ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2572/18 от 03.12.2018 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2- 2572/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 3 декабря 2018 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе о перерасчете пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее по тексту – ГУ-УПФР) о перерасчете пенсии, в котором, с учетом уточнений, просила включить в общий трудовой стаж период ухода за ребенком от 1,5 до 3-х лет с ФИО2 по ФИО2, продолжительностью 1 год 5 месяцев 28 дней в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001, п. 12 ст. 15 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 29.12.2013, и, с учетом перевода периодов декретных отпусков по уходу за двумя детьми до 1,5 лет в пенсионные баллы, установить общий трудовой стаж для расчета страховой пенсии до 2002 года, продолжительностью 17 лет 6 мес. 4 дня (л.д. 64); обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с определением пенсии с ФИО2 в размере 10 737,57 руб. с последующими определениями, перерасчетами, индексациями и корректировками в соответствии с пенсионным законодательствам Российской Федерации. В обоснование требований указала, что ФИО2 ей назначена страховая пенсия по старости в размере 10 078,06 руб. В июне ФИО2 в результате перерасчета с учетом страховых взносов за ФИО2 год размер пенсии составил 10 267,12 руб. В июне ФИО2 года ответчик предоставил ей расчет формирования пенсии (без учета взносов за ФИО2 год). С размером начисленной пенсии она не согласна, считает, что расчет произведен с нарушением норм действующего пенсионного законодательства, а именно: оценка пенсионных прав до 2002 года: Расчет страховой части трудовой пенсии произведен в соответствие с п. 4 ст. 30 ФЗ- 173 от 17.12.2001. В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе: периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. При этом данная формулировка не обязывает работающую женщину увольняться с работы за 70 дней до рождения ребенка, а наоборот, предоставляет ей право, в случае необходимости, в любой момент уволиться до достижения ребенком возраста 3-х лет, не прерывая при этом свой общий трудовой стаж. В противном случае, создается дискриминация: по сравнению с неработающими на момент рождения ребенком женщинами и женщинами, получивших право на отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ФИО2. ФИО2 по достижении ребенком ФИО2 года рождения возраста 1,5 лет, она была вынуждена уволиться по уходу за ребенком дошкольного возраста (запись НОМЕР трудовой книжки), так как действующий на тот момент закон не предусматривал предоставление женщинам отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. В соответствии с п. 2 Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, в ее общий трудовой стаж до 01.01.2002 должен быть включен период с ФИО2 по ФИО2 (1 год 5 месяцев 28 дней) по уходу за ребенком от 1,5до 3-х лет как неработающей маме. Общий трудовой стаж истца для начисления пенсии по п. 4 ст. 30 Ф3-173 должен составлять 17 лет 6 месяцев 4 дня (или 17,52 года) вместо 15 лет 11 месяцев 26 дней, принятых ответчиком к расчету; отношение неполного стажа к требуемому стажу продолжительностью 20 лет женщин до ФИО2 должно составлять 0,876 вместо 0,79944444, принятых ответчиком к расчету: 17,52 года / 20 лет = 0,876; стаж до 1991для расчета валоризации должен быть 8 лет вместо 7 лет.

