ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2571/19 от 14.08.2019 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Гр.<адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 августа 2019 года

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО9

при секретаре судебного заседания ФИО10

с участием- истца по делу ФИО5, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД по доверенности ФИО11 и председателя снт. «Колос» ФИО12

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» Администрации <адрес>, ГКУ РД «Республиканское управление отгонного животноводства», садоводческому некоммерческому товариществу «Колос» о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 500кв.м, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес> зоне,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 500кв.м, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес> зоне.

В ходе рассмотрения дела по мере выяснения некоторых обстоятельств, имеющих значение для дела, были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены <адрес> в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (далее- Минимущество РД), Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан (далее- Минсельхоз РД), Государственное казенное учреждение «Республиканское управление отгонного животноводства» (далее- Управление отгонного животноводства), а также МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» Администрации <адрес> (далее- Управление по земельным ресурсам <адрес>), садоводческое некоммерческое товарищество «Колос» (далее- СНТ «Колос»).

В обоснование своих требований истец (в том числе и в судебном заседании) указал, что Решением исполкома <адрес>ФИО14 народных депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ нашему СНТ выделено 20 участков для организации садоводческих товариществ в размере - 8,92 га их них под дороги - 1,35 га из земель выделенных городу распоряжением СМ ФИО3-р от ДД.ММ.ГГГГ.

Участок был ему выделен решением исполкома <адрес>ФИО14 народных депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу Общего собрания СНТ «Колос» выделение земельного участка размером 500 кв.м. подтверждается членской книжкой садовода.

В 2015 году МФЦ <адрес> были проведены кадастровые работы и составлен межевой план земельного участка. Но, в Администрации <адрес> неоднократно отказывались зарегистрировать и поставить на кадастровый учет участок, ссылаясь на то, что этот земельный участок входит в границы земель скотопрогона. Фактически этот участок не является территорией скотопрогона, а предоставлен официально в 1991 году для ведения садоводства.

В судебном заседании ФИО5 поддержал заявленные требования, и уточнил свои требования указав на то, что он просит признать за ним права собственности на земельный участок площадью 500кв.м, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес> зоне, просил их удовлетворить, пояснив, что данная территория по существу под скотопрогон не используется, поскольку вся близлежащая к его участку территория является территорией садовых товариществ, которые не могут находиться на землях скотопрогонов, вся эта территория используется для ведения садоводства.

Ответчики Администрация <адрес>,Управления по земельным ресурсам <адрес>, Управление отгонного животноводства, Министерство по земельным и имущественным отношениям РД, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах своей неявки в суд не сообщили, об отложении разбирательства дела на другой срок не просили, поэтому, дело рассмотрено в их отсутствии.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД по доверенности ФИО11 просила отказать в удовлетворении иска к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РД по тем основаниям, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД не является собственником земель, а также органов, уполномоченным на распоряжение и управление землями, в связи с чем Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД не вправе принимать какие-либо решения относительно земель, в том числе и относительно земель скотопрогонов.

Председатель СНТ «Колос» ФИО12 признал требования ФИО5 пояснив, что СНТ «Колос» образовано в 1982 году, для организации товарищества был выделен земельный участок площадью 8.92 га, все участки были распределены в установленном порядке, в течение всех этих лет члены садоводческого товарищества использовали земельные участки в тех целях, для которых они были предоставлены, т.е. для ведения садоводства, садоводы благоустроили территорию и участки, возвели на них садовые дома, провели воду, посадили деревья, в настоящее время садоводам созданы препятствия в передаче земель в собственность, ссылаясь на то, что земли находятся в границах земель скотопрогона, эти земли давно перестали быть землями скотопрогона, поскольку имеются многочисленные решения органов власти, которыми эти земли изымались от их пользователей и предоставлялись для ведения садоводства, поэтому, эти земли не могут быть отнесены сегодня к землям скотопрогона, в таком же положении оказались члены и других рядом расположенных садоводческих товариществ, их более 5000 человек, все садоводческие товарищества обращались в различные органы с просьбой разрешить проблему и оказать содействие в оформлении участков в собственность, все эти органы по существу признают наличие прав, однако, вопрос никак не решается, постановка территории садоводческого товарищества на кадастровый учет как земли скотопрогона является незаконным, поскольку это противоречит всем принятым по этим вопросам решениям органов власти, предложение представителя Минимущества РД о том, что надо повторно обратиться в органы власти по поводу данной проблемы, бессмысленно, потому, что это не приведет к решению вопроса, поскольку неоднократные обращения не получили должной реакции со стороны органов власти и вопрос до настоящего времени не разрешен, поэтому, считает, что данная проблема может быть решена только в судебном порядке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив доводы иска и возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО5 в 22.12. 1982 года был принят в члены СНТ «Колос», ДД.ММ.ГГГГ ему выдана книжка садовода, как члену СНТ ему на территории СНТ «Колос» был предоставлен земельный участок под площадью 500 кв.м., им выполнялись все обязанности члена товарищества, уплачивая предусмотренные нормативными актами и уставом СНТ членские и иные взносы, в том числе на проведение воды, благоустройство дорог.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным ФИО2ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

ФИО2 Совмина ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждена форма государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан.

При этом названным ФИО2ФИО1 республик в составе ФИО1, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований, Государственному комитету ФИО1 по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств поручено обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

ФИО14ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» указанное ФИО2 доведено о граждан и заинтересованных инстанций.

При этом поручил Госкомитету ФИО2 по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить издание бланков государственных актов по заказу Госкомитета ФИО2 по земельной реформе и земельным ресурсам, а Госкомитету ФИО2 по земельной реформе и земельным ресурсам, районным и городским ФИО14 народных депутатов обеспечить проведение землеустроительных работ, оформление и выдачу государственных актов.

В развитие этих нормативных актов Государственным комитетом ФИО6 ССР по земельной реформе и земельным ресурсам издано Указание от ДД.ММ.ГГГГ «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненно наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей», согласно которому районными (городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам в подтверждение права на землевладение и землепользование гражданам должны выдавать свидетельства, бланки которых выдаются в централизованном порядке.

Как известно, на период до принятия ЗК РФ 2001 года земельное законодательство Республики Дагестан не предусматривало предоставление гражданам земельных участков на праве собственности.

С учетом этого названное свидетельство было поименовано как «свидетельство на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Таким образом, выдаваемые на территории Республики Дагестан до введения в действие ЗК РФ 2001 года свидетельства на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей являлись документами, подтверждающими право владения и пользования земельными участками, и соответственно в силу приведенных выше норм права признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно копии справки и выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ видно, что решением исполкома <адрес>ФИО14 народных депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ СНТ выделено 20 участков для организации садоводческих товариществ в размере - 8,92 га их них под дороги - 1,35 га из земель выделенных городу распоряжением ФИО3-р от ДД.ММ.ГГГГ, на правах постоянного владения, пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ и членской книжке от ДД.ММ.ГГГГФИО5 1940 года рождения выделен содовый участок площадью 500 кв.м. в снт. «Колос» номер садового участка .

Членская книжка от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО5 снт. «Колос», никем не оспорено.

Поэтому, Членская книжка от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО5 снт. «Колос» является документом, имеющим равное с записями в Едином государственном реестре недвижимости юридическую силу и подтверждающим право ФИО5 на спорный земельный участок, предоставленный ему как члену садоводческого товарищества на землях СНТ «Колос».

Изложенное свидетельствует о наличии у ФИО5 права владения на названный земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ 2001 года для ведения садоводства.

Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Частью 4 пункта 9.1 названной статьи Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав собственности на указанные в этом пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Пунктом 1 статьи 49 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие ЗК РФ для ведения садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, или акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, или иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.

Из этой нормы закона следует, что для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ 2001 года, является достаточным предоставление одного из перечисленных документов, подтверждающих право лица, обратившегося за регистрацией своего права собственности на земельный участок.

