Промышленный районный суд города Ставрополя
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2573/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2010 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,
при секретаре Лещуковой Е.А.
с участием:
представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО4,
представителя ответчика по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете суммы пенсии, доплате единовременной суммы пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Ставропольского края о перерасчете суммы пенсии, доплате единовременной суммы пенсии, в соответствии с требованием Указа Президента РФ № 1563 от 23 августа 2000 года и статьёй 5 Постановления Правительства РФ от 22.02.2002 года № 145, установить ФИО1 пожизненную социальную поддержку, размере 1,5 должностного оклада, с 01 марта 2010 года - ежемесячно.
Исковые требования ФИО1 мотивированы тем, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. Пенсия ему назначена и выплачивается военным комиссариатом Ставропольского края. Истец уволен с должности старшего инженера по эксплуатации войсковой части 62047. Согласно послужному списку истца, он проходил службу в войсковых частях, входящих в состав 12 ГУМО РФ (ядерный оружейный комплекс РФ). Кроме того, ФИО1 является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается приложенной к исковому заявлению копией удостоверения. Во исполнение приказа начальника 12 ГУ МО (войсковая часть 31600) он проходил службу с 1976 года в различных должностях, что обязывало его принимать непосредственное участие в тех видах деятельности, которые указаны в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000г № 1563. Его перемещения по различным должностям происходили по непосредственным приказам командования 12 ГУ МО СССР. Данное обстоятельство подтверждает то, что в/ч 62047 является структурным подразделением в/ч 31600, входящей в ядерный оружейный комплекс СССР, что дает основание для распространения положений Указа Президента РФ № 1563 от 23 августа 2000 года на военнослужащих, проходивших службу в в/ч 52605. Согласно удостоверению (серия ОРУ № 007904) истец имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «Б» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1. Ссылку Военного комиссариата Ставропольского края о том, что в/ч 52605 расформирована до 01 января 2001 года, в связи с чем невозможен перерасчет пенсии в сторону увеличения, он считает необоснованной. По утверждению истца, командиром войсковой части 31600 - 06 октября 2001 года утвержден список военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000г № 1563, и указанным в этом списке лицам военный комиссариат Ставропольского края произвел перерасчет пенсии с учетом увеличения должностного оклада в 1,5 раза.
Просил взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в его пользу недополученную сумму пенсии с Дата обезличена года по Дата обезличена года единовременно в размере 206250 рублей.
Обязать военный комиссариат Ставропольского края ежемесячно выплачивать ему пенсию с Дата обезличена года пенсию с учетом полуторного коэффициента к должностному окладу.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования истца в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Указом ФИО5 от Дата обезличена года Номер обезличен «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее Указ) военнослужащим, непосредственно)» в одном из видов деятельности, перечисленных в Перечне Указа, осуществляемых в воинских частях, входящим в состав ядерного оружейного комплекса России с Дата обезличена года установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в размере 1.5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатным расписанием.
Во исполнение п.п. «д» п. 3 названного Указа Правительство РФ своим постановлением от 22.09.2000 года М 857-64 СС (в открытой печати не публиковалось) утвердило Перечень организаций и войсковых частей, входящих в ядерный комплекс России, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки.
Право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российский Федерации", возникает при наличии двух условий:
- участие в деятельности, указанной в Перечне видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563;
- вхождение организаций и воинских частей в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности, участие в которой и дает право на получение социальной поддержки.
Представителю ответчика не было предоставлено на обозрение Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 года, которым утвержден перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. В материалах дела отсутствует ответ из войсковой части 31600 12 Главного управления Министерства обороны РФ, являющейся правопреемницей всех расформированных воинских частей, входящих в состав Ядерного оружейного комплекса РФ, согласно которому должность истца была - бы включена в Перечне должностей, занятие которых дает право на меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, возникшие правоотношения регулируются положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в последующих редакциях, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г., а также то, что требования истца о применении положений вышеназванного Указа Президента для перерасчета им пенсионных платежей являются необоснованными по следующим основаниям.
Подпунктом «а» п.9 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу …» пенсия уволенным с военной службы военнослужащим исчисляется из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов.
В связи с этим, в соответствии с п. «б» ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" – с 01 января 2001 года подлежат пересмотру ранее назначенные пенсии военнослужащим, которые на день увольнения с военной службы непосредственно участвовали в одном из видов деятельности, указанных в перечне.
Истцом не представлены доказательства о выплате по аналогичной должности проходящим в настоящее время военную службу военнослужащим воинской части окладов по воинским должностям, выплачиваемым с увеличением в 1,5 раза.
В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 07 февраля 2007 года (дело № 28пв060) указано, что из содержания указанного Указа, и в частности подпункта «г» п.3, а также приведенных правовых норм, пенсия лицу получаемая на основании указанного выше Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в последующих редакциях, может быть увеличена также в случаях увеличения на основании данного подпункта оклада по воинской должности, который был учтен при исчислении пенсии этому лицу.
Истцу ФИО1 увеличение содержания по последней штатной должности на основании Указа Президента РФ № 1563 не производилось. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ. Пенсия ему назначена и выплачивается военным комиссариатом Ставропольского края.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее Указ) военнослужащим, непосредственно в одном из видов деятельности, перечисленных в Перечне Указа, осуществляемых в воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России с 01 января 2001 года установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в размере 1.5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатным расписанием.
Подпунктами «г» и «д» пункта 3 данного Указа Правительству РФ предписано установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, должностной оклад в размере 1,5 должностного оклада тарифной ставки) и оклада по воинской должности и утвердить Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 857-64 от 17 ноября 2000 года был утвержден закрытый Перечень организаций и воинский частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, в который включены действующие организации и воинские части, входящие в состав ядерного оружейного комплекса.