Оценка пенсионных прав за период 2002 - 20014 годы: размер расчетного пенсионного капитала с учетом индексации за период 2002-2014 годы должен составлять 394 869,96 руб. вместо 348 829,03 руб. Размер пенсионного капитала в сумме 394 869,96 руб., рассчитан истцом в соответствие с п. 11 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» ФЗ № 173 от 17.12.2001 и с данными ее индивидуального лицевого счета и Постановлениями Правительства РФ "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала". Расчетный пенсионный капитал - это составная часть страховой пенсии: Страховая часть пенсии = расчетный пенсионный капитал / 228 месяцев (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии) / 64,1 (стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015). Поэтому, в соответствие с п. 11 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» ФЗ №173 от 17.12.2001, «Индексация расчетного пенсионного напитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости производится применительно к порядку, предусмотренному п. 6 ст. 17 настоящего Федерального закона, за весь период, начиная с 01.01.2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии», т.е. пенсионный капитал, сформированный начиная с 01.01.2002 года, индексируется на все коэффициенты индексации страховой части пенсии, которые имели место с 01.01.2002 до даты назначения пенсии. Таким образом: расчетный пенсионный капитал, определенный на 1 января отчетного года - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за период до вышеуказанной даты и страховых взносов в отчетном периоде (году); суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала до 2002 года - это величина, полученная путем перемножения ежегодных коэффициентов индексации расчетного пенсионного капитала за период 2002 - 2012 годы, утвержденных Правительством РФ: 5,6148 = 1,307 (с 01.01.2002) * 1,1770 (с 01.01.2003) * 1,1140 (с 01.01.2004) * 1,127 (с 01.01.2005) * 1,1600 (с 01.01.2006) * 1,2040 (с 01.01.2007) * 1,2690 (с 01.01.2008) *'1,1427 (с 01.01.2009) * 1,0880 (с 01.01.2010) * 1,1065 (с 01.01.2011) * 1,1010 (с 01.01.2012) * 1,0830 (с 01.01.2013) * 1,0000 (с 01.01.2014). Кроме того, в соответствие с телетайпограммой председателя Правления ПФ РФ ФИО3 от 16.08.2002 МЗ-06-32/7422 «Об индексации сумм уплаченных страховых взносов при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала, «В соответствии со статьей 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Председателем Правления Пенсионного фонда РФ от 12.06.2002 № 407, индексация сумм уплаченных страховых взносов текущего года, принимаемых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для назначения трудовых пенсий, производится по окончании календарного года после подтверждения данными органами Федерального Казначейства Министерства финансов РФ сведений о поступивших страховых взносах в бюджет ПФР и включения их в расчетный пенсионный капитал». Таким образом, индексация расчетного пенсионного капитала в течение года производится путем авансирования, а подведение окончательных ее итогов осуществляется с 1 апреля следующего года, в связи с чем, коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала, окончательно сформированного к концу календарного года, определяется раз в год. При этом указанный индекс определяется путем умножения коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии прошедшего года и коэффициента ее дополнительного увеличения в случае его принятия (п. 6 ст. 17 ФЗ-173). В целях индексации расчетного пенсионного капитала ежегодно принимаются постановления Правительства РФ об утверждении соответствующего коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного (не начисленного) по состоянию на первое число предшествующего года. Страховая часть ее трудовой пенсии за период 01.01.2002 - 31.12.2014 с учетом индексации должна составлять 1 731,889 руб. вместо 1 529,95 руб., рассчитанной ответчиком; величина ее индивидуального пенсионного коэффициента за период 01.01.2002-31.12.2014 должна составлять 27,02 балла вместо 23,87 баллов. С 20.01.2018 индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять 70,618 против 64,846, а размер пенсии должен составлять 10 737,57 руб.

В судебном заседании истец и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что спор с ответчиком имеется лишь по двум моментам – невключении в трудовой стаж периода ухода за ребенком от полутора до трех лет и неприменении по состоянию на 01.01.2002 коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц – 1,307.

