Дело № 2-2573/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А.,
при секретаре Абдрахмановой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании права на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику сельской местности, признании незаконным решения об отказе в сохранении мер социальной поддержки, зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, понуждении предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась с указанным иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району, в обоснование заявленных требований указала, что является пенсионером-педагогом с общим стажем педагогической работы 50 лет 5 месяцев, в том числе общий педагогический стаж работы в сельской местности составляет 28 лет 10 месяцев 25 дней. До января 1995 года она имела педагогический стаж работы в сельской местности 12 лет 11 месяцев и пользовалась льготами педагогических работников сельской местности. В январе 1995 года она уволилась на пенсию по выслуге лет из школы <данные изъяты> Управления образования г.Димитровграда. 25.08.1996 она вновь вышла на работу в школу <данные изъяты> и работала в данном учреждении по 31.08.2007. С 24.09.2001 по 31.08.2007 по внешнему совместительству, а с 01.09.2007 по 31.08.2017 принята на работу в <данные изъяты> Мелекесского района Ульяновской области. Таким образом, последние 15 лет 11 месяцев 24 дня она проработала в сельской школе.
Все это время она пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогический работник сельской местности. На пенсию по возрасту она вышла фактически 31.08.2017.
С решением ответчика о прекращении мер социальной поддержки как пенсионеру-педагогу, работающему в сельской местности более 10 лет она не согласна. Считает, что принятое в отношении нее решение Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району об отказе в сохранении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным.
Ответчиком не учтено, что ее общий стаж работы в сельской местности превышает установленный федеральными законами и иными правовыми актами общий педагогический стаж в 5 раз.
Истец просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности и в рабочих поселках более 10 лет, решение Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району №1614 от 18.09.2017 об отказе в сохранении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику сельской местности признать незаконным, обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району засчитать в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки периоды работы с 24.09.2001 по 31.08.2017 в МКОУ «Основная школа <данные изъяты>» Мелекесского района Ульяновской области, и предоставить ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения как педагогическому работнику сельской местности с 01.10.2017.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что в период работы в сельской местности проживала в г.Димитровграде, и пользовалась мерами социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате за жилое помещение. При оформлении пенсии по выслуге лет она не пользовалась мерами социальной поддержки. В настоящее время у нее остались льготы как у ветерана труда.
Представитель истца ФИО2, допущенная к участию в деле на основании ходатайства истца в порядке ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам. Представила письменные пояснения к исковому заявлению, в которых указала, что по состоянию на 25.01.1995 истица достигла возраста гражданина по достижению которого у нее возникло право на получение пенсии по выслуге лет. В силу п.3 ст.80 ТК РФ выход на пенсию связан с увольнением работника, обусловленного невозможностью им дальнейшей работы. Таким образом, выход на пенсию истца произошел 01.09.2017. В соответствии с Законом Ульяновской области от 30.12.2005 №167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках на территории Ульяновской области» право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения имеют работающие и (или) проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогические работники образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, а также лица из их числа, вышедшие на пенсию, если их общий стаж работы в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, составляет 10 лет и при выходе на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки как педагогические работники сельской местности (имели право на пользование данными мерами). Считает, что Закон не связывает понятие выхода на пенсию с каким-либо по счету случаем (первым, вторым, третьим), так же как и не оговаривает при наступлении какого вида пенсии (по выслуге лет или по старости) у гражданина наступает право на меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогов-пенсионеров, чей стаж работы в сельской местности составляет 10 лет. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району в судебное заседание не явился, представил письмо, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать в полном объеме, так как она не работала в образовательном учреждении в сельской местности на момент ухода на пенсию.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное).
Представитель ответчика Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что согласно Положению о Департаменте Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 №196-П «Об утверждении положений о территориальных органах Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», полномочия по назначению пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, принадлежат Департаменту.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 №243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 №621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по представлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством переданы Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат». Таким образом, в компетенцию УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» решение вопроса о зачете периода работы в педагогический стаж ФИО1 для назначения мер социальной поддержки не входит. Однако правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства в случае назначения им мер социальной поддержки населения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание также не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что по имеющимся в деле истца сведениям, до оформления пенсии стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности составил более 10 лет (с 1965 по 1971 годы в <данные изъяты> районе Самарской области и с 1972 по 1979 годы в Мелекесском районе), но уволилась на пенсию по старости в январе 1995 года в должности учителя младших классов школы <данные изъяты> г.Димитровграда. Так как данное учебное заведение не расположено в сельской местности, сохранения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому работнику в сельской местности после увольнения 31.08.2017 из школы <данные изъяты> является неправомерным. Истцу будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% как ветерану труда и инвалиду. Полагает, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. Просил также рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указал, что продолжительность педагогического стажа ФИО1 составляет 29 лет 17 дней, а общего 34 года 4 месяца 29 дней.