Доводы представителя ответчика о том, что Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, суд считает несостоятельными, так как в настоящем случае следует руководствоваться вышеприведенной нормой Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также подпунктом «а» пункта 9 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), которая предусматривает, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной службы военнослужащим, в частности, оклад по последней должности.
Кроме того, довод представителя ответчика о том, что истец вышел на пенсию до издания Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563, войсковые части, в которых они проходили службу, не вошли в утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 года №857-64 Перечень, поскольку были до издания этого постановления расформированы, соответственно и повышения должностного оклада по последней должности, занимаемой истцами, не производилось суд считает несостоятельной, так как в соответствии с п. «б» ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право военных пенсионеров на повышение пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, зависит не от прохождения военной службы в конкретной воинской части, военнослужащим которой увеличивается денежное довольствие, а от категорий военнослужащих, которым увеличивается денежное содержание. Содержание понятия «категория военнослужащих» не связано с конкретной войсковой частью или совокупностью воинских подразделений, поскольку речь в данном случае не идёт о «категориях воинских формирований», а спецификой служебных функций и иных обстоятельств, связанных с выполнением обязанностей военной службы военнослужащими. 12 Главное управление Министерства обороны СССР (РФ) относится к ядерному оружейному комплексу СССР (РФ). Следовательно, специфика службы военнослужащих в войсковых частях, входящих в состав 12 ГУ МО, является очевидной и непосредственно касается испытания ядерного оружия, либо иных работ, с ним связанных.
При таких условиях само по себе отсутствие в «Перечне организаций и воинский частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 857-64 от 17 ноября 2000 г., войсковых частей, в которых истец проходил военную службу, не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования истцов. Юридически значимым для данного дела обстоятельством является возможность соотнесения воинской должности истца до увольнения с военной службы с той категорией военнослужащих, которым денежное довольствие было увеличено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563. Данный вопрос в ходе судебного заседания судом разрешен. Представитель ответчика не отрицал, что истец мог заниматься теми видами деятельности, которые указаны в Перечне к Указу Президента РФ № 1563.
Толкование ответчиком вышеуказанных норм, предполагает неравное положение военных пенсионеров, занимавших одинаковые должности до увольнения с военной службы и выполнявших одни и те же служебные обязанности, в зависимости от времени увольнения со службы и от времени расформирования конкретных воинских частей. Такое толкование противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.
Кроме того, согласно удостоверению (серия ОРУ № 009985) истец ФИО1 имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «Б» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1.
В соответствии с преамбулой, Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 принято в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Истец ФИО1 является непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия (п.п. «Б» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1).
Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 во взаимосвязи с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563 и ст.ст.43 и 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, дает право истцу на получение меры социальной поддержки, предусмотренной отмеченным Указом Президента РФ в виде увеличения должностного оклада, входящего в сосстав пенсии в 1,5 раза.
Так, в статье 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 указано, что пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Понятие «соответствующая категория военнослужащих» в буквальном ее толковании предполагает увеличение пенсии в зависимости от статуса увольняемого военнослужащего и условий прохождения им военной службы, в том числе в структуре ядерного оружейного комплекса СССР (РФ). Во избежание неравенства и нарушения ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления в полном объеме с учетом предоставленного истцом расчета суммы недополученной пенсии.
Суд считает также не противоречащим законодательству представленный истцом расчет, согласно которому сумма недополученной пенсии за период с 01 января 2001 года по 01марта 2010 года рассчитывается следующим образом:
Согласно справкам об исчислении пенсии, приобщенным в ходе судебного заседания к материалам дела, задолженность военного комиссариата истцу с 01.01.22001 года по 01.03. 2010 года составляет:
должностной оклад – 3750 рублей. В соответствии с Указом он должен составлять: 3750 * 1,5 = 5625 руб., ежемесячная недоплата составляет 1875 руб.
с 1 января 2001 г по 31.12.2001 г (12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2002г по 31.12.2002г (12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2003г по 31.12.2003r (12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2004г по 31.12.2004г(12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2005гпо 31.12.2005г(12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2006г по 31.12.2006г(12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2007г по 31.12.2007г(12месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2008г по 31. 12.2008г (12 месяцев) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2009 г по 30.04.2009г (12 месяца) 1875 * 12 = 22500 руб.
с 1 января 2010 г по 01.03.2010 (2 месяца) 1875 * 2 = 3750 руб.
Всего сумма задолженности составляет 206250 рублей.
Ответчиком представленный расчет недополученной суммы пенсии за указанный период оспаривался только в части применения к нему общего срока исковой давности – 3 года.
Суд считает ссылку ответчика на ст.196 ГК РФ несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Следовательно, при рассмотрении вопроса пенсионного обеспечения по линии Министерства обороны РФ необходимо руководствоваться именно данным Законом, который по отношению к Гражданскому кодексу РФ является специальным законом.
Согласно ч.2 ст.58 Закона РФ № 4468-1 - сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Следовательно, общий срок исковой давности к пенсионным правоотношениям в этой части не распространяется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу ФИО1 недополученную сумму пенсии с 01 января 2001 года по 01 марта 2010 года единовременно в размере 206250 (двухсот шести тысяч двухсот пятидесяти) рублей.
Обязать военный комиссариат Ставропольского края ежемесячно выплачивать ФИО1 пенсию с 01 марта 2010 года пенсию с учетом полуторного коэффициента к должностному окладу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Н.В. Долгополова
Копия верна. Н.В. Долгополова