ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2570/13 от 29.10.2013 Батайского городского суда (Ростовская область)

     Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

             29 октября 2013г.                                                                               г. Батайск

 Батайский городской суд Ростовской области в составе:

 Председательствующего судьи Вишняковой Л.В.

 При секретаре Федотовой СН

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2570/13 по заявлению Ступниковой <данные изъяты> к Администрации <адрес> об оспаривании действий по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, заинтересованные лица: Управление по архитектуре и градостроительству <адрес>, Ююкин <данные изъяты>,

 У с т а н о в и л :

 Ступникова МА обратилась в суд в порядке ст 254 ГПК РФ с заявлением к Администрации <адрес> об оспаривании действий Администрации <адрес> по выдаче разрешений на строительство индивидуального жилого дома ( л. д. 4-7). Определением Батайского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление по архитектуре и градостроительству <адрес> и Ююкин ВН.

           Заявитель Ступникова МА в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена. Как пояснил ее представитель по доверенности ФИО4, она не возражает дело рассматривать в ее отсмутствие.. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие заявителя с участием ее представителя по доверенности ФИО5.

         В судебном заседании представитель заявителя Ступниковой МА по доверенности ФИО6 уточнил заявленные требования и просил признать незаконным только разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Администрацией <адрес> Ююкину ВН на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, просил обязать Администрацию <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем отмены (отзыва) разрешения на строительства.

           В обоснование уточненного заявления представитель заявителя ФИО7 суду пояснил, что Ступникова МА является собственником 1/2доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ., расположенного на земельном участке площадью 662 кв.м. Собственником смежного земельного участка общей площадью 1696 кв.м. по адресу: <адрес> ( ранее был два участка, потом участки были объединены), является Ююкин ВН,, у которого право собственности на этот объект недвижимого имущества возникло ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №. После приобретения земельного участка Ююкин В.Н. снес расположенные на этом участке строения и начал осуществлять на нем строительство одновременно 4-х жилых трехэтажных домов. Фактически Ююкиным В.Н. эти объекты строятся как три многоквартирных дома и одно здание под офисы и магазины с целью последующей реализации пообъектно, причем, здание под офисы и магазины расположено напротив дома Ступниковой. Поскольку назначение земельного участка Ююкина ВН определено - «объекты индивидуального жилищного строительства» и действия Ююкина В.Н. по осуществлению строительства таких объектов недвижимости недопустимы, заявитель обратилась в Региональную службу государственного строительного надзора <адрес> с заявлением по факту строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке не отведенном для этих целей. Согласно ответу Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место, установлено, что застройщиком Ююкиным ВН ведется строительство 4-х индивидуальных жилых домов по <адрес> на основании разрешений на строительство, выданных Администрацией <адрес> № ижс от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года.

         Заявитель полагает, что действия Администрации <адрес> по выдаче разрешения на строительства № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым дано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и который строится непосредственно напротив дома заявителя, являются незаконными по следующим основаниям. Ююкиным В.Н., в соответствии с выданными им разрешениями на строительство осуществляется строительство объекта недвижимости с нарушением правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с вышеуказанными Правилами землепользования и застройки предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа (зона Ж.2), а именно минимальные отступы от границ земельных участков от объектов для проживания населения составляют 3 метра; от гаража, строений и сооружений вспомогательного характера - 1 метр. В соответствии с этими же правилами минимальные отступы от границ земельного участка объектов индивидуального жилищного строительства в существующей жилой застройке могут быть уменьшены с 3-х до 1 метра при условии соблюдения санитарных и противопожарных норм. Точный размер отступа определяется при подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства. Строящийся трехэтажный объект капитального строительства, который возводит Ююкин ВН на смежном с заявителем земельном участке, расположен на расстоянии не соответствующем минимальным отступам от границ земельного участка объектов индивидуального жилищного строительства и составляет 2,4 метра. Одновременно при таком несоблюдении правил землепользования и застройки Ююкиным В.Н. ведется строительство вышеуказанного объекта недвижимости и с нарушением «СП 42.13330.2011, - Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно п. 7.1. которого: «Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в. разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями. В районах усадебной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6м, а расстояния до сарая для содержания скота и птицы - в соответствии с 8.6 настоящих норм. Расстояние от границы участка должно быть не менее, метра: до стены жилого дома - 3м.; до хозяйственных построек - 1м. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) - не менее 25 м». Фактически Ююкиным В.Н., хотя и осуществляется строительство в строгом соответствии с выданными на него разрешениями (об этом свидетельствует прилагаемое письмо Региональной службы строительного надзора <адрес>), однако им уже нарушены нормы строительных правил, противопожарные требования. Так расстояние от окон дома, расположенного на принадлежащем заявителю земельном участке до строящегося Ююкиным В.Н. дома (стены дома) составляет 5,7 метра, что не соответствует Строительным правилам СП 52.13330. Ввиду такого очевидного нарушения ее прав Администрация <адрес> не могла выдавать Ююкину В.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома с разрешением отступа менее 3 метров от границы между ее с Ююкиным В.Н. земельными участками - при таких нарушениях санитарных и противопожарных норм. Своего согласия на такое смежное строительство заявитель в установленном законом порядке не давала. В соответствии со ст 254, 255 ГПК РФ Ступникова МА просит признать незаконным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданное Администрацией <адрес> Ююкину <данные изъяты> на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> и устранить допущенные нарушения путем отмены ( отзыва) разрешения на строительство. Заявитель полагает, что оспариваемое ею разрешение на строительство, выданное Администрацией <адрес> на строительство объекта недвижимости - индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, было выдано с нарушением строительных правил, норм пожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья заявителя, а также для её имущества, так как в случае возгорания построенного Ююкиным В.Н. строения может пострадать принадлежащий заявителю на праве общей долевой собственности жилой дом, ввиду его нахождения на расстоянии менее специально рассчитанного для защиты от распространения огня.