Как указано выше, ФИО5 имеет документ, выданный снт «Колос» и согласно копии справки выданной с/т «Колос» отДД.ММ.ГГГГ за 16 указывает на то, что решением <адрес>ФИО14 Народных депутатов за от ДД.ММ.ГГГГФИО5 выделен земельный участок за с/о «Колос» в районе речки «Прорва», который был уполномочен на выдачу таких документов о праве на землю в соответствии с порядком, действовавшим на момент выдачи этого документа.

Тем самим подтверждено право на приобретение ФИО5 предоставленного ему для ведения садоводства земельного участка в собственность бесплатно.

Для регистрации такого права ФИО5 в силу положений пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» помимо документа, удостоверяющего право, должен представить и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В этих целях он обратился в Администрацию <адрес>, однако, Управлением по земельным ресурсам Администрации <адрес> ему отказано в выдаче этого документа, без чего он не может реализовать свое право на приобретение участка в собственность.

В обоснование своего отказа данное Управление ссылается на то, земельный участок располагается на землях скотопрогона, что исключает возможность передачи земельного участка в частную собственность, поскольку испрашиваемый участок попадает на территорию скотопрогона с кадастровым номером 05:50:000066:29, которая в свою очередь является Республиканской собственностью.

Суд проверил эти доводы и пришел к выводу об их несостоятельности, об этом свидетельствуют следующие акты органов власти и органов местного самоуправления, изданные задолго до постановки земельного участка земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:29 на кадастровый учет.

Распоряжением ФИО4ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ-р было принято предложение Министерства сельского хозяйства ФИО3 об отводе Махачкалинскому горисполкому в постоянное пользование 183 га земель, расположенных южнее Кривой балки «Прорва», для наделения рабочих, служащих и других граждан предприятий, организаций и учреждений <адрес> коллективными садами и огородами, при этом Гунибскому райисполкому, из земель которого передавались земли для Махачкалинского горисполкома, поручалось обеспечить отвод земель в натуре, выдачу Махачкалинскому горисполкому документа, удостоверяющего право пользования землей, с внесением соответствующих изменений в земельно-учетные документы и планово-картографические материалы районов и землепользователей.

Из архивной выписки решения исполкома Советского райСовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации садоводческих товариществ рабочих и служащих» (эта выписка приложена к материалам дела) следует, что указанным органом местной власти было принято решение об организации на территории района садоводческих товариществ, в том числе СНТ «Колос» и он обратился в Махачкалинский горисполком с ходатайством о выделении земель для наделения рабочих и служащих организаций и предприятий района садовыми участками.

Реализуя распоряжение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р и удовлетворяя ходатайство исполкома Советского райСовета народных депутатов <адрес>, выраженное в решении от ДД.ММ.ГГГГ, исполком Махачкалинского Горсовета народных депутатов своим решением от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» выделил указанным садоводческим товариществам из земель, выделенных Махачкалинскому горисполкому названным распоряжением, земельные массивы для наделения рабочих и служащих организаций и предприятий района садовыми участками, в том числе СНТ «Колос» для наделения садовыми участками в том числе работников Ремзавода, где работал ФИО5, был выделен земельный участок площадью 8.92 га, в том числе под дороги- 1.35 га.

Председателем СНТ «Колос» ФИО12 суду представлена архивная выписка из приложения к решению исполкома Советского райСовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации садоводческих товариществ рабочих и служащих», согласно которой земли СНТ «Колос» размещены на территории земель, выделенных на землях, истребованных из Махачкалинского горисполкома названным решением райисполкома.

Впоследствии помимо этих актов органами власти ФИО6 принимались и другие решения о выделении для этих же целей (для размещения садоводческих товариществ) земель, расположенных в тех же земельных массивах.

