренко Я.В.,

представителя ответчика М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 2 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Залучьенское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия и обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Осташкова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО «Залучьенское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия-памятников «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в  и обязании принять меры к постановке на учет указанных бесхозяйных объектов культурного наследия.

Свои требования мотивировал тем, что памятники «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в  были приняты под охрану решением Калининского облисполкома №310 от 20.08.1973 года, памятник «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в  был принят под охрану решением Облисполкома от 14.02.1977 года №26. Постановлением Губернатора Тверской области №468 от 26.10.2000 года «Государственный список памятников истории и культуры Тверской области местного значения» указанные памятники были включены в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Согласно сведениям комитета по управлению имуществом Тверской области объекты культурного наследия регионального значения-братские могилы советских воинов, павших в боях с фашистами, расположенные на территории Осташковского района в реестре государственного имущества Тверской области не значатся. По сообщению комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области братские могилы в  собственника не имеют, то есть являются бесхозяйными объектами культурного наследия. В письме администрации МО «Осташковский район» указано, что данные памятники не являются муниципальной собственностью МО «Осташковский район». Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В адрес администрации МО «Залучьенское сельское поселение» прокурором города Осташкова было внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия и предлагалось принять меры по постановке на учет данных памятников и принятии их в муниципальную собственность. Однако ответчиком указания прокурора выполнены не были. Отсутствие собственника вышеназванных объектов культурного наследия, бездействие администрации МО «Залучьенское сельское поселение», выразившееся в непостановке на учет данных объектов культурного наследия, влечет за собой невозможность финансирования деятельности по их содержанию и ремонту, а также способствует в дальнейшем утрате памятников.

Во время рассмотрения дела прокурор города Осташкова дополнил ранее заявленные требования и указал, что ст.11 Закона РФ от 14.01.1993 года №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлены полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. В п.2,3 Распоряжения администрации Тверской области от 18.02.2010 года №116-ра «Об утверждении примерных стандартов благоустройства воинского захоронения в Тверской области содержатся рекомендации органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утвердить стандарты благоустройства воинского захоронения, применяемые на территории соответствующего муниципального образования; привести в надлежащее состояние воинские захоронения на территории муниципального образования, в том числе обеспечить приведение учетной документации в соответствие с требованиями законодательства; принять меры по передаче в муниципальную собственность бесхозяйных воинских захоронений, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Прокурор Золотаренко Я.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Залучьенское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия-памятников Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» и «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в ; обязать администрацию МО «Залучьенское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия-вышеуказанных памятников.

Представитель ответчика-администрации МО «Залучьенское сельское поселение» по доверенности М. иск не признала, пояснив, что братские могилы в  и , могила генерала Шевчука в  состоят на учете в военном комиссариате г.Осташкова, на них есть учетные карточки в администрации поселения как на воинские захоронения. Администрация МО «Залучьенское сельское поселение» обеспечивает сохранность указанных памятников, ежегодно проводит работы по их сохранению, однако в собственности сельского поселения эти памятники никогда не находились. Братские могилы и могила генерала Шевчука являются памятниками истории и культуры регионального значения и законные основания для передачи их в собственность сельского поселения отсутствуют.

Третьи лица-комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области оставили решение вопроса на усмотрение суда, о чем представили письменные заявления, а также ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Выслушав прокурора Золотаренко Я.В., представителя ответчика-администрации МО «Залучьенское сельское поселение» М., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора города Осташкова не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование иска прокурор города Осташкова указал, что памятники истории и культуры «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» и «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в  являются бесхозяйными объектами, что подтверждается, по его мнению, письмами комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (л.д.26-27) об отсутствии сведений о собственнике памятников; комитета по управлению имуществом Тверской области (л.д.29) о том, что объекты культурного наследия регионального значения-памятники истории и культуры «Братские могилы советских воинов, павших в боях с фашистами», расположенные на территории Осташковского района Тверской области в реестре государственного имущества Тверской области не значатся; администрации МО «Осташковский район» (л.д.19-21) о том, что указанные объекты не находятся в муниципальной собственности МО «Осташковский район»; администрации МО «Залучьенское сельское поселение» (л.д.15) об отсутствии в муниципальной собственности сельского поселения объектов культурного наследия.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч.1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3).

Вместе с тем, охрана памятников истории и культуры в силу ст.72 Конституции РФ отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из паспорта памятника истории и культуры-«Могила генерал-майора И.П. Шевчука» в  (л.д.30-31) следует, что он установлен в 1961 году, принят под охрану решением Калининского Облисполкома №26 от 14.02.1977 года в качестве памятника местного значения.

В паспорте памятника истории и культуры «Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны» в  (л.д.32-33) указано, что он установлен в 1958 году, принят под охрану решением Облисполкома №310 от 20.08.1973 года в качестве памятника местного значения.

В паспорте памятника истории и культуры «Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны» в  (л.д.34-35) указано, что он установлен в 1958 году, принят под охрану решением Облисполкома №310 от 20.08.1973 года в качестве памятника местного значения.