Представители ответчика по доверенности ФИО5, в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, согласно которому, при установлении пенсии расчетный капитал определен в соответствии с п. 4 ст. 30 вышеуказанного ФЗ. Расчетный размер пенсии по п.4 ст. 30 определяется умножением стажевого коэффициента пенсионера за общий трудовой стаж, в который включается учеба, на современный» среднемесячный заработок, и подлежит ограничению максимальным размером с начислением компенсационной выплаты. Страховой стаж ФИО1 на ФИО2 составляет 31 год 1 месяц 26 дней. Общий трудовой стаж истца за периоды работы с ФИО2 по ФИО2 составляет 15 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемом стаже для женщин — 20 лет. Расчетный размер пенсии, исчисленный за 15 лет на 01.01.2002 – 754,35 руб., в составе которого 450 руб. – базовая часть и 304,35 руб. ((687,65 руб. = современный средний заработок 1 250,27 руб. * 0,55 стажевый коэффициент, что выше максимального размера, а именно 639,35) + компенсационная выплата 115,00 руб.). Отношение неполного стажа к требуемому составило 0,79944444 (15 * 12 + 11 + 26/30)/240). Начальный пенсионный капитал 55474,89 руб. (304,35 * 228 * 0,79944444). Страховая часть пенсии на 01.01.2002 равна 1 366,14 руб. (55 474,89 : 228 (ожидаемый период выплаты) * 5,648 (коэффициенты индексации). По общему правилу, страховой стаж исчисляется по нормам законодательства, действующего на день установления пенсии. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. Кроме того, возможен вариант исчисления страхового стажа за периоды до 2002 года по нормам Закона от 20.11.1990 № 340-1 с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П. В соответствии с положениями подпункта 3 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются иные периоды, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Аналогичная норма имелась в ранее действовавшем законодательстве, однако период ухода за детьми имел иную максимально допустимую продолжительность: до 9 лет - по Закону от 20.11.1990 № 340-1 (при этом учитывается период ухода только неработающей матери за каждым ребенком до достижения им возраста грех лет); до четырех с половиной лет - по Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Поскольку нормами как действующего, гак и ранее действовавших законов предусматривается зачет в страховой стаж периодов ухода за каждым ребенком, т.е. за всеми детьми, и ограничение их определенным числом лет, при исчислении страхового стажа необходимо учесть все периоды ухода и затем ограничить их максимально возможной продолжительностью на день установления пенсии. Однако если суммарная продолжительность указанных периодов по Закону от 20.11.1990 № 340-1 больше, чем установлено нормами действующего законодательства, следует применить ограничение, равное суммарной продолжительности периодов ухода за детьми до 2002 года, но не более 9 лет в обшей сложности. Исходя из положений данной нормы, граждане при исчислении размера страховой пенсии имеют право выбора варианта учета нестраховых периодов, имевших место до 2015 года:

- либо в порядке, действовавшем до 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а также федеральными законами от 21.03.2005 № 18- ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии но случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (далее - возмещение);

-либо в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - но новому порядку).

В случае выбора учета нестраховых периодов в размере пенсии по новому порядку они не засчитываются при оценке пенсионных прав в общий трудовой стаж и стаж на соотвествующих видах работ но нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а также не подлежат возмещению по нормам федеральных законов от 21.03.2005 № 18-ФЗ и от 04.06.2011 № 126-ФЗ. При этом коэффициенты могут быть начислены за периоды ухода осуществляемого не более чем за четырьмя детьми (ранее действовавшие Законы от 20.11.1990 № 340-1 и от 17.12.2001 № 173-ФЗ не содержали ограничения по количеству детей) и не более шести лет в обшей сложности.

В случае определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при выборе учета нестраховых периодов в размере страховой пенсии по ранее действовавшему порядку периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности, имевшие место до 2002года, могут быть учтены в общий трудовой стаж.

При этом в случае оценки пенсионных прав заявительницы по состоянию на 01.01.2002 в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ учтенные ранее в общем трудовом стаже периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3-х лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в обшей сложности, из подсчета указанного стажа исключаются. э

Что касается определения пенсионных прав ФИО1 с ФИО2 по ФИО2 гг, то в рамках действующего законодательства, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»-вступившего в силу с 01.01.2015 года, страховая пенсия по старости определяется умножением индивидуального пенсионного коэффициента гражданина на стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии. Согласно статье 18 указанного Закона, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии, в соответствии с п.7 ст. 18 Закона № 400-ФЗ. Кроме того, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента. Суммы, не учтенные при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости в предыдущем перерасчете, предусмотренном п. З ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ подлежат включению. Перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.

Сумма страховых взносов за период работы с ФИО2 года по ФИО2 год у ФИО1, с учетом индексации составила 34 8829,03 руб. и страховая часть пенсии увеличивается на 1529,95 руб. (348829,.03 : 228).