В частности, Распоряжением ФИО4ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ-р (пункт 12) принято предложение Госагропрома ФИО3, Махачкалинского горисполкома о выделении из земель совхоза «Ялгинский» <адрес> площадью 250 га и Махачкалинского мехлесхоза площадью 730 га для размещения коллективных садоводческих и огороднических товариществ, а также утверждена схема размещения этих товариществ, в состав которых включено и СНТ «Колос».

Указанные документы приводят суд к однозначному выводу о том, что территория, на которой размещено СНТ «Колос», является территорией, предоставленной этому товариществу в установленном порядке для ведения коллективного садоводства решениями органов власти Республики Дагестан и органами местной власти до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Из них также следует, что названные земельные участки, имеющие статус земель сельскохозяйственного назначения, не входят и не могут входить в земли скотопрогонов, поскольку они в период с 1982 года по 1987 годы были исключены из земель скотопрогонов, выделены для размещения садоводческих товариществ и в этих целях они используются в течение всего этого периода по настоящее время.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, что указанные земли, выделенные для организации садоводческих товариществ ни предприятиями и организациями <адрес>, в пользовании которых ранее они находились, ни Махачкалинским мехлесхозом не используются, сам скотопрогон не функционирует.

Об этом свидетельствует и письмо ФИО7 по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопреемником которого является Минимущество РД) З.К. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при проведении работ по разграничению земель не был учтен факт выделения данных земель садоводческим товариществам, в связи с чем необходимость и возможность их использования в качестве земель скотопрогона отпала, а статус земель скотопрогона в отношении этих земель сохранена формально.

При этом сообщалось, что Минимуществом РД подготовлены документы на изменение вида разрешенного использования этих земель.

Содержание этого письма руководителя Министерства никем, в том числе и представителем Минимущества РД, при котором это письмо исследовалось, не оспаривалось.

Приведенные выше решения органов власти никем не отменены и не признаны недействительными, в связи с чем они подлежат дальнейшей реализации в установленном порядке путем внесения изменений в земельно-кадастровые документы, для этого не требуется принятие органами власти каких-либо новых решений, подтверждающих выделение этих территорий для организации садоводческих товариществ.

Вопрос кадастрового учета указанных земель является не правовым, а этот вопрос является вопросом кадастровой техники, для решения которого законодательством предусмотрен определенный порядок внесения изменений или уточнений в кадастровые документы, поэтому, Махачкалинский горисполком должен был в свое время принять меры к реализации указанных решений об отводе земель Махачкалинскому горисполкому и добиться внесения в земельно-кадастровые документы территориального планирования изменений, вытекающих из названных решения органов власти.

В связи с упразднением Махачкалинского горисполкома такие действия и меры должна принять Администрация <адрес>, к которой перешли полномочия и функции Махачкалинского горисполкома.

Однако, ни Махачкалинский горисполком в свое время, ни Администрация <адрес> впоследствии не приняли меры к обеспечению юридической реализации названных решений, при этом суд считает, что Администрация <адрес> не лишена возможностей исполнения своих полномочий и реализации названных решений и в настоящее время.

В силу приведенных актов и обстоятельств суд считает, что невыполнение органами местной власти своих полномочий, вытекающих из принятых решений относительно выделения земель под размещение садоводческих товариществ, не должно повлиять на законные права граждан.

С учетом изложенного суд находит, что Управление по земельным ресурсам Администрации <адрес> не имело правовых оснований для отказа в выдаче ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и затеять спор о праве истца на приобретение земельного участка в собственность бесплатно и в том случае, если данная территория продолжает иметь статус земель скотопрогона.

К такому выводу суд приходит и на основании следующих обстоятельств и нормативных актов.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу этого Федерального закона для ведения садоводства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

То обстоятельство, что территория, на которой расположен земельный участок ФИО5, предоставленного СНТ «Колос» для организации садоводческого товарищества, сторонами не отрицается, это обстоятельство также подтверждается исследованными в судебном заседании приведенными выше актами органов власти ФИО6 и органов местной власти.

