ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2576/19 от 01.07.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

01 июля 2019 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Кочага Б.Ш-К., при секретаре ФИО8, с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, указывая на то, что является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения согласно анкете ребенка от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 воспитывался ФИО10 которая была назначена его опекуном на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отца нет, информация отсутствует. Согласно вышеуказанному постановлению п. 3 за истцом было сохранено право на жилую площадь по месту жительства матери, однако постановлением Управления по опеке и попечительству мэрии <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ п. 3 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Сохранить за малолетним ФИО1 право на жилую площадь …» отменен, мэрия вменена обязанность поставить истца на льготную очередь для получения жилья.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Агентством по делам семьи и детей РТ, истец состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди .

Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на территории Республики Тыва у ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Объективная ответственность истца в жилье подтверждается приложенными к исковому заявлению доказательствами.

Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения в Агентстве по делам семьи Республики Тыва обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории <адрес> Республики Тыва.

Просит обязать Министерству труда и социальной политики Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец ФИО1 в суд не явился, просил о рассмотрении дела без участия.

Представитель истца по ордеру ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО12 действующий по доверенности, с иском не согласился, пояснив, что жилье для предоставления истцу отсутствует.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отношении не явившегося представителя ответчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-03 детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке,

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С ДД.ММ.ГГГГ такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2268 ВХ-1).

Согласно свидетельству о рождении (повторное) серии I-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, его матерью указана ФИО13, в граве отец указан ФИО4, о чем составлена запись о рождении в Отделе УЗАГС РТ в <адрес>.

Из свидетельства о смерти серии I-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ в ОЗАГС Администрации <адрес> Республики Тыва.

В свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце ФИО1 внесены со слов матери. Данное подтверждается справкой о рождении.

Постановлением председателя городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном малолетнего ФИО1 назначена ФИО2, в п. 3 указанного постановления сохранено за малолетним ФИО1 право на жилую площадь по месту жительства матери по <адрес>

Между тем, постановлением Управления по опеке и попечительству мэрии <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ отменен, ФИО1 поставлен на льготную очередь для получения жилья.

Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном несовершеннолетнего ФИО1 назначена ФИО2-ооловна, в п. 3 указанного постановления сохранено за малолетним ФИО1 право на жилую площадь по месту жительства матери по <адрес>

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на имя начальника жилищного отдела мэрии <адрес>, просит поставить на учет опекаемого ФИО1

Согласно справке ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 действительно состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ сообщается о том, что сведения о недвижимостях ФИО1 в ЕГРН отсутствуют.

Идентичное уведомление предоставлено суду по запросу от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства также подтверждены личным делом ФИО1, представленным Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Исходя из изложенного, ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва.

Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.

Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Министерство руда и социальной политики Республики Тыва является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить ФИО5 на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его вынесения через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья Б.Ш-К. Кочага