С 01.01.2010 произведена валоризация - повышение расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав граждан на 01.01.2002. Увеличение предусмотрено на 10% + 1% за каждый год трудового стажа до 1991 года.

Общий трудовой стаж до 1991 года у истца составляет 7 лет, следовательно, коэффициент валоризации - 17% (10% + 7% за 7 лет), размер увеличения пенсии составил 232,24 руб.

Таким образом, страховая часть пенсии на 31.12.2014 составляет: 1 366,14 руб. + страховые взносы 1 529,95 руб. + валоризация 232,24 руб. = 3 128,33 руб.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца до 01.01.2015 составила 48,804 (3 128,33 руб. : 64,10 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015 г.).

Согласно статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются период ухода одним из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Продолжительность периода ухода за двумя детьми составила 3 года, индивидуальный пенсионный коэффициент определен 8,1 (статья 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Общая величина индивидуального пенсионного коэффициента у истца 62,525 (48,804 - величина ИПК за периоды работы до 01.01.2015 + 5,621 величина ИПК за периоды работы после 01.01.2015 + 8,1 период ухода).

С 01.01.2018 г. стоимость пенсионного коэффициента составила 81,49 руб., поэтому страховая пенсия с 20.01.2018 установлена истцу в размере 5 095,16 руб. (величина ИПК - 62,525 х 81.49 руб.), а с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии 4982,90 размер пенсии к выплате составил 10 078,06 руб. (5095,16 руб. + 4 982,90 руб.). Пенсия установлена в соответствии с действующим пенсионным законодательством, в удовлетворении иска просят отказать.

Дополнительно представитель ответчика пояснила, что по состоянию на 01.01.2002 не может быть применен коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц – 1,307, так как постановление, которым он утвержден, вступило в силу с 01.04.2003, а по состоянию на 01.01.2002 сумма страховых взносов на лицевом счете застрахованного лица – 0.

Выслушав объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истец имеет ребенка ФИО8, ФИО2. рождения (л.д.19).

Из трудовой книжки, заполненной на имя ФИО8, усматривается, что она ФИО2 принята на должность медсестры в терапевтическое отделение Узловой больницы ст. Алтайская, ФИО2 уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР по уходу за ребенком дошкольного возраста (л.д. 20-21).

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015 года) Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен порядок сохранения и конвертации пенсионных прав, приобретенных ранее. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Федерального закона.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (ч.2 ст.30 ФЗ).

В судебном заседании истец и ее представитель признали тот факт, что пенсионным органом размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав истца исчислен наиболее благоприятный для истца - по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости определяется умножением индивидуального пенсионного коэффициента гражданина на стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за период до 01.1.2015 и за периоды после 01.01.2015.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.212.2014 по Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Полученный размер делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации, на дату установления страховой пенсии.

Согласно ст. 14 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

При определении размера страховой части пенсии начиная с 01.01.2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (ст. 32 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается а 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев),а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Согласно ст. 30, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года.

За работу после 01.01.2002 учитываются страховые взносы, перечисленные работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

Отказывая истцу в требованиях о включении в общий трудовой стаж периода ухода за ребенком от 1,5 до 3-х лет с ФИО2 по ФИО2 в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 12 ст. 15 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 29.12.2013, суд исходит из следующего.

Истец ссылается на п. 4 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период, начиная с 01.01.2002 (согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности) и на п. 12 ст. 15 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 (согласно которому коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет).

Между тем стороной истца не учтено, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, а Постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 от 02.10.2014 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в силу п. 2 которых в страховой стаж включаются (засчитываются) иные периоды - период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ: 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В соответствии с п. 28 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 3) расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи; 5) если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

Законодательство, на которое ссылается истец, до 1 января 2002 года не действовало.

Установлено, что в спорный период действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», которым были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Как установлено, отпуска по уходу за детьми до достижения ими полутора лет были учтены пенсионным органом при расчетах и переведены в баллы, что сторона истца находит правильным и наиболее благоприятным для себя.