Выслушав истицу и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего до 01 сентября 2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 ст. 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 N 167-ЗО (ред. от 02.10.2013) «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области" педагогические работники, указанные в части 1 настоящей статьи, вышедшие на пенсию, имеют право на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки, если общий стаж их работы в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и при выходе на пенсию они пользовались (имели право пользоваться) соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.
Как видно из материалов дела, ФИО1 с 09.11.1965 по 01.09.1971, с 08.09.1972 по 16.10.1979 работала учителем в сельской местности. Была уволена с 25 января 1995 года, согласно записи в трудовой книжке в связи с выходом на пенсию по выслуге лет из школы <данные изъяты> г.Димитровграда.
25.08.1996 ФИО1 вновь принята учителем начальных классов в школу <данные изъяты> г.Димитровграда, 31.08.2007 уволена по собственному желанию. С 01.09.2007 по 31.08.2017 работала учителем немецкого языка в сельской школе в <данные изъяты> Мелекесского района, что подтверждается копией трудовой книжки ФИО1 (л.д.12-19).
Как следует из справки МКОУ «Основная школа <данные изъяты> МО «Мелекесский район» Ульяновской области», ФИО1 работала в данной школе учителем немецкого языка по внешнему совмещению с 24.09.2001, принята на постоянную работу учителем немецкого языка с 01.09.2007, уволена по собственному желанию 31.08.2017 (л.д.20).
Представленными в материалы дела копиями справок о выплаченных суммах (л.д.21, 22), справками о начислениях и оплате по лицевому счету (л.д.23-30) подтверждается, что в период с 2007 года по сентябрь 2017 года ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, как педагогу, работающему в сельской местности.
Таким образом, на момент выхода ФИО1 на пенсию 25 января 1995 года она правом на оплату жилого помещения с отоплением и освещением не обладала, из представленных документов следует, что ей только с 2007 года предоставлялись меры социальной поддержки как педагогическому работнику, работающему в сельской местности, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
14.09.2017 ФИО1 обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району с заявлением о сохранении ей льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, как педагогу сельской местности.
В удовлетворении заявления ФИО1 Департаментом отказано по тем основаниям, что до оформления пенсии она имела стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет (с 1965 по 1971 годы в <данные изъяты> районе Самарской области, с 1972 по 1979 годы в Мелекесском районе), но уволилась на пенсию по старости в январе 1995 года с должности учителя начальных классов школы <данные изъяты> г.Димитровграда. Так как данное учебное учреждение не расположено на территории сельской местности сохранение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому работнику сельской местности после увольнения 31.08.2017 из школы <данные изъяты> является неправомерным. Указанное обстоятельство подтверждается письмом от 18.09.2017 №1614 (л.д.10-11).
Указанное обстоятельство подтверждается также материалами личного дела ФИО1, имеющимися в нем копиями распоряжений Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району, которыми прекращены с 01.10.2017 в связи с увольнением ФИО1 «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате отопления и освещения (педагогические работники)», «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения «педагогические работники)».
В судебном заседании установлено, что на момент выхода на пенсию в январе 1995 года ФИО1 в сельской местности не работала и не проживала, мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг пользовалась, что ею в судебном заседании не оспаривалось.
В период работы в сельской местности с 2001 года по 2017 год ФИО1 пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, как педагог, работающий в сельской местности. С момента увольнения из школы в <данные изъяты> Мелекесского района Ульяновской области с 31.08.2017 ФИО1 утратила право на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, поскольку в сельской местности не проживает, несмотря на наличие более 10 лет стажа работы в сельской местности, она на момент выхода на пенсию не являлась лицом, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Доводы истца и ее представителя о том, что датой выхода ФИО1 на пенсию следует считать 01.09.2017, а не 25.01.1995, основаны на неверном толковании закона, а также опровергаются представленными документами, а именно: записью в трудовой книжке ФИО1 об увольнении в связи с выходом на пенсию с 25.01.1995.
Наличие у ФИО1 педагогического стажа работы в сельской местности в период с 2001 года по 2017 год не является основанием для сохранения за ней мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения после увольнения из школы сельской местности, поскольку она является жителем г.Димитровграда, на момент выхода на пенсию в 1995 году не являлась лицом, имеющим право на получение указанных мер социальной поддержки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 не относится к кругу лиц, которым в соответствии с п.2 ст. 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 N 167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области» предоставляется право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг.
Кроме того, ФИО1 имеет право на ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% как ветеран труда.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании права на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику сельской местности, признании незаконным решения об отказе в сохранении мер социальной поддержки, зачете периода работы в педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, понуждении предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 18 декабря 2017 года.
Судья Е.А. Власова