ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2572/2023 от 19.07.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

УИД 55RS0007-01-2023-001976-06

Дело № 2-2572/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Омской области о перерасчете стажа службы (выслуги лет), перерасчете размера денежного довольствия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Омской области о перерасчете стажа службы (выслуги лет), перерасчете размера денежного довольствия. В обоснование требований указал, что проходит службу в Управлении по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области. В период с июня 2006 г. по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстан, затем был уволен со службы по собственному желанию. В 2016 г. переехал на постоянное место жительства в РФ, ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу в УМВД Томской области. ДД.ММ.ГГГГ перевелся на службу в УНК УМВД России по Омской области.

При поступлении на службу в УМВД по Томской области каровым подразделением был произведен расчет выслуги дет для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). В данный расчет был включен период службы в ОВД Казахстана. Стаж службы превысил 10 лет и УМВД России по Томской области начислена надбавка к должностному окладу в размере 20%, затем при прохождении дальнейшей службы 25% оклада денежного содержания. При поступлении на службу в УМВД России по Омской области был произведен новый расчет выслуги лет, и период службы в Республики Казахстан не был включен в данный расчет. На письменное обращение был дан ответ, что стаж службы в ОВД на территории Республики Казахстан подлежит включению в выслугу лет только при поступлении на службу в УМВД России в порядке перевода.

С данным решением не согласен со ссылкой на ст. 9 Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от ДД.ММ.ГГГГ, а также на пп. б п. 2 правил исчисления стажа службы, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Республика Казахстан является государством-участником СНГ, таким образом, служба в ОВД Казахстана должна быть засчитан в выслугу лет. Указывает, что осуществить переход на службу в ОВД РФ с помощью перевода из ОВД Казахстана не представляется возможным ввиду отсутствия нормативных актов, предусматривающих такой порядок.

Просит отменить расчет стажа службы (выслуги лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания, произведенный УМВД России по Омской области. Обязать УМВД России по Омской области произвести новый расчет стажа (выслуги лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания с учетом службы в органах внутренних дел Республики Казахстан. Обязать произвести перерасчет денежного содержания с учетом требований нового расчета стажа службы (выслуги лет).

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель УМВД России по Омской области ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам возражений на исковое заявление.

Представитель третьего лица УМВД по Томской области участия в судебном заседании не принимал.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из послужного списка истца, составленного УКР ДВД Павлодарской области, и представленных документов, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Республики Казахстана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления старший инспектор-дежурный дежурной части центра оперативного управления (на правах отдела) УВД г. Павлодара ФИО1 уволен в запас Вооруженных сил ОВД Республики Казахстан по собственному желанию на основании приказа Департамента внутренних дел Павлодарской области МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в ОВД по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 9 лет 5 месяцев 14 дней.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 приказом УМВД России по г. Томску л/с назначен стажером по должности оперуполномоченного ОУР ОП ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УМВД России по г. Томску л/с ФИО1 назначен на должность оперуполномоченного ОУР ОП УМВД.

Заключением комиссии УМВД по г. Томску об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет определена 9 лет 11 месяцев 5 дней, в выслугу лет включен период службы в ОВД Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стажера по должности оперуполномоченного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОП ФИО2 по <адрес>. Постановлено выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ надбавку к окладу денежного содержания в размере 15%, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 20%.

Приказом ОМВД ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с старший лейтенант полиции ФИО1, оперуполномоченный группы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием IT-технологий ОУР ОМВД ФИО2 по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение УМВД России по Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ между УМВД России по Омской области и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в ОВД ФИО2, в соответствии с которым истец обязался выполнять обязанности по должности инспектора отряда специального назначения «Гром» управления по обороту наркотиков УМВД России по Омской области.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на вышеуказанную должность с ДД.ММ.ГГГГ, приказом УМВД России по Омской области истцу назначена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) 15%.

Приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с установлен стаж службы для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 6 лет 10 мес. 21 день.

Заключением УМВД России по Омской области в выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включен период службы с ДД.ММ.ГГГГ в ОВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) 15%.

Период службы в ОВД Республики Казахстана не включен УМВД России по Омской области в выслугу лет истца для расчета ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

По правилам ч. 4 ст. 38 приведенного закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:

1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении);

2) для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): 1) от 2 до 5 лет - 10 процентов; 2) от 5 до 10 лет - 15 процентов; 3) от 10 до 15 лет - 20 процентов; 4) от 15 до 20 лет - 25 процентов; 5) от 20 до 25 лет - 30 процентов; 6) 25 лет и более - 40 процентов (ч. 7).

Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 8).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 утверждены Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанных Правил в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются, в частности, периоды службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения) (пп. б).

24.04.1992 между Министерствами внутренних дел независимых государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, заключено соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью.

Согласно ст. 9 указанного Соглашения стороны условились не препятствовать переходу работников на службу в органы внутренних дел другой Стороны, в соответствии с нормативными актами своих государств о прохождении службы в органах внутренних дел решать вопросы сохранения им стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот и назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда был осуществлен перевод.