Ссылка стороны истца на п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому с 01.12.1989 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет, не состоятельна, так как указанное постановление действует с 01.12.1989.

По состоянию на указанную дату истец в трудовых отношениях не состояла, с заявлением к работодателю о предоставлении дополнительного отпуска не обращалась, уволена ФИО2 по уходу за ребенком, в связи с увольнением возможность предоставления дополнительного отпуска утратила (л.д. 21).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Таким образом, поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, то именно на это она и могла рассчитывать в период спорных отношений.

При этом суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о необходимости применения по состоянию на 01.01.2002 коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц – 1,307 ввиду следующего.

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц – 1,307 по состоянию на 01.01.2002 утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 152 от 13.03.2003, которое вступило в законную силу с 01.04.2003 (л.д. 65).

В силу положений Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 23 ст. 15, действует до 01.01.2025); Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 16, действие приостановлено с 28.12.2017 до 01.01.2019, утратит силу с 01.01.2025).

В силу положений ст. 17 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 07.12.2001 коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о неприменении указанного коэффициента не основаны на Законе, иное не доказано.

При проверке правильности расчета размера пенсии с применением указанного коэффициента, обе стороны согласились, что расчет будет следующим.

394 869, 96 (размер пенсионного капитала с учетом индексации страховых взносов за ФИО2. – 3872, 85, за ФИО2. – 4 645, 49, за ФИО2. – 5 939, 59, за ФИО2. – 8 712, 76, за ФИО2. – 11 493, 30, за ФИО2. – 14 096, 81, за ФИО2. – 14 622, 07, за ФИО2. – 17 949, 97, за ФИО2. – 20 659, 70, за ФИО2. – 24 657, 40, за ФИО2. – 31 647, 63, за ФИО2. – 33 506, 08, за ФИО2. - 38 106, 97 на утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала: с 01.01.2002 – 1,307, с 01.01.2003 – 1,177, с 01.01.2004 – 1,114, с 01.01.2005 – 1,127, с 01.01.2006 – 1,16, с 01.01.2007 – 1,204, с 01.01.2008 – 1,269, с 01.01.2009 – 1,1427, с 01.01.2010 – 1,088, с 01.01.2011 – 1,1065, с 01.01.2012 – 1,101, с 01.01.2013 – 1,083, с 01.01.2014 – 1,000) : 228 = 1 731, 89 руб. (сумма страховой части пенсии по уплаченным проиндексированным взносам за период с 2002-2014гг);

1 366, 14 + 1 731, 89 = 3 098, 03 руб. (размер страховой части пенсии с учетом стажа и заработной платы по состоянию на 01.01.2002 без валоризации);

3 098, 03 + 232,24 (размер страховой части пенсии с учетом валоризации, исходя из общего трудового стажа до 1991г. – 7 лет, коэффициента валоризации – 17%) = 3 330, 27 руб. (размер страховой части пенсии по состоянию на 31.12.2014);

3 330, 27 : 64,10 (стоимость 1 балла на 31.12.2014) = 51,95 (количество баллов, величина индивидуального пенсионного коэффициента до 01.01.2015);

51, 95 + 7, 94 (количество индивидуальных пенсионных баллов за 2015 -2017 гг. по 400-ФЗ) = 59, 89 баллов;

59, 89 + 8, 1 (баллы за детей до 1,6 лет) = 67, 99 (количество индексированных пенсионных баллов по состоянию на 20.01.2018);

С 01.01.2018 стоимость пенсионного балла – 81, 49 руб.;

81, 49 х 67, 99 = 5 540, 51 (страховая часть пенсии на 20.01.2018);

5 540, 51 + 4 982, 90 = 10 523, 41 руб.

Судом расчет проверен, признан правильным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края произвести перерасчет пенсии ФИО1 с применением коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2002 – 1,307 Постановлением Правительства Российской Федерации № 152 от 13.03.2003, определив размер пенсии с ФИО2 - 10 523 рубля 41 копейка.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Козлова