РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего Симаковой Л.В., при секретаре Еганян В.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ГКУ «УСЗН № 2» ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске 30 ноября 2016 года гражданское дело № по исковому заявлению ФИО3 к Главному управлению социальной защиты Курганской области и ГКУ «Управление социальной защиты населения № 2» о понуждении в назначении жилищной субсидии, выдаче жилищного сертификата, включении в наследственную массу жилищного сертификата и признании права собственности на него в порядке наследования по закону, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области и ГКУ «УСЗН № 2» о понуждении в назначении жилищной субсидии, выдаче жилищного сертификата, включении в наследственную массу жилищного сертификата и признании права собственности на него в порядке наследования по закону. В исковом заявлении указала, что ее мать "ВЗИ" проживавшая в с. ... Шадринского района, имела право на меры социальной поддержки, а также на назначение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», т. к. она имела статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны. ....2013 она была включена в реестр участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в органы местного самоуправления после 01.03.2005, который ....2015 был направлен в ГУ СЗН Курганской области. Однако ... года"ВЗИ" умерла. Поскольку статус вдовы участника Великой Отечественной войны длительное время не присваивался "ВЗИ" по вине ответчиков, а она при жизни выразила свое волеизъявление на улучшение жилищных условий и намерение пользоваться субсидией, которая не была реализована при ее жизни по обстоятельствам, не зависящим от ее воли, полагает, что при применении по аналогии положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросам применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оснований для отказа в выдаче жилищного сертификата, признании права собственности на него в связи с включением в наследственную массу не имеется.
Представитель истца ФИО1 в ходе рассмотрения дела представил заявление об изменении исковых требований (л. д. ...), просил обязать ответчика ГКУ «УСЗН № 2» направить в ГУ СЗН Курганской области реестр участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в органах местного самоуправления после 01.03.2015, в который включена "ВЗИ". обязать ответчика ГУ СЗН Курганской области выдать жилищный сертификат включить в наследственную массу жилищный сертификат и признать право собственности на него в порядке наследования по закону.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием ее представителя.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании измененные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в судебное заседание не явился, о | месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из представленных суду возражений на исковое заявление (л. д. ...) следует, что в исковом заявлении не указано, какими решениями, действиями (бездействием) ГУ СЗН были нарушены права и законные интересы истца, поскольку ФИО3 по вопросу выдачи жилищного сертификата ее матери "ВЗИ" не обращалась, а сама ФИО3 не относится к категориям граждан, обеспечиваемым в соответствии с действующим законодательством жилищными сертификатами или жилыми помещениями в иной форме за счет средств федерального бюджета. ГКУ «УСЗН № 2» не наделено полномочиями по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета, а у ГУ СЗН Курганской области отсутствует полномочие по выдаче указанного сертификата. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как меру социальной поддержки, имеют члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки в Курганской области определено ГУ СЗН в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляются путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета в соответствии с п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Предоставление денежной выплаты осуществляется в порядке очередности, установленной реестром граждан, нуждающихся в жилом помещении. Данная мера социальной поддержки носит заявительный характер, средства на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, которые ежегодно предоставляются до 20 января и до 20 июля текущего года. В 2016 году субвенции поступили в марте месяце. Поскольку "ВЗИ" была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ....2015, включена в реестр под №, ее учетное дело после поступления субвенций было запрошено и поступило ....2016, в ходе рассмотрения учетного дела стало известно о том, что она умерла ... года, в связи с чем она была исключена из реестра. Таким образом, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении "ВЗИ". денежной выплаты при ее жизни не принималось и не могло быть принято в связи с отсутствием субвенций из федерального бюджета в период с ...2015 по ....2016, на первоочередное предоставление жилья "ВЗИ" правом не обладала. Полагают, что у истца отсутствуют правовые основания для обращения в суд с иском о включении денежной выплаты в наследственное имущество, поскольку денежная выплата, как мера социальной поддержки, является личным неимущественным правом гражданина, которое в состав наследства не может быть включено, т. к. данное право связано с личностью наследодателя, а ФЗ «О ветеранах» не содержит нормы о переходе по наследству права на предоставление мер социальной поддержки в форме обеспечения жильем. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 2» ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поскольку ГКУ «УСЗН № 2» не наделено полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета. Кроме того, "ВЗИ" в ГКУ «УСЗН № 2» с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не обращалась. Данная выплата является личным неимущественным правом гражданина, неразрывно связанным с его личностью, поэтому не может быть включена в наследственную массу. Просила в удовлетворении иска отказать.