Постановлением губернатора Тверской области от 26.10.2000 года №468, изданного на основании Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" утвержден Государственный список памятников истории и культуры Тверской области местного значения, в котором под номером 1237 указана «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.», под номером 1238-«Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в , под номером 1249-«Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в .

25.06.2002 года был принят Федеральный закон №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее ФЗ №73-ФЗ), согласно ч.3 ст.64 которого памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приведенными документами установлено, что в настоящее время «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в  и «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в  являются объектами культурного наследия регионального значения.

Указанное обстоятельство подтверждается также письмами комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27).

Согласно ч.1 ст.48 ФЗ N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

П.3 ст.2 ФЗ №73-ФЗ определено, что имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации-республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", действовавшего до введения в действие ГК РФ, в собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно- территориальных образований Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания закона памятники «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в  и «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г.» в  отнесены к государственной собственности субъекта РФ-Тверской области-как объекты культурного наследия (памятники истории) регионального значения.

Доказательств того, что право собственности Тверской области на спорные памятники прекращалось по основаниям, предусмотренным ст.235 ГК РФ, либо собственник в установленном законом порядке (ст.236 ГК РФ) отказался от собственности на памятники прокурором не представлено, поэтому оснований для признания памятников истории в  и  бесхозяйными объектами культурного наследия не имеется.

Прокурор г.Осташкова в обоснование иска сослался на письмо комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26-27), которое по его мнению подтверждает, что памятники в  и  собственника не имеют и являются бесхозяйными объектами культурного наследия.

Однако данное письмо такого утверждения не содержит, в нем лишь указано, что комитет не располагает сведениями о собственниках данных объектов культурного наследия, а также, что собственник данных объектов культурного наследия за оформлением охранных обязательств не обращался.

Довод прокурора г.Осташкова о том, что братские могилы в  и , а также могила генерал-майора Шевчука не включены в государственный реестр государственного имущества Тверской области правового значения по делу не имеет, поскольку в данном случае объекты культурного наследия отнесены к государственной собственности субъекта РФ законом, имеющим прямое действие на всей территории РФ.

Согласно ст.ст.5,6 и 11 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", на которые также ссылался прокурор в судебном заседании работа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, учет и сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления, а подпунктом «б» пункта 3 распоряжения администрации Тверской области от 18.02.2010 года №116-ра «Об утверждении примерных стандартов благоустройства воинского захоронения в Тверской области» органам местного самоуправления в ходе подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов органам местного самоуправления рекомендовано принять меры по передаче в муниципальную собственность бесхозяйных воинских захоронений, находящихся на территории соответствующего муниципального образования Тверской области.

Как показала в судебном заседании представитель ответчика М. администрацией МО «Залучьенское сельское поселение» данные требования закона выполняются, за братскими могилами в  и в , а также за могилой генерала Шевчука в  осуществляется постоянный уход и установлено шефство.

Однако действующее законодательство не предусматривает эти обстоятельства в качестве оснований для приобретения права собственности, либо признания имущества бесхозяйным. В самом тексте упомянутого распоряжения указано, что рекомендации по принятию в муниципальную собственность относятся именно к бесхозяйным воинским захоронениям, а в данном случае памятники истории в  и  таковыми не являются и отнесены в силу закона к собственности субъекта РФ.

Законом (ст.241 ГК РФ и ст.54 ФЗ №73-ФЗ) в случаях бесхозяйственного содержания объекта культурного наследия, угрожающего сохранности объекта и влекущего утрату им своего значения предусмотрены его изъятие по решению суда у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Само по себе нахождение на территории сельского поселения памятника регионального значения, являющегося государственной собственностью субъекта РФ, не может являться основанием для возложения на администрацию поселения обязанности по постановке его на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия.

Согласно материалам дела, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для осуществления государственных полномочий по сохранению объекта культурного наследия администрации поселения не передавались.

Ссылки прокурора в обоснование иска на ч.2 ст.50 и ст.14 ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ не могут быть приняты судом, поскольку указанные нормы регулируют отношения, связанные с объектами культурного наследия, находящимися в муниципальной собственности, либо памятниками истории и культуры местного значения, а спорные памятники относятся к объектам культурного наследия регионального значения и являются государственной собственностью субъекта РФ.

В соответствии с положениями норм Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует как представитель федеральной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Реализация этих полномочий в гражданском судопроизводстве ограничена ст.45 ГПК РФ, наделяющей прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом изложенного иск прокурора города Осташкова как не основанный на законе и не направленный на восстановление прав неопределенного круга лиц удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска прокурора города Осташкова о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Залучьенское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия-памятников «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Братская могила советских воинов, павших в боях с фашистами, 1941-1942 г.г» в , «Могила генерал-майора Шевчука Ивана Павловича, 1892-1942 г.г.» в -и обязании ответчика до 1 августа 2011 принять меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия в управлении Росреестра по Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме-7 июня 2011 года.

Федеральный судья В.Л. Ежелый