 Представитель Администрации <адрес>, по доверенности ФИО8 она же представитель Управления по архитектуре и градостроительству <адрес> по доверенности, заявленные требования не признала, суду пояснила, что оспариваемой Ступниковой МА разрешение на строительство индивидуального жилого дома было выдано Администрацией <адрес> в соответствии с нормами ст 51 ГрК РФ, градостроительным планом Процедура выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома полностью соблюдена. Ююкиным ВН действительно на объединенном земельном участке строятся 4 трехэтажных жилых дома, но дома находятся в стадии строительства и в настоящее время пока еще не возможно определить являются ли строящиеся объекты индивидуальными жилыми домами или многоквартирными, Просит обратить внимание суда на то, что в производстве суда находится дело по искам ряда граждан, в том числе и Ступиниковой МА к Ююкину ВН о запрете строительства этих домов, в этих исках указаны как раз таки основания, в том числе нарушение строительных, противопожарных правил при строительстве домом Ююкиным ВН, тем не менее, почему-то Ступникова МА решила обжаловать действия Администрации <адрес> по выдаче Ююкину ВН разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Для сведения суду сообщила, что постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ююкину ВН было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на вид «многоквартирные дома не свыше 3-х этажей».В заявленных требованиях Ступниковой МА просит отказать.

 Заинтересованное лицо Ююкин ВН и его представитель по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие заинтересованного лица Ююкина ВН и его представителя ФИО10.

 Суд, выслушав представителя заявителя по доверенности ФИО11, представителя Администрации <адрес> и представителя Управления по архитектуре и градостроительству <адрес> по доверенностям ФИО12, обозрев материалы дела, находит, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

            В соответствии со ст 46 Конституции РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых по мнению указанных лиц были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-то обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

         Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

          В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права гражданина.

         В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться- в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

         В соответствии со ст 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

 Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 В соответствии с п 9 ст 51 ГрК РФв целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищногостроительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с п 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, созданию препятствия к их осуществлению.

 В судебном заседании установлено, что Ступиникова МА является собственником 1\2 доли в праве собственности на домовладение по <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. Ююкину ВН на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью. 1696 кв м по <адрес> на основании свидетельства о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> находится в зоне застройки «Ж-2» ( жилые дома не свыше 3-х этажей)

 Администрацией <адрес> Ююкину ВН ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение № на строительство индивидуального одноквартирного жилого дома.

 Как установлено в судебном заседании данное разрешение было выдано в соответствии со ст 51 ГрК РФ, с учетом градостроительного плана. Форма разрешения соответствует установленной Правительством РФ форме. Суд не может согласиться с утверждением представителя заявителя о том, что в данном разрешении необходимо было указывать нормы отступа от межевой границы с соседними участками, в частности, с участком Ступниковой МА, а также обозначить необходимость соблюдения застройщиком строительных, противопожарных норм, поскольку такие данные в разрешении на строительство и не должны быть указаны в силу закона. Разрешение на строительство было выдано на строительство индивидуального жилого дома, а выполняется ли данное разрешение в соответствии с его целью и назначением, а также выполняются ли условия соблюдения застройщиком строительных, противопожарных норм при строительстве жилого дома на своем земельном участке, в том числе и по отношению к соседним земельным участкам и расположенным на них жилыми домами,, не может являться предметом настоящего судебного разбирательства. В производстве <данные изъяты> горсуда находится на рассмотрении дело по искам ряда граждан, в том числе и Ступниковой МА о запрете строительства Ююкину ВН строящихся им объектов, в том числе и по причине того, что он строит не индивидуальные жилые дома, а многоквартирные, поэтому в рамках этого дела Ступникова МА и может требовать проверки соответствия строительных, противопожарных норм, норм инсоляции и т.п строящегося Ююкиным ВН объекта, расположенного напротив ее жилого дома..

 Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявления Ступниковой <данные изъяты> о признании незаконным разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданное Администрацией <адрес> Ююкину <данные изъяты> на строительство ИЖД по <адрес>, об устранении допущенных нарушений путем отмены ( отзыва) разрешения на строительство, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 05 ноября 2013 года.

         Решение изготовлено 05 ноября 2013 года.

            Судья                                                                     Вишнякова Л.В.