ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2574/13 от 27.09.2013 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-2574/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации   27 сентября 2013 года              г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего       Шевляковой И.Б.,

при секретаре        Галкине А.С.,

с участием:

истца - прокурора        Шуйской Н.В.,

представителя ответчика Администрации г. Пятигорска Штейн А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Пятигорска, Багдасарян О.Е., Акопян В.В. о признании действий должностных лиц администрации города-курорта Пятигорска, выразившихся в выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, незаконными, признании недействительным с момента принятия постановления о выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке, признании незаконным разрешения на строительство магазина и возложении обязанности в течение месяца с момента вступления в силу решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем отмены постановления о выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Пятигорска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Пятигорский городской суд с иском к Администрации г. Пятигорска, Багдасарян О.Е., Акопян В.В. о признании действий должностных лиц администрации города- курорта Пятигорска, выразившихся в выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, незаконными, признании недействительным с момента принятия постановления о выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке, признании незаконным разрешения на строительство магазина и возложении обязанности в течение месяца с момента вступления в силу решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем отмены постановления о выдаче разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. в обоснование заявленных требований пояснила, что в ходе осуществления прокуратурой города надзорной деятельности установлено, что постановлением главы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. выдано разрешение на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения <адрес> (№ №), которое, как противоречащее нормам действующего законодательства Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ опротестовано. Протест администрацией города рассмотрен и отклонен. Действия должностных лиц Администрации <адрес> по принятию постановления от ДД.ММ.ГГГГ № являются незаконными, указанное постановление подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. «ж» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ). В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ). Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96 ЗК РФ). В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Пятигорск признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 названного постановления границы зон и режим округа горно-санитарной охраны курорта Пятигорска определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно_-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Пятигорска. В связи с этим проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Пятигорска, подлежит государственной экологической экспертизе. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Частью 6 ст. 49 ГрК РФ установлена необходимость проведения экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из основных принципов экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Статьей 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории отнесена организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. В соответствии с п. 1.2 решения Думы г. Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске» с учетом изменений и дополнений, внесенных решением Думы г. Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № РД «О внесении изменений в решение Думы города Пятигорска «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске», общественные обсуждения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, проводятся в соответствии с данным Положением, если иное не установлено федеральными законами. В целях реализации Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определенияосновныхположений проведения оценки воздействия наокружающую среду в Российской Федерации, приказом Госкомэкологии РФ 16.05.2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с данным Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1.1 указанного Положения).В соответствии с разделом IV Положения участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.При подготовке данного заявления в суд установлено, что общественные (публичные) слушания по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства администрацией города Пятигорска не проводились, поскольку должностные лица администрации г. Пятигорска руководствуются в своей работе Разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации (от 09.07.2008 года № 16506- СК/08) и Комитета по строительству и земельным отношениям при Государственной Думе Российской Федерации (письмо от 27.06.2008 года № 3,31-29/294), так как «...требования Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не распространяются на объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях населенных пунктов». Вышеприведенный довод Администрации г. Пятигорска также противоречит правовой позиции высших судебных инстанций, в соответствии с которыми факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых природных территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрК РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение (Определение ВАС РФ от 13.02.2012 года № ВАС-232/12; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2011 года по делу № А21- 9083/2010; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2011 года по делу № А63- 9542/2010; ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 года по делу № А74-3 690/2009).Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.Вышеуказанным Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, разработанным во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», регламентируется процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности). Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).Подпунктом «и» п. 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года № 145, установлено, что к полномочиям государственного учреждения, подведомственного Министерству регионального развития Российской Федерации, относится организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных для следующих видов объектов капитального строительства - объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 года № 270).В связи с вышеизложенным выдача органом местного самоуправления - Администрацией города-курорта федерального значения Пятигорска разрешения на строительство указанного объекта в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу ч. 6 ст. 49, п. 4ч. 7ст.51ГрКРФзастройщикомобязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям названных норм закона.Статьей 45 ГПК РФ определены общие принципы участия прокурора в гражданском процессе, не ограничивающие его полномочия по предъявлению заявлений в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города - курорта федерального значения Пятигорска, а также иных граждан Российской Федерации, поскольку строительство вышеназванного объекта в границах курорта федерального значения Пятигорск без положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть без установления соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, ставит под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на особо охраняемой природной территории и может причинить вред окружающей среде. Просила суд: признать незаконными действия должностных лиц администрации города Пятигорска, выразившиеся в выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения <адрес> № № постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы; признать недействительным с момента принятия постановления о выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> (№ №) от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконным разрешение на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Багдасарян О.Е. и Акопян В.В.; возложить на Администрацию города Пятигорска обязанность в течение месяца с момента вступления в силу решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> (№ №).

