Дело № 2-349/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Кунице Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Российский национальный коммерческий банк» (ПАО), Акционерному обществу «Тинькофф Банк» о взыскании морального вреда,
установил:
20.10.2020 года ФИО2 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Российский национальный коммерческий банк» (ПАО) (далее - РНКБ Банк (ПАО)) о взыскании морального вреда. Мотивировал исковые требования тем, что 10.04.2020 года по его платежному поручению № 91985 АО «Тинькофф Банк» совершил списание с его банковского счета денежных средств в размере 5000 руб. на счет банковской карты получателя ФИО5, который открыт в РНКБ Банк (ПАО). Денежные средства на счет ФИО5 были зачислены банком ответчика только 28.04.2020 года, то есть через 18 дней после их списания со счета истца. Банки осуществляют зачисление и возврат средств по счетам клиентов, руководствуясь внутренними нормативными документами, нормативными документами Центрального Банка России, а также Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Нарушение порядка и сроков зачисления денежных средств на счета банковской карты клиента влечет нарушение прав клиента в виде ненадлежащего исполнения финансовой услуги. Полагая нарушенным свое право со стороны ответчика РНКБ Банк (ПАО) в связи с предоставлением банковской услуги ненадлежащего качества, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Определением суда от 12.11.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Акционерное общество «Тинькофф Банк».
В судебное заседание истец не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель РНКБ Банк (ПАО) в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований истца, полагая об отсутствии доказательств причинения ему физических и нравственных страданий действиями ответчика, и отсутствия вины ответчика в нарушении срока осуществления перевода, совершенного ФИО2 через банк «Тинькофф».
Представитель АО «Тинькофф Банк» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие лиц, принимающих участие в деле.
Судом установлено, что платежным поручением № 0401060 от 10.04.2020 года с банковского счета ФИО2 (40№), открытого в АО «Тинькофф ФИО1», произведено списание денежных средств в размере 5000,00 руб. на счет банковской карты получателя ФИО5 (40№), открытого в РНКБ Банк (ПАО) (л.д.6).
25.04.2020 года истец ФИО2 обратился в адрес РНКБ Банк (ПАО) с претензией, указав о том, что до настоящего времени перевод денежных средств на имя ФИО5 не зачислен, в связи с чем просит зачислить денежные средства в сумме 5000,00 руб. на счет ФИО5, либо возвратить указанную сумму плательщику (л.д.2).
РНКБ Банк (ПАО) сообщил истцу, что информация о факте зачисления денежных средств на счета клиентов Банка, датах и суммах зачислений относится к сведениям, составляющим банковскую тайну, и не подлежат разглашению третьим лицам (л.д.3).
Согласно доводам истца, зачисление денежных средств в размере 5000,00 руб. на счет ФИО5 РНКБ Банк (ПАО) было произведено 28.04.2020 года.
Однако, в материалы дела ответчиком РНКБ Банк (ПАО) представлена выписка по счету ФИО5№ за период с 10.04.2020 года по 10.04.2020 года, согласно которой денежные средства в сумме 5000,00 руб. поступили на ее расчетный счет 10.04.2020 года, в качестве банка контрагента указан АО «Тинькофф Банк» (л.д.55).
В силу ч. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями (ч. 1 ст. 862 ГК РФ).
В силу ст. 863 ГК РФ при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется по распоряжению плательщика перевести находящиеся на его банковском счете денежные средства на банковский счет получателя средств в этом или ином банке в сроки, предусмотренные законом, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определен применяемыми в банковской практике обычаями. Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, банковскими правилами, применяемыми в банковской практике обычаями или договором.
Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, банковскими правилами, применяемыми в банковской практике обычаями или договором (ч. 2 ст. 863 ГК РФ).
Банк плательщика вправе привлекать другие банки (банки-посредники) для исполнения платежного поручения плательщика (ч. 3 ст. 863 ГК РФ).
В соответствии со ст. 865 ГК РФ банк плательщика, принявший к исполнению платежное поручение, в соответствии с распоряжением плательщика обязан его исполнить одним из следующих способов: 1) зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в этом же банке; 2) зачисление денежных средств на банковский счет банка получателя средств, открытый в банке плательщика, либо передача платежного поручения банку получателя средств для списания денежных средств с банковского счета банка плательщика, открытого в банке получателя средств; 3) передача платежного поручения банку-посреднику в целях зачисления денежных средств на банковский счет банка получателя средств; 4) иные способы, предусмотренные банковскими правилами и договором.
Банк обязан информировать плательщика об исполнении его платежного поручения в срок не позднее дня, следующего за днем исполнения платежного поручения, если более короткий срок не установлен банковскими правилами и договором. Порядок такого информирования определяется банковскими правилами и договором (ч. 2 ст. 865 ГК РФ).
Согласно ст. 849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Осуществление банками переводов денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков банками производится в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном Банком России 19.06.2012 № 383-П (далее - Положение).
Согласно п. 1.2 Положения платежные поручения являются расчетными (платежными) документами.
При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика (п. 5.1 Положения).
В соответствии с 5.4. Положения платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Пунктом 5.5. Положения предусмотрено, платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Подпунктом «д» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что, под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно требованиям, предусмотренным ч. 1, 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан оказать потребителю услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как ранее установлено, списанные 10.04.2020 года со счета ФИО2 в АО «Тинькофф ФИО1» денежные средства в размере 5000 руб. по платежному поручению клиента в этот же день были зачислены в банк РНКБ Банк (ПАО) на счет получателя ФИО5
Таким образом, доводы истца о зачислении денежных средств ФИО5 28.04.2020 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей при нарушении прав потребителя в его пользу подлежит взысканию с ответчика компенсация морального вреда, размер которой определяется судом с учетом требований разумности, справедливости, фактических обстоятельств, степени нравственных страданий и переживаний, перенесенных истцом.
В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, подтверждающих оказание ответчиками услуг ненадлежащего качества, правовые основания для удовлетворения исковых требований о возмещения морального вреда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Российский национальный коммерческий банк» (ПАО), Акционерному обществу «Тинькофф Банк» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 18 января 2021 года.