68RS0***-05Дело ***Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** 30 января 2024 года
Ленинский районный суд *** в составе :
судьи Киреевой Н.В.
при секретаре Есиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования – городской округ – *** в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации *** о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь,
У С Т А Н О В И Л :
Муниципальное образование городской округ – *** в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации *** обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые объекты, указав в обоснование своего заявления, что на основании обращения ФИО1 от *** по вопросу законности длительной стоянки транспортного средства: автомобиль ВАЗ *** без государственного номера в районе ***, административным комитетом администрации *** на основании положений ст. 5.2 Федеральный закон от *** № 35-ФЗ (ред. от ***) «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организована работа по эвакуации вышеуказанного автомобиля.
На основании постановления администрации *** от ****** «Об утверждении Порядка эвакуации автотранспортных средств (в том числе без кузовных деталей и элементов ходовой части), имеющих признаки брошенного транспортного средства, расположенных на территории городского округа- ***», муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция городского хозяйства» проведена работа по эвакуации вышеуказанного автомобиля.
Согласно информации, представленной ОП *** УМВД России по *** установить собственника вышеуказанного автомобиля не представилось возможным.
Комитет градостроительства и землепользования администрации *** письмом от ****** сообщил о том, что вышеуказанный автомобиль располагался на земельном участке, относящемся к неразграниченным из государственной собственности свободным землям ***.
В соответствии с вышеуказанным порядком на официальном интернет- портале администрации *** в сети Интернет (http://www.city.tambov.gov.ru/) *** было размещено объявление к собственнику автомобиля ВАЗ *** без государственного номера, располагавшегося в районе ***, а также ко всем жителям ***, которые располагают какой-либо информацией о собственнике указанного автомобиля о том, что в администрации *** отсутствуют сведения о законности его размещения по вышеуказанному адресу.
Актом приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение от *** на основании акта об эвакуации брошенного автомобиля от ***, автомобиль ВАЗ 2104 без государственного номера, передан на ответственное хранение МБУ «Дирекция городского хозяйства».
Учитывая изложенное заявитель просит суд признать бесхозяйным следующий объект движимого имущества: автомобиль ВАЗ *** без государственного номера, располагающийся в районе ***, рыночной стоимостью *** рублей; признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ-*** на данный объект движимого имущества.
В судебном заседании представитель заявителя - муниципального образования городской округ – *** в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ***ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на заявление просил рассмотреть заявление без участия представителя, указав, что в реестре федерального имущества вышеуказанный объект движимого имущества не значится.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений и государственного заказа *** в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором Министерство просит рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, а также указано, что обозначенный в заявлении объект имущества в Реестре государственной собственности *** не числится.
Представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по ***ФИО4 в судебном заседании пояснил, что установить собственника автомобиля не представилось возможным.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Положениями ст. 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что требование фактического владельца о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче данной вещи в его собственность само по себе не означает наличия спора о праве, разрешаемого в порядке искового производства. Законом прямо предусмотрена возможность рассмотрения такого требования судом в порядке особого производства.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса.
Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации ***, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от *** N 1204, установлено, что комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, он организует работу по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью ***, за исключением муниципального жилищного фонда и муниципальных земельных участков, в порядке, определенном администрацией города.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что на основании обращения ФИО1 от *** по вопросу законности длительной стоянки транспортного средства установлено наличие бесхозяйного объекта движимого имущества: автомобиль ВАЗ *** без государственного номера в районе ***.
Комитет градостроительства и землепользования администрации *** сообщил, что по материалам КУСП и согласно публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вышеуказанное транспортное средство ориентировочно находится на земельном участке, относящемся к неразграниченным из государственной собственности свободным землям ***.
По информации Федерального агентства по управлению государственным имуществом МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях сведения об указанном объекте согласно вышеуказанному перечню в Реестре федерального имущества отсутствуют.
Министерство имущественных отношений и государственного заказа *** сообщило, что вышеуказанный объект в Реестре государственной собственности *** не числятся.
Комитетом заключен муниципальный контракт с ООО «ФИО6» от *** на оказание услуг по оценке рыночной стоимости вышеуказанного объекта.
В соответствии с отчетом об оценке *** от *** рыночная стоимость автомобиля ВАЗ-*** без государственного номера, составляет *** руб.
Актом приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение от *** на основании акт об эвакуации брошенного автомобиля от ***, автомобиль ВАЗ 2104 без государственного номера, передан на ответственное хранение МБУ «ФИО7».
В настоящее время указанный автомобиль хранится на территории муниципального унитарного предприятия «ФИО8» на основании акта сдачи- приемки имущества на хранение от ***.
Руководствуясь положениями статьи 6 вышеуказанного Порядка, эвакуированный брошенный автотранспорт, не истребованный правообладателем в течение одного месяца со дня размещения информации, указанной в пункте 4.8 Порядка (в случае, если правообладатель не установлен, МБУ «Спецтехуниверсал» на следующий рабочий день со дня эвакуации направляет в управление информационной политики администрации города информацию о произведенной эвакуации, месте хранения брошенного автотранспорта и порядке его возврата правообладателем), обращается в муниципальную собственность городского округа - *** в порядке, предусмотренном действующим законодательством, письмом от *** МБУ «Дирекция городского хозяйства» сообщило о проделанной работе по эвакуации брошенного автомобиля.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации ***, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от ******, Комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, по организации работы по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью.
В связи с тем, что автомобиль ВАЗ 2104 без государственного номера в районе ***, располагался на земле, принадлежащей городу, муниципальное образование имеет право обратить указанное движимое имущество в муниципальную собственность.
В рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и признать бесхозяйным вышеуказанный объект движимого имущества.
Кроме того, поскольку представленные заявителем доказательства подтверждают наличие предусмотренных ст.225 ГК РФ условий для признания за муниципальным образованием права муниципальной собственности на указанный объект движимого имущества, суд считает возможным признать право муниципальной собственности на данный объект движимого имущества.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 262, 293 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Требования муниципального образования – городской округ – *** в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации *** удовлетворить.
Признать бесхозяйным объект движимого имущества – автомобиль ВАЗ *** без государственного номера, располагавшийся в районе ***, рыночной стоимостью *** рублей.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием городским округом – *** на объект движимого имущества – автомобиль ВАЗ *** без государственного номера, располагавшийся в районе ***, рыночной стоимостью *** рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Киреева
Мотивированное решение изготовлено ***.
Судья Н.В.Киреева