ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2574/2022 от 02.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2022-002310-19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2022 года город Иркутск

Ленинский районный суд города Иркутска Иркутской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробей М.А.,

в присутствии прокурора Шистеева В.В.,

в отсутствие ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2574/2022 по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Вудэкспорт» о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания,

установил:

Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Вудэкспорт» о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания.

В обоснование указал, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, установлено, что на основании договора аренда лесного участка № 91-2—3/09 от 20.01.2009, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 03.04.2012, дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 28.09.2020, ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» является арендатором лесного участка площадью 9167га с кадастровым номером 38:13:031701:4, имеющего местоположение Иркутская область, Ольхонский р-н, эксплуатационные леса, Ольхонское лесничество, Ольхонское участковое лесничество, Косостепская дача, кварталы № №3, 9-13, 19, 23-27.

В соответствии с договором субаренды лесного участка № 91-20-3/13 от 30.12.2013 и дополнительным соглашением от 13.10.2017 ООО «Вудэкспорт» осуществляет права субарендатора указанного лесного участка. Согласно отчету по форме 1-ИЛ на арендованном лесном участке в 2020 годупроизведена вырубка древесины на площади 46, 7 га. Несмотря на то, что ответчик на арендованных участках вел законную вырубку леса,деятельность по заготовке древесины причина значительный ущерб животному миру, поскольку территория на которой ООО «Вудэкспорт» в 2020 году осуществляло данную деятельность является охотничьими угодьями и средой обитания охотничьих ресурсов.

В соответствии с расчетом, произведенным с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, и на основании отчетов по учету численности охотничьих животных за 2020 год,на охотничьих угодьях на территории лесного участка, предоставленного ООО «Вудэкспорт» для заготовки древесины, обитают лось, благородный олень, косуля, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.

Размер причиненного в 2020 году вреда объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания в охотничьих угодьях составил 187690,29 руб.

Просил, уточнив требования,взыскать с ООО «Вудэкспорт» ущерб, причиненный животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины за 2020 год в размере 187690, 29 руб.

В судебном заседании прокурор Шистеев В.В. исковые требования истца поддержал в полном объеме, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представители ответчика ООО «Вудэкспорт» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд расценивает причины неявки ответчика как неуважительные и находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства по имеющимся в деле доказательствам.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Министерства лесного комплекса Иркутской области, Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, ОГАУ «Южное лесопожарное объединение», администрации муниципального района «Ольхонский район» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Заслушав представителя истца - прокурора Шистеева В.В., исследовав материалы дела и, оценив все представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законном.

Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они существуют.

Конвенцией о биологическом разнообразии, принятой ООН 05.06.1992 г., закреплено, что основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в естественных условиях.

В соответствии с требованиями ст. 3 Закона об охране окружающей среды в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Аналогичные положения закреплены статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образомп. 3 ст. 1064 ГК РФ допускает возможность возмещения вреда окружающей среде, причиненного заготовкой древесины.

Аналогичная позиция выражена в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», согласно которой основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

В Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, опираясь на положения ст. ст. 9 (ч. 1), 36 (ч. 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции о том, что:

необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);

лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;

таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации);

хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1197-О выявлен смысл положений абз. 7 ст. 3 и ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 56 Федерального закона "О животном мире" и ст. 58 Федерального закона"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих обязанность юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в том числе объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания.

Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования", вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Судом установлено, что на основании договора аренда лесного участка № 91-2—3/09 от 20.01.2009, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 03.04.2012, дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 28.09.2020, ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» является арендатором лесного участка, площадью 9167 га с кадастровым номером , имеющего местоположение <адрес>

В соответствии с договором субаренды лесного участка № 91-20-3/13 от 30.12.2013 и дополнительного соглашения от 13.10.2017 ООО «Вудэкспорт» является субарендатором лесного участка площадью 9167 га с кадастровым номером , имеющего местоположение: <адрес>

Указанный лесной участок предоставлен с целью использования лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины-15,4 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 11,3 тыс. куб. м., по выборочным -02 тыс. куб.м.

Из отчета по форме 1-ИЛ следует, что на арендованном лесном участке произведена вырубка древесины в 2020 году на площади 46, 7 га.

Согласно расчету ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений АУ «Южное лесопожарное объединение» размер ущерба на лесном участке, расположенном в Ольхонском районе Иркутской области, в 2020 году составил 187690,29 руб.

Территория, в пределах которой ООО «Вудэкспорт» в 2020 годуосуществляло заготовку древесины, является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Несмотря на то, что ООО «Вудэкспорт» велась законная вырубка леса на арендованных участках, с привлечением техники и технологических механизмов, деятельность Общества приносила значительный ущерб животному миру, при котором нарушалась среда обитания охотничьих животных, снижалась численность и продуктивность популяции животных.

По требованию прокуратуры специалистом службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948.

В соответствии с п. 3 Методики исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя: б) расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

В соответствии с п. 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры:

а) территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия). Территория воздействия подразделяется на: территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия;

б) численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

в) допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ;

г) период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

д) пол вида охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднеговоздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2:, где: - суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, руб.; - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации, руб.,; - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия, руб.,; - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия, руб.,; - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия, руб.;, - фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей; - норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах; Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.; t - период воздействия, лет.

В соответствии с расчетом на охотничьих угодьях на территории лесного участка, предоставленного ООО «Вудэкспорт» для заготовки древесины, обитают лось, благородный олень, косуля, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.

При оценке размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты по учету численности охотничьих животных за 2020 год.

При этом ущербом, рассчитанным согласно Методике, считается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания.

Указанный расчет проверен судом,признан правильным, основанным на положениях Методики, с учетом информации о площади арендованных и подлежащих вырубке лесных насаждений, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, следовательно указанный расчет может быть положен в основу решения суда.

Таким образом, судом установлено, что деятельность ООО «Вудэкспорт» по заготовке древесины не являлась противоправной, однако в соответствии с ч. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В связи с тем, что вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причинен ответчиком в результате заготовки древесины в границах Ольхонского района суммы возмещения вреда подлежат взысканию в местный бюджет муниципального образования «Ольхонский район».

Таким образом, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с точки зрения достаточности и допустимости, учитывая, что ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение им обязательств о возмещении ущерба, причиненного животному миру, доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурорао возмещении ущерба ООО «Вудэкспорт», причиненный окружающей среде животному миру и среде его обитания в 2020 году в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем суд полагает возможным взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вудэкспорт» в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск» Иркутской области государственную пошлину в размере 4953, 81 руб.

Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, СУД

решил:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вудэкспорт» (ИНН , ОГРН ) ущерб, причиненный животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины за 2020 год в размере 187690 (Сто восемьдесят семь тысяч шестьсот девяносто) рублей 29 копеек.

Реквизиты получателя: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области), л/с , кор/счет , ИНН КПП , Банк – Отделение Иркутск банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск, БИК , ОКТМО Ольхонский район, КБК , счет банка получателя .

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вудэкспорт» в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск» Иркутской области государственную пошлину в размере 4953 (Четыре тысячи девятьсот пятьдесят три) рубля 81 копейка.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Э.В.Трофимова

Мотивированный текст заочного решения изготовлен 9 августа 2022 года.