3-е лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела L извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, доказательств уважительности I причин неявки суду не представила. Опрошенная ранее в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ее мать "ВЗИ". длительное время добивалась присвоения ей статуса вдовы участника Великой Отечественной войны, который был ей присвоен только в 2015 году и она сразу была поставлена на учет на получение жилищного сертификата, однако данный сертификат она не получила и умерла ... года.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, пришел к следующему выводу.
Согласно копии удостоверения (л. д. ...) "ВЗИ". являлась ветераном Великой Отечественной войны и имела права и льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
Копия удостоверения от ....2015 (л. д. ...) подтверждает, что она признана членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» имела право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах».
Из учетного дела "ВЗИ". (л. д. ...) следует, что Постановлением Администрации ... сельсовета Шадринского района № от ....2015 она поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Также ....2014 "ВЗИ". обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
... года"ВЗИ". умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1- БС№ (л. д...).
Наследниками, принявшими наследство, после смерти "ВЗИ". являются ее дочери ФИО3 и ФИО4, что подтверждается копией наследственного дела № от ....2016 (л. д. ...).
В соответствии со пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, законодатель признал их особый статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты и в качестве одной из мер социальной поддержки, предусмотрел их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий. Указанная выплата направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, к числу которых отнесены члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Согласно п. 2 указанного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее - граждане), осуществляются путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - денежная выплата) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, (далее - субвенции).
В соответствии с п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан (далее - реестр), который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Предоставление денежной выплаты осуществляется в порядке очередности, установленной реестром, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет. Право на первоочередное получение денежной выплаты предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны (п. 4).
Из п. 5 Порядка следует, что для предоставления денежной выплаты гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление на предоставление денежной выплаты копию паспорта копии документов, подтверждающих право гражданина на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем (удостоверение единого образца, справка медико-социальной экспертизы, подтверждающая инвалидность).
Уполномоченный орган запрашивает в органах местного самоуправления копии документов, послуживших основанием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение двух дней со дня регистрации заявления. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. Заявление регистрируется уполномоченным органом в день поступления.
Рассмотрение документов граждан, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляет комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - комиссия), в течение двадцати дней со дня регистрации заявления гражданина (п. 6).
По результатам рассмотрения документов комиссия рекомендует уполномоченному органу предоставить гражданину денежную выплату либо отказать гражданину в предоставлении денежной выплаты (п. 9).
Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину денежной выплаты принимает уполномоченный орган в семидневный срок после проведения заседания комиссии (п. 10).
Поскольку ведение реестра участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является полномочием ГУ СЗН, то требование истца о возложении на ГКУ «УСЗН №2» обязанности по направлению в ГУ СЗН указанного реестра, в котором включена "ВЗИ" является необоснованным.
Рассмотрение представленных документов граждан отнесено к компетенции комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которая рекомендует ГУСЗН предоставить гражданину денежную выплату либо отказать ему в предоставлении денежной выплаты. При этом выплата производится в безналичном порядке (п. 14 Положения), при таких обстоятельствах требование истца об обязании ГУ СЗН выдать жилищный сертификат является необоснованным.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Материалами дела установлено и признается всеми участвующими в деле лицами, что "ВЗИ" была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу данных обстоятельств она имела право на получение денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием средств федерального бюджета в установленном порядке. Указанное право на обеспечение жилым помещением является личным неимущественным правом, неразрывно связано с личностью конкретного гражданина и не влечет возникновение имущественных прав, поэтому не может быть передано по наследству.
Доводы истца о возможности применения законодательства по аналогии, а именно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит
их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Из преамбулы Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», следует, что он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В то же время целью Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Таким образом, учитывая, что сфера действия вышеуказанных законов четко разграничена, доводы истца о том, что к спорным правоотношениям допустимо применение разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 по вопросам применения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», являются необоснованными.
Совокупность представленных суду доказательств подтверждает, что истец ФИО3 за предоставлением ей единовременной денежной выплаты не обращалась. Доказательств наличия, у нее самостоятельного права на указанную денежную выплату истцом суду не представлено. Имевшееся у "ВЗИ". право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в силу положений ст. 17 ГК РФ прекращается с ее смертью и передаче по наследству не подлежит, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Главному управлению социальной защиты Курганской области и ГКУ «Управление социальной защиты населения № 2» об обязании ГКУ «УСЗН № 2» направить в Главное управление социальной защиты населения Курганской области реестр участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в органах местного самоуправления после 01.03.2015, в который включена "ВЗИ" обязании Главное управление социальной защиты населения Курганской области выдать жилищный сертификат включить в наследственную массу жилищный сертификат и признать право собственности на него в порядке наследования по закону, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.
Судья: Симакова Л.В.
Судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного сударешение Шадринского районного суда Курганской области от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.