Из объяснений председателя СНТ «Колос» ФИО12 следует, что каждое садоводческое товарищество, указанное в решении Махачкалинского горисполкома о выделении земельных территорий, было зарегистрировано в установленном порядке как юридическое лицо, они продолжат иметь этот статус, функционируют, каждое из них в свое время разработало схему организации и застройки территории товарищества и распределение участков осуществлялось с этими схемами организации и застройки территорий.

Суд соглашается с этими объяснениями представителя товарищества, поскольку из исследованной в судебном заседании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что СНТ «Колос» является юридическим лицом, созданным до ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на то, что данное СНТ является товариществом, созданным решением исполкома Советского райСовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации садоводческих товариществ рабочих и служащих» с последующим закреплением за ним территории, выделенной указанными актами власти.

Кроме того, установлено, что органами власти и земельного контроля никаких претензий к данному товариществу и его членам за весь период его функционирования не предъявлялись претензии относительно незаконности использования земельных участков.

В судебном заседании исследован ситуационный план мест расположения перечисленных в названном решении исполкома Махачкалинского горсовета народных депутатов -в от ДД.ММ.ГГГГ садоводческих товариществ, выполненный ДД.ММ.ГГГГ специалистом ООО «Дешифровщик» Д.Д,

Из этого документа видно, что границы земельного участка каждого садоводческого товарищества, в том числе и СНТ «Колос», определены на местности и эти границы, в которых расположен земельный участок ФИО5, не вызывают сомнения.

Время издания названных актов показывает, что территория, на которой размещено СНТ «Колос», является территорией, предоставленной этому товариществу для ведения садоводства до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Эти обстоятельства приводят суд к выводу о том, что два первых условия, предусмотренные пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и позволяющие ФИО5 приобрести земельный участок в собственность бесплатно без торгов, соблюдаются.

Другим условием, которое является необходимым для вывода о том, что член садоводческого товарищества вправе претендовать на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, и требует детального анализа, является условие о том, относится ли участок к землям, изъятым из оборота, ограниченным в обороте, или к землям, в отношении которых принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, поскольку такие земли в силу положений пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, а земли, изъятые из оборота, также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В решении об отказе в выдаче ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не приводятся доводы о том, что участок расположен на землях, в отношении которых принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Соответственно, остается необходимость установления того, относятся ли земли, предоставленные садоводческим товариществам, перечисленным в решении Махачкалинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

Как следует из содержания отказа в выдаче ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ему отказано в выдаче указанной схемы в связи с тем, что земельный участок располагается на землях скотопрогона.

Федеральное законодательство не содержит понятия земель скотопрогонов.

Такое понятие дается в законодательстве Республики Дагестан.

В соответствии со статьей 1 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» и пунктом 13 Положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства, утвержденного ФИО2 Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства», землями скотопрогонов являются территории, выделенные в установленном порядке для беспрепятственного передвижения скота, стоянки и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно.

Статьей 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» предусмотрено, что исходя из целевого назначения земли отгонного животноводства относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Отсюда следует, что земли, предоставленные садоводческим товариществам, перечисленным в решении Махачкалинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Пункт 4 статьи 27 ЗК, регулирующей обороноспособность земель, не относит земли сельскохозяйственного назначения, к землям, изъятым из оборота.

Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется этим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Статья 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» содержит положения о том, что земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации.

Такие же нормы относительно того, что земли сельскохозяйственного назначения, к которым по целевому назначению относятся и земли отгонного животноводства, не могут быть приватизированы, предусмотрены статьями 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу положений названных норм права приватизация земель сельскохозяйственного назначения не допускается, земли данной категории могут быть предоставлены только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не мене чем 5 лет, т.е. земли сельскохозяйственного назначения не изъяты из оборота, однако, их оборот является ограниченным и допускается только в форме предоставления в аренду или во временное пользование.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает определенные особенности оборота долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначении, возникшего по основаниям, предусмотренным законом.

Из приведенного анализа совокупности норм права, в частности, пункта 6 статьи 27 ЗК РФ в его взаимной и системной связи с положениями статьей 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует, что по общему правилу земли сельскохозяйственного назначения не подлежат приватизации, в том числе предоставлению в частную собственность.

