РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., с участием представителя истца - помощника Тайшетского межрайонного прокурора ФИО5, представителя ответчика администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» - ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» о возложении обязанности обеспечить оснащение приборами учета холодной и горячей воды жилого помещения, являющиеся муниципальной собственностью,
УСТАНОВИЛ:
Тайшетский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» о возложении обязанности обеспечить оснащение приборами учета холодной и горячей воды жилого помещения, являющиеся муниципальной собственностью. В обоснование своих требований истец указывает, что при рассмотрении обращения ФИО9 Тайшетской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, допущенные администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинского городское поселение» и заключающиеся в следующем. Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ). Федеральный закон № 261-ФЗ регулирует отношения не только касающиеся энергетической эффективности, но и отношения по энергосбережению – реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 3 части 1 статьи 2). Данным законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия. В силу статьи 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Таким образом, энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда достигается, в том числе, путем обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует из общих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указывает истец, в рамках рассмотрения обращения ФИО9 установлено, что последней на основании договора социального найма администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселения» ФИО2 (ФИО10) ФИО3 предоставлено муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>8. Указанное жилое помещение до настоящего времени не оснащено индивидуальными приборами учета потребленной холодной и горячей воды, заявление нанимателя об установлении индивидуальных приборов учета отклонено в отсутствие на то правовых оснований. Из изложенного следует, что администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение», являющейся собственником жилых помещений, не исполняются обязанности, возложенные законом на собственников жилых помещений. В целях устранения нарушений закона прокурором главе Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, по результатам рассмотрения которого мер к устранению нарушений закона не принято. Неисполнение обязанности по оснащению приборами учета жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих в муниципальном жилом помещении, на достоверную информацию о количестве потребляемых ресурсов. Неисполнение ответчиком обязанности по оснащению приборами учета жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, а именно граждан проживающих в муниципальных жилых помещениях, на достоверную информацию о количестве потребляемых ресурсов, проверку деятельности управляющей организации на предмет количества поставляемых ресурсов и своих платежей за указанные ресурсы. Неисполнение обязанности по оснащению муниципальных жилых помещений, возложенной на него законом, влечет создание неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, нарушению принципа оптимизации расходов на оплату коммунальных ресурсов, как ФИО9, так и иных лиц, проживающих в многоквартирном доме, а также к нарушению прав граждан, являющихся потребителями указанных услуг, на достоверную информацию о количестве потребляемых и оплачиваемых ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга.
На основании изложенного, Тайшетский межрайонный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц просит суд обязать администрацию Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, а именно: обеспечить оснащение приборами учета холодной и горячей воды жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора ФИО5 поддержал исковые требования в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ФИО6 в судебном заседании признала исковые требования прокурора, указав, что нарушения администрация сможет устранить в первой половине 2018 года.
Третье лица ФИО9 в судебном заседании требования прокурора считала обоснованными, дополнительно указала, что она с 2012 года обращалась в администрацию по поводу установки счетчика, однако на её обращения никак не реагировали, указала, что у неё действительно имеется задолженность по оплате за холодную воду, однако, если бы администрация установила счетчик, оплата услуг уменьшилась бы в 2 раза, что для неё является существенным, поскольку её семья признана малоимущей.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора, пояснения представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов; поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство РФ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Так, согласно пункту 34 Правил, в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу пунктов 80 - 81 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом под индивидуальным прибором учета в данных Правилах понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение», в подтверждение чему, в материалы дела представлена выписка из реестра муниципального имущества.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, Бирюсинское муниципальное образование «Бирюсинское городское поселение» в лице заместителя главы администрации ФИО7 и гр. ФИО2 заключили настоящий договор, согласно которому наймодатель (администрация) передал нанимателю (ФИО2) и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение», состоящее из 4 комнат, общей площадью 94,1 кв.м., в том числе жилой 70,7 кв.м., по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о заключении брака серии №№ следует, что ФИО1 и ФИО2 заключили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО10.
Из информации администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что приборы учета потребленной холодной и горячей воды в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно пп. «е» п. 2.1. договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Таким образом, установка приборов учета не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Следовательно, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах, в настоящем случае на Бирюсинское муниципальное образование «Бирюсинское городское поселение» в лице администрации.
Наличие задолженности нанимателя ФИО9 (третьего лица) по коммунальным услугам не освобождает собственника (наймодателя) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от обязанности по оснащению указанного имущества индивидуальными приборами учета, поскольку администрация Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» вправе была выбрать судебный порядок защиты нарушенного права путем взыскания с нанимателя задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и исходя из анализа вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, суд считает, полагает необходимым определить срок выполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» обеспечить оснащение приборами учета холодной и горячей воды жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова