ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2576/18 от 06.08.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-2576/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2018 года город Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Е.Б. Данилиной,

при секретаре: Е.А. Болотовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой ГИ к АО «Бийскэнерго», Государственной инспекции Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску о признании акта проверки и результатов проверки недействительными, признании незаконным начисления платы за отопление исходя из норматива потребления,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Г.И. обратилась в суд с иском к АО «Бийскэнерго», Государственной инспекции Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску о признании акта проверки и результатов проверки недействительными, признании незаконным начисления платы за отопление исходя из норматива потребления.

В обоснование требований указывает, что Государственной инспекцией Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску по заявлению Макаровой Г.И. о несогласии с начислением платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению проведена проверка АО «Бийскэнерго» по результатам которой выявлено нарушение, выразившееся в не начислении платы за отопление с мая по август с учетом нормативных значений по горячему водоснабжению, АО «Бийскэнерго» неправомерно осуществило начисление платы за май исходя из среднемесячного объема потребления вместо нормативного значения. Иных нарушений требований законодательства не выявлено, с чем, по мнению истца, нельзя согласиться по следующим основаниям. Так, узел учета теплоэнергии в доме вышел из эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ, введен в эксплуатацию по горячей воде ДД.ММ.ГГГГ, по отоплению ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положениям Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», следует, что с момента ввода в эксплуатацию узла учета (с даты его подписания) учет тепловой энергии, теплоносителя не может быть осуществляться расчетным путем.

Истец также не согласна с расчетом платы за отопление в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае известна дата выхода прибора учета из строя- ДД.ММ.ГГГГ, расчетный метод применяется к расчету по отоплению с ДД.ММ.ГГГГ в течение трех расчетных периодов, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Подача отопления в городе Бийске весной 2017 года закончилась ДД.ММ.ГГГГ. Расчетный метод по отоплению должен быть применен к периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и так как весь расчетный период (3 мес.) применить невозможно, то оставшиеся 22 дня расчетного периода АО «Бийскэнерго» обязано было применить с началом следующего отопительного периода, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и далее. Тогда как АО «Бийскэнерго» провело начисление на дом за полный месяц - сентябрь 2017 года по нормативу. По заявлению ООО «Управляющая организация «Центральная» Министерством строительства и жилищно- коммунального был дан ответ, что при выходе из строя общедомового прибора учета объем тепловой энергии определяется исходя из среднемесячного объема, пропорционально дням фактического потребления тепловой энергии, то есть при предоставлении коммунальной услуги по отоплению не полный месяц- исходя из среднесуточного объема потребления тепловой энергии на нужды отопления и количества дней предоставления коммунальной услуги по отоплению. В данном случае это периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет три расчетных периода по отоплению пропорционально дням фактического потребления тепловой энергии на отопление. То есть начисление услуги по отоплению по нормативу на дом истца АО «Бийскэнерго» должно было проводить с ДД.ММ.ГГГГ, по факту начисление услуги по отоплению по нормативу произведено с мая по сентябрь 2017 года.

Начисление АО «Бийскэнерго» услуги по отоплению на <адрес>, в <адрес>, по нормативу в мае- сентябре 2017 года, в результате которого жители дома понесли большие материальные убытки и Акты проверки Государственной инспекции Алтайского края, в результате которых было проведено доначисление за услугу по отоплению за период май- сентябрь 2017 года, истец считает несоответствующим законодательству РФ. Перерасчет был включен в квитанцию за апрель 2018 года. По <адрес>, в <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м. перерасчет составил 4270 руб. 54 коп.

Согласно уточненному исковому заявлению Макарова Г.И. просит признать акт проверки Государственной инспекции Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску от ДД.ММ.ГГГГ и результаты проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, как несоответствующие законодательству РФ; признать начисление платы за отопление исходя из норматива потребления в период с мая 2017 года по сентябрь 2017 года в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, недействительными как несоответствующим законодательству РФ.