Однако, ЗК РФ применительно к относящимся к землям сельскохозяйственного назначения садовым, огородным и дачным земельным участкам исключил все ограничения в обороте.

Как указано выше, согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определив тем самим оборот земель сельскохозяйственного назначения только в форме и пределах, предусмотренных этим законом, который не допускает свободный оборот этих земель.

Пунктом 7 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что действие пункта 6 этой статьи, которое ограничивает свободный оборот земель сельскохозяйственного назначения, не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Тем самим, законодатель исключил относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки из числа земель, в отношении которых установлены ограничения в обороте земель, что означает, что садовые, огородные и дачные земельные участки могут быть приватизированы, в том числе переданы в частную собственность на общих основаниях, а также могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Соответственно, предусмотренное статьями 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничение оборота земель сельскохозяйственного назначения не распространяется и на садовые земельные участки, расположенные на землях отгонного животноводства, в том числе и на землях скотопрогонов.

Поэтому, относящиеся к землям отгонного животноводства, в том числе к землям скотопрогонов садовые земельные участки в силу положений федерального законодательства подлежат приватизации, в том числе и переданы в частную собственность, а также могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу требований пункта 2 статьи 27 ЗК РФ и пункта 5 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельное законодательство Республики Дагестан, ограничив оборот земель сельскохозяйственного назначения и не предусмотрев подобное исключение из ограничений в обороте этих земель, в том числе и земель скотопрогонов, вступил в противоречие с федеральным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 11 ГПК РФ если нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному нормативному правовому акту, который является актом, имеющим большую юридическую силу, суд должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Отсюда следует, что при разрешении спора о праве на приобретение садового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно без торгов подлежит применению норма федерального закона, а именно, норма, предусмотренная пунктом 7 статьи 27 ЗК РФ, по смыслу которой на садовые, огородные и дачные земельные участки ограничения, предусмотренные в совокупности пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не распространяются.

Поэтому, суд при разрешении спора руководствуется не нормами земельного законодательства Республики Дагестан, в том числе и Закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>», которые в отношении садовых, огородных и дачных земельных участков не предусмотрели исключение из правил ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения, а нормами ЗК РФ, которым предусмотрены такие исключения из общего правила ограничений оборота сельскохозяйственных земель.

Из всего изложенного следует, что в отношении земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, для ведения садоводства ограничения в части их передачи в собственность бесплатно без проведения торгов не действуют.

Соответственно, граждане на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вправе приобрести в собственность бесплатно земельные участки, предоставленные им для ведения садоводства из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и на территориях трасс скотопрогона, которые являются землями, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан.

Соответственно ФИО5, земельный участок который располагается в границах территории СНТ «Колос» и землях трассы скотопрогона, вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно.

Следовательно, отказ Управления по земельным ресурсам Администрации <адрес> в выдаче ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при рассмотрении настоящего спора следует расценивать как отрицание Администрацией <адрес> и Управлением по земельным ресурсам Администрации <адрес> права ФИО5 на приобретение предоставленного ему для ведения садоводства земельного участка в собственность бесплатно.

Суд на основании перечисленных выше исполнительных актов органов власти государственной власти и местных органов пришел к выводу о том, что территория СНТ «Колос» не может считаться территорией скотопрогона и собственностью Республики Дагестан, по существу территории садоводческих товариществ, перечисленных в решении Махачкалинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», в том числе и территория СНТ «Колос» относятся к муниципальной собственности, а не собственности Республики Дагестан, притом утратили статус земель скотопрогона.

При этом суд руководствуется следующими нормами права.

Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, относятся к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Как указано выше, распоряжением ФИО4ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ-р указанные земли садоводческих товариществ переданы Махачкалинскому горисполкому

Этот документ по существу фактически был реализован, поскольку в его развитие и на его основании было принято решение исполкома Махачкалинского Горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», этим решением из земель, выделенных Махачкалинскому горисполкому распоряжением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р, соответствующие земельные участки в размерах, указанных в названном решении Махачкалинского горисполкома, выделены и садоводческим товариществам, в том числе СНТ «Колос» выделен земельный участок площадью 8.92 га, в том числе под дороги- 1.35 га, эти территории по существу отведены на местности садоводческим товариществам, которые в свою очередь в установленном порядке приняли решения о распределении участков между членами садоводческих товариществ.

В связи с тем, что основание отказа Управления по земельным ресурсам Администрации <адрес> в выдаче ФИО5 носит характер отрицания права истца на приобретение земельного участка в собственность без торгов бесплатно, ФИО5 правильно осуществил выбор такого способа защиты своего права как предъявления иска о признании права собственности на земельный участок, который он имеет право приобрести в собственность бесплатно без проведения торгов.

Из исследованных материалов дела, в частности, из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:29, следует, что данный участок на кадастровый учет поставлен во исполнение распоряжение Минимущества РД -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым Управлению Роснедвижимсоти по РД, ФГУ «Кадастровая палата» по РД и администрациям муниципальных образований, в том числе и муниципальному образованию «<адрес>», которое было образовано Указом Президиума Верховного ФИО14 РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании <адрес>» и потому не знало и не могло знать о распоряжениях ФИО4ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ-р и ДД.ММ.ГГГГ-р, а также решении исполкома Махачкалинского Горсовета народных депутатов своим решением от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», было рекомендовано поставить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако, такой не продуманный акт органа государственной власти, которым не отменялись ранее принятые решения об изъятии указанных земель из пользования прежних землепользователей и их передаче Махачкалинскому горисполкому, не могло служить основанием для кадастрового учета земельных участков, предоставленных гражданам для ведения садоводства. Кроме того, данное распоряжение Минимущества РД -р от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание на месторасположения конкретных земель, подлежащих постановке на кадастровый учет, в связи с чем это распоряжение не могло служить основанием для постановки на кадастровый учет участков садоводческих товариществ, которые перечислены в решении исполкома Махачкалинского Горсовета народных депутатов своим решением от ДД.ММ.ГГГГ-в «О выделении земельных участков садоводческим товариществам «Медик», «Автомобилист», «Наука», «Колос», «Радиотехника», «Строитель», «Нефтяник», организованных решением Советского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», ограничив таким образом права многочисленных садоводов указанных товариществ.

Таким образом, все условия, предусмотренные пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для приобретения ФИО5 земельного участка в свою собственность бесплатно и без торгов, в том числе независимо от того, имеют эти земли статус земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель отгонного животноводства, к которым относятся и земли скотопрогонов, или нет, присутствуют, оснований для отказа в удовлетворении его требований не имеется.

Как установлено в судебном заседании, согласно решениям СНТ «Колос» ФИО5 выделен земельный участок площадью 500 кв.м.

Поэтому, суд принимает решение о правах ФИО5 на фактическую площадь земельного участка в СНТ «Колос».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО5 удовлетворить.

Признать за ФИО5 право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный на территории некоммерческого садоводческого товарищества «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес>.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности ФИО5 на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный на территории некоммерческого садоводческого «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья ФИО16

(Мотивированное решение суда изготовлено19.08.2019г.)

Гр.<адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО9

при секретаре судебного заседания ФИО10

с участием- истца по делу ФИО5, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД по доверенности ФИО11 и председателя снт. «Колос» ФИО12

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» Администрации <адрес>, ГКУ РД «Республиканское управление отгонного животноводства», садоводческому некоммерческому товариществу «Колос» о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 500кв.м, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес> зоне,

Руководствуясь статьями ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО5 удовлетворить.

Признать за ФИО5 право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный на территории некоммерческого садоводческого товарищества «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес>.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности ФИО5 на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный на территории некоммерческого садоводческого «Колос» в районе «Кривой балки» <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья ФИО17

(Мотивированное решение суда будет изготовлено19.08.2019г.)