Представитель ответчика Администрации <адрес> Штейн А.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснил суду, что ч. 6 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрК РФ, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах. Под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Согласно подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов строительства, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Границы округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны никогда не выносили на местность, не согласовывались с органами государственной власти, местного самоуправления, собственниками объектов недвижимого имущества. Без проведения процедуры вынесения на местность установленных границ округа горно-санитарной охраны и входящих в него зон горно-санитарной охраны невозможно поставить указанные зоны на государственный кадастровый учет. Для земельных участков характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, являются их границы (с вынесением на местность) и площадь. Следовательно, в настоящее время в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске не установлены зоны горно-санитарной охраны. Аналогичная ситуация имеет место и в других городах-курортах Кавказских Минеральных Вод. Также неясно, в каких границах курорт Пятигорск признан курортом федерального значения. В соответствии со ст. 2 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска в состав муниципального образования города-курорта Пятигорска входят следующие территории город Пятигорск, поселок Горячеводский, поселок Свободы, станица Константиновская, поселок Нижнеподкумский, поселок Средний Подкумок, село Золотушка, село Привольное. Исходя из этого неясно, курорт Пятигорск был признан курортом федерального значения в границах муниципального образования города-курорта Пятигорска или входящей в его состав территории города Пятигорска. Указанные обстоятельства не позволяют администрации города Пятигорска требовать у лиц, которые обращаются с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, предоставления положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ответчики Багдасарян О.Е., Акопян В.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не сообщили суду о причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков.

Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не представил сведения о причинах неявки. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ).

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством Российской Федерации устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон.

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», город Пятигорск признан курортом федерального значения.

Согласно п. 1 указанного Постановления границы зон и режим округа горно-санитарной охраны курорта Пятигорска определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Подпункт 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города - курорта Пятигорска. В связи с этим проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Пятигорска, подлежит государственной экологической экспертизе.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ред. 27.12.2009 года).

В силу ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 49 ГСК, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Частью 6 ст. 49 ГрК РФ установлена необходимость проведения экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п. 1.2 решения Думы г. Пятигорска Ставропольского края от 25.05.2005 года № 79-42 ГД «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске» с учетом изменений и дополнений, внесенных решением думы города Пятигорска Ставропольского края от 30.03.2012 года № 18-15 РД «О внесении изменений в решение Думы города Пятигорска «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске», общественные обсуждения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, проводятся в соответствии с данным Положением, если иное не установлено федеральными законами.

В целях реализации Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, приказом Госкомэкологии РФ 16.05.2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с данным Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1.1 Положения).

В соответствии с разделом IV указанного Положения участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного      самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Судом установлено, что общественные (публичные) слушания по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства Администрацией г. Пятигорска не проводились.

Доводы Администрации г. Пятигорска также противоречит правовой позиции высших судебных инстанций, в соответствии с которыми факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых природных территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрК РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение (Определение ВАС РФ от 13.02.2012 года № ВАС-232/12; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2011 года по делу № А21-9083/2010; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2011 года по делу № А63-9542/2010; ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 года по делу № А74-3690/2009).

Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Вышеуказанным Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, разработанным во исполнение Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», регламентируется процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности). Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Подпунктом «и» п. 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года № 145, установлено, что к полномочиям государственного учреждения, подведомственного Министерству регионального развития Российской Федерации, относится организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных для следующих видов объектов капитального строительства - объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 года № 270).

Учитывая изложенное, выдача органом местного самоуправления - Администрацией города-курорта федерального значения Пятигорска разрешения на строительство указанного объекта в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, предоставление которой в силу ч. 6 ст. 49, п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ застройщиком обязательно, и проведение которой необходимо в соответствии с подп. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).

Учитывая изложенное выше, суд считает доводы процессуального истца, подтвержденными, а исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, основанными на законе и подлежащими удовлетворению, т.к. его требования представителем ответчика, ответчиками в условиях состязательности процесса и равноправия сторон достаточными надлежащими доказательствами не опровергнуты.

Доводы процессуального истца о том, что в результате указанных действий Администрации г. Пятигорска ущемляются права неопределенного круга лиц, т.к. отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы, суд также находит обоснованными.

Судом тщательно проверялись доводы, как процессуального истца, так и представителя ответчика по делу, заявленные как в обоснование, так и опровержение исковых требований.

По мнению суда, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, стороной истца представлены надлежащие письменные доказательства в обоснование заявленных требований, которые не опровергнуты ответчиком надлежащими и допустимыми доказательствами.

Поэтому требования истца суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, истцом заявлены требования об установлении определенного срока для исполнения судебного постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, а также установленные фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что ответчик может исполнить судебное постановление в определенный срок, суд приходит к выводу, что требования процессуального истца об установлении определенного срока для исполнения судебного постановления подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия должностных лиц Администрации города Пятигорска, выразившиеся в выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> № № постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Признать недействительным с момента принятия постановление о выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> (№ №) от ДД.ММ.ГГГГ №.

Признать незаконным разрешение на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Багдасарян О.Е. и Акопян В.В..

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность в течение месяца с момента вступления в силу решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о выдаче Багдасарян О.Е. и Акопян В.В. разрешения на строительство магазина на предоставленном земельном участке в районе пересечения прос<адрес> и <адрес> в <адрес> (№ №).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья                     И.Б. Шевлякова