Истец Макарова Г.И., представитель истца по устному ходатайству Тимкина И.Б. в судебном заседании поддержали требования с учетом уточненного искового заявления, суду дали аналогичные пояснения, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Бийскэнерго» Бякина Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях, дала суду аналогичные пояснении, дополнительно указала, что АО «Бийскэнерго» не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Государственной инспекции Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску Сильченко С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, дополнительно пояснил, что жилищная инспекция проводила проверку по обращению жителей указанного дома. В результате проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прибор учета был выведен из строя с предельно допустимой погрешностью. По результатам проверки был составлен акт, где указано, что с ДД.ММ.ГГГГ прибор учета был признан нерасчетным. На этом доме был установлен совместный прибор учета по электроэнергии и горячей воде. С ДД.ММ.ГГГГ данный прибор учета был выведен из строя, что говорит о том, что собственники должны были принимать меры к вводу его в эксплуатацию. На это в соответствии с п. 59.1 Постановления Правительства РФ №354 дан срок – 3 месяца. В эти 3 месяца гражданам начисляется плата исходя из среднего значения. Далее, если собственниками не приняты надлежащие меры по введению прибора учета в эксплуатацию, начисление осуществляется по нормативу. В данном случае, не имеет принципиального значения формулировка: «начисление за фактически полученную услугу», поскольку согласно Постановлению Правительства РФ №354 услуга по отоплению оказывается только в отопительном сезоне, но оплата за эту услугу производится двумя способами: по прибору учета только в отопительный сезон, либо оплата производится равномерными платежами в течение всего года исходя из норматива начисления. Законодатель указал, что 3 месяца начисления производятся по среднемесячному объему потребления, то есть, в этом случае идет начисление исходя из показаний общедомового прибора учета, взятых за прошлый период. Далее, если не приняты меры по вводу прибора учета в эксплуатацию, начисление идет по нормативу. Норматив, который существует в г. Бийске, утвержден и принят из расчета равномерных платежей всего календарного года, а не в течение отопительного сезона. ДД.ММ.ГГГГ прибор учета вышел из строя, 3 расчетных периода начисление было произведено среднемесячному объему потребления. Расчетным периодом является календарный месяц. Первый расчетный период в данном случае – февраль 2017 г. До ДД.ММ.ГГГГ начисления производились по показаниям прибора учета, с ДД.ММ.ГГГГ до конца месяца – по среднему значению. То есть, первый расчетный период использован. Второй и третий расчетные периоды – март, апрель 2017 г. далее, начисление идет по нормативу. Из представленных документов видно, что управляющая компания или специализированная организация не принимала меры по введению прибора учета в эксплуатацию. Кроме того, АО «Бийскэнерго» неоднократно принимало попытки осуществить допуск к этому прибору учета. В случае, если собственники не принимают меры к самостоятельному устранению неполадок прибора учета, данную работу должна выполнить ресурсоснабжающая организация, которая оказывает эту услуг. Согласно актам АО «Бийскэнерго» пыталось попасть к прибору учета, однако, им было отказано в допуске. То есть, умышлено не допускали специалиста АО «Бийскэнерго» к выполнению работ, что подтверждает акт от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ Заявка на согласование проекта нового прибора учета с дополнительной установкой расходомера на горячее водоснабжение была подана ДД.ММ.ГГГГ Собственники могли параллельно согласовывать проект и выносить это на общем собрании. Кроме того, общее собрание проводится только тогда, когда проект согласован, по нему составлена смета, имеется четкое представление о том, какие будут затраты на монтаж прибора учета. После этого выносится вопрос на общее собрание об утверждении источника финансирования. Данная организация только ДД.ММ.ГГГГ обратилась для согласования проекта, то есть, уже в тот период, когда истекли 3 расчетных месяца начисления по среднемесячному объему потребления и 11 дней начисление произведено по нормативу. То есть, до этого они бездействовали, только в мае 2017 г. начали этот процесс. Даже после того, как начался процесс согласования проекта, не были приняты меры к введению в эксплуатацию прибора учета. Только в конце августа- начале сентября начался процесс согласования выполненных работ. На основании изложенного, просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «СПЕЦМЕТАЛЛКОМЛЕКТ» Букач В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «УО Центральная» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не представлено.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, письменно материалы по письменному обращению от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии (часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Подпунктом "д" пункта 81 (12) Правил предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случаях нарушения контрольных пломб и (или) знаков проверки.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, прибора учета плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за период не более 3 расчетных периодов подряд (начиная с даты наступления указанных событий или расчетного периода в котором они наступили, если дату установить невозможно, до даты возобновления учета коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета), определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из материалов дела установлено, что Макарова Г.И. является сособственником в праве общей совместной собственности на <адрес>, в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН ФГБУ ФКП Росреестра по Алтайскому краю (л.д.34-36).