Стороны также условились, что вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, осуществляются на основе межгосударственных соглашений, законов о пенсионном обеспечении.

Со ссылкой на данное Соглашение от 24.04.1992 ответчик не включил в выслугу лет период службы в ОВД в Республике Казахстан, указывая, что возможность включения в выслугу лет предусмотрена только для случаев осуществления перевода из ОВД одного государства в ОВД другого государства.

Суд полагает, что ответчик буквально истолковал данное Соглашение, что привело к ограничению прав истца.

Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств» от 24.12.1993 и Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 подписаны и ратифицированы Российской Федерацией и Республикой Казахстан и подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.

С 01.01.2021 вступило в силу и действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, которое было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07.12.2020, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09.11.2020.

В соответствии с переходным положением статьи 12 указанного Соглашения следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

В преамбуле Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 говорится, что правительства государств-участников данного Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении лиц, которые приобрели право на обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которой он проживает.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13.03.1993 государства-участники Содружества Независимых Государств приняли Соглашение от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств".

Частью 1 статьи 1 Соглашения от 24.12.1993 предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

В силу положений статьи 2 Соглашения от 24.12.1993 в выслугу лет назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается стаж (в том числе на льготных условиях), в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга не подлежит изменению другой Стороной.

Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

В преамбуле Соглашения от 08.12.1991 о создании Содружества Независимых Государств, ратифицированного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, провозглашено, что данное Соглашение заключается на основе исторической общности наших народов и сложившихся между ними связей, а также на понимании того, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности.

Суд учитывает, что указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1158 об утверждении Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации не устанавливает для уволенных сотрудников органов внутренних дел каких бы то ни было дополнительных условий и обстоятельств для подобного включения периода службы в органах внутренних дел в других государствах - участниках СНГ в выслугу лет исчисления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания.

Условие статьи 9 Соглашения от 24.04.1992 о сохранении сотруднику органов внутренних дел стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда был осуществлен перевод, не должно толковаться буквально и ограничивать права сотрудников органов внутренних дел, которые сменили место жительства и решили продолжить исполнять обязанности по несению службы в органах внутренних дел другого государства, учитывая, что самого правового механизма перевода сотрудника внутренних дел на службу в другом государстве не разработано до настоящего времени. Такой перевод невозможен в ситуации, когда при смене места жительства требуется приобретение гражданства другого государства, что в свою очередь требует временных затрат и является препятствием для осуществления перевода из органов внутренних дел одного государства в органы внутренних дел другого государства.

При толковании международных правовых норм необходимо исходить из взаимного признания выслуги лет, установленной в государстве прохождения службы в органа внутренних дел, как для назначения пенсии, так и для определения процентной надбавки за выслугу лет при переезде сотрудника органов внутренних дел на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.

При этом применительно к ситуации, когда бывший сотрудник органов внутренних дел, проходивший службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 24.12.1993 означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит. Вместе с тем при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.

Притом что указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию.

В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки, учитывая закрепленное в Соглашении от 14.02.1992 и Соглашении от 15.05.1992 положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот.

Указанные межгосударственные соглашения предусматривают, что специальной правовой регламентации подлежат вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения пенсий.

Буквальное толкование правовых положений Соглашения от 24.12.1993 в части сохранении выслуги лет для расчета процентной надбавки к окладу денежного содержания только для сотрудников, переведенных на службу в органы внутренних дел, обусловило бы неравное правовое положение граждан, ранее являвшихся гражданами Республики Казахстан и приобретших гражданство РФ, по отношению к гражданам, являющимся в силу рождения гражданами Российской Федерации и ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства.

Выбор правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, их толкование, установление фактических обстоятельств дела является прерогативой суда. Применение правовой нормы по конкретному делу всегда связано с ее толкованием, т.е. со специфической деятельностью суда по уяснению смысла применяемой нормы на основе анализа юридического значения фактических обстоятельств дела. Правоприменительная деятельность суда, прежде всего, связна с правильной квалификацией предмета спора, заключающейся в выборе правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле на основе установленных фактических обстоятельств по делу.

Толкуя приведенные положения межгосударственных соглашений в совокупности с положениями национального законодательства, учитывая фактические обстоятельства, суд полагает, что заявленные требования ФИО1 являются обоснованными, стаж службы сотрудника органа внутренних дел в Республике Казахстан при смене гражданства и места жительства подлежит включению в расчет выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания.

При этом суд не усматривает оснований для отмены ранее произведенного ответчиком расчета выслуги лет для назначения надбавки к окладу денежного содержания, поскольку решением суда возлагает на УМВД России по Омской области произвести расчет стажа службы (выслуги лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания с учетом стажа службы в органах внутренних дел Республики Казахстан и произвести перерасчет денежного содержания с даты поступления на службу в УМВД России по Омской области с 01.12.2022.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать УМВД России Омской области произвести расчет стажа службы (выслуги лет) ФИО1 для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания с учетом стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел Республики Казахстан за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать УМВД России Омской области произвести перерасчет денежного содержания ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в стаж службы (выслуги лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Величева

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2023 г.