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение наделить председателя совета многоквартирного дома Макарову Г.И. полномочиями представлять интересы собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, при оспаривании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края и о проведении перерасчета за отопление АО «Бийскэнерго» в суде (л.д.44-46).

В суде установлено, что ООО "Управляющая организация «Центральная" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилой <адрес> в <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя с 2009 года.

Указанный прибор учета выведен из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Как следует из протокола итогов очно- заочного голосования общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение заключить договоры на поверочные работы приборов узла учета тепловой энергии между представителем собственников <адрес>, ООО «УО « Центральная» и ООО «Спецметаллкомплект».

Повторный допуск общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного на вводе в дом, произведен 28.09.2017г., что подтверждается актом проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108).

Согласно ст. 20 ЖК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный жилищный контроль, под которым понимается деятельность направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно акту проверки, составляемому по результатам проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа заместителя руководителя инспекции Гричанова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Бийскэнерго», в ходе проверки было установлено, что АО «Бийскэнерго», по адресу: <адрес>, АО «Бийскэнерго» при неисправном общедомовым приборе учета тепловой энергии после истечения трех расчетных периодов не осуществило начисление платы за отопление потребителям многоквартирного дома с мая по август 2017 года с учетом нормативных значений, что является нарушением пункта 60(1), пункта 59(1), пункта 42(1) Правил № 354. АО «Бийскэнерго» при неисправном с ДД.ММ.ГГГГ общедомовым приборе учета тепловой энергии и теплоносителя после истечения трех расчетных периодов за май 2017 года осуществило начисление платы за горячее водоснабжение, использованное в целях содержания общедомового имущества, исходя из среднемесячного объема потребления, что является нарушением пункта 60(1), пункта 59(1) Правил № 354; подпункта «в» пункта 21.1; подпункта «г» пункта 21.1 Правил (л.д.23-25).

Из ответа начальника Отдела жилищного надзора по г. Бийску Регионального государственного жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края Сильченко С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по материалу по обращению (заявлению) Макаровой Г.И. по вопросу несогласия с начислением платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города Бийска, следует, что по данному факту была проведена проверка АО «Бийскэнерго», в ходе которой было установлено, что АО «Бийскэнерго» допустило нарушение, выразившееся в неначислении платы за отопление с мая по август с учетом нормативных значений. По горячему водоснабжению неправомерно осуществило начисление платы за май исходя из среднемесячного объема потребления вместо нормативного значении. По выявленным нарушениям АО «Бийскэнерго» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ для исполнения.

Указанное предписание ответчиком АО «Бийскэнерго» исполнено в полном объеме.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального Закона от 03.06.2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный месяц - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году.

Таким образом, ответчиками правильно определен период начисления платы за отопление исходя из норматива потребления, а именно с мая 2017 года по сентябрь 2017 года.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.

По смыслу ст. 13 ГК РФ и согласно разъяснениям п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" необходимым условием для признания недействительным ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ вынесен на основании ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ, в пределах полномочий Государственной инспекции Алтайского края, выдано предписание, которое исполнено АО «Бийскэнерго» в полном объеме.

Оценив представленные в дела доказательства и установив, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме был неисправен с февраля 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ (то есть более трех расчетных периодов), руководствуясь положениями статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 59, 59 (1) Правил N 354, суд приходит к выводу о том, что Акт проверки соответствует закону и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы истца.

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания акта проверки Государственной инспекции Алтайского края в лице Регионального государственного жилищного надзора Отдела жилищного надзора по г. Бийску от ДД.ММ.ГГГГ и результатов проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.

Следовательно, требование о признании начисление платы за отопление исходя из норматива потребления в период с мая 2017 года по сентябрь 2017 года в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, недействительным как несоответствующим законодательству РФ, также удовлетворению не подлежит.

Таким образом, исковые требования Макаровой Г.И. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Макаровой ГИ отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья Е.Б. Данилина