ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2577/2016 от 23.08.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2577/2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.

при секретаре Цурмиловой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с момента назначения, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным выше исковыми требованиями ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости. При этом при расчете размера ее пенсии пенсионным органом в подсчет общего трудового стажа не были включены периоды осуществления ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия у ответчика сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Указывала, что в ДД.ММ.ГГГГ году ею были оплачены страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, однако, даже несмотря на это, спорный период все равно не был учтен ответчиком при расчете пенсии. Относительно расчета ответчиком размера ее пенсии неоднократно обращалась с заявлениями, рассмотрение которых к положительному результату не привело. Настаивает, что ответчиком нарушено ее право на получение пенсии в размере большем, чем ей начислена и выплачивается в настоящее время, в связи с тем, что не учтены при начислении пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Настаивает, что за все спорные периоды осуществления ею частной предпринимательской деятельности она отчитывалась в налоговую инспекцию и уплачивала все обязательные платежи, а отсутствие должного взаимодействия двух государственных органов не может сказаться на ее пенсионных правах. Просила обязать пенсионный орган включить периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подсчет ее страхового стажа и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, также просила возместить ей судебные расходы.

Впоследствии, после неоднократных уточнений исковых требований, просила суд обязать ответчика включит в ее страховой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год с учетом чего произвести перерасчет пенсии с даты назначения, включить в трудовой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год и произвести перерасчет пенсии, установив ее трудовой стаж надлежащим образом и произвести перерасчет пенсии с даты назначения, выплатив образовавшуюся задолженность, произвести перерасчет пенсии с даты назначения, произвести перерасчет ей пенсии с даты назначения с учетом доходов, полученных от предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, выплатив образовавшуюся задолженность, установить стаж ее работы с учетом сданных деклараций из налоговой инспекции.

ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Настаивала, что все налоги ею уплачивались, указывая, что в противном случае у нее в налоговой инспекции не принимали декларации. Указывала, что действительно не предоставляла в спорные периоды в УПФ РФ в г. Калининграде каких-либо документов, однако полагала, что в результате взаимодействия органов УПФ РФ такие документы (а именно декларации, сведения об уплате страховых взносов) самостоятельно должны были получить в налоговой инспекции.

Представители ответчика ФИО2 ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с заявленными ФИО1 исковыми требованиями не согласились, в их удовлетворении просили отказать. Пояснили, что период осуществления истицей предпринимательской деятельности за ДД.ММ.ГГГГ год, с 1999 по ДД.ММ.ГГГГ год не может быть включен в страховой стаж, так как на лицевом счете последней отсутствуют сведения об исполнении обязанности по уплате страховых взносов, истице предлагали погасить задолженность за указанный период, однако последняя отказалась. Относительно периода предпринимательской деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год пояснили, что указанный период изначально также не был включен в стаж последней по аналогичной причине (отсутствие страховых взносов), однако потом истица произвела оплату взносов и указанный период был зачтен в ее страховой стаж с учетом чего произведен перерасчет пенсии с даты назначения. Затем в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 представила справку о доходах индивидуального предпринимателя за ДД.ММ.ГГГГ годы и ей был произведен перерасчет пенсии с учетом заработка с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первого числа месяца, следующего за датой обращения. Представили в суд письменные отзывы, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.

Пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется согласно Федеральным законам от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01 января 2015 года устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в действовавшем на момент назначения пенсии истцу Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размеры страховых пенсий определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка и страховых взносов на индивидуальном лицевом счете), и не могут быть установлены произвольно.

Ч.. 1 ст. 30 названного Федерального закона предусматривает осуществление оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, где присутствует такая величина, как расчетный размер трудовой пенсии, который может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.

В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии застрахованных лиц напрямую зависит от их заработка и общего трудового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании личного заявления последней пенсионным органом была назначена трудовая пенсия по стрости в соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по достижении последней возраста 55 лет и выдано пенсионное удостоверение .

При расчете размера пенсии истицы пенсионным органом не были включены в общий стаж периоды осуществления ею предпринимательской деятельности в ДД.ММ.ГГГГ году, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год по причине отсутствия на лицевом счете истицы сведений об уплате страховых взносов за указанные периоды. Впоследствии истицей добровольно были оплачены страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно и трудовой стаж истицы пенсионным органом был пересчитан на дату назначения пенсии и составил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 17 лет 11 месяцев 23 дня:

03 года 05 месяцев 23 дня - обучение в <данные изъяты>,

09 лет 05 месяцев 22 дня работа в <данные изъяты>,

05 лет осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года,

08 дней ухода за ребенком.

Учитывая, что в общий трудовой стаж истицы пенсионным органом включен период осуществления последней предпринимательской деятельности с 1994 года по 1996 год, с учетом чего рассчитан размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, оснований для возложения на ответчика аналогичной обязанности, о чем заявляет истица в рамках настоящего дела, суд не усматривает.

Не соглашаясь с решением ответчика в части подсчета общего трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица настаивает на том, что в ее общий стаж также должны быть включены периоды осуществления ею предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно, ссылаясь на уплату ею за указанные периоды всех необходимых обязательных платежей.

Между тем, факт исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанные выше спорные периоды своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.

Так, в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (пункт 6).

П. 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 предусмотрено, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за период до 01 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ФИО1 суду не было представлено предусмотренных приведенными выше нормами права документов, подтверждающих уплату обязательных платежей.

Напротив, как установлено судом, ни территориальный орган Пенсионного фонда РФ, ни налоговые органы не располагают сведениями об исполнении индивидуальным предпринимателем ФИО1 обязанности по внесению обязательных платежей в Пенсионный Фонд РФ, о чем последние письменно уведомили суд.

Представленные ФИО1 налоговые декларации о доходах за ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, которые последняя как индивидуальный предприниматель подавала в налоговый орган (л.д. 40-48), не могут явиться бесспорным доказательством исполнения последней обязанности по внесению страховых взносов, так как из содержания указанных документов данное обстоятельство не следует. Более того, из представленных суду деклараций о доходах за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы на листе 2 усматривается, что отчисления в Пенсионный Фонда РФ с доходов от предпринимательской деятельности составляют <данные изъяты> рублей.

Налоговая декларация по единому социальному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, которая истицей была подана в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19), также не подтверждает факт оплаты ФИО1 страховых взносов в ПФ РФ, а лишь только содержит ссылку на необходимость такой оплаты в сумме <данные изъяты> рублей. Наряду с изложенным суд учитывает, что данная декларация содержит расчет авансовых платежей на ДД.ММ.ГГГГ год, исполненный сотрудником налогового органа, с указанием сроков оплаты. Так, ДД.ММ.ГГГГ истице предписано уплатить в ПФ РФ <данные изъяты> рубля, Федеральный ФОМС <данные изъяты> рублей, в Территориальный ФОМС <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в соответствующие фонды. Как следует из представленных ФИО1 суду квитанций соответствующие платежи были ею произведена на сумму <данные изъяты> рубля по сроку ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> рублей по сроку оплаты на ДД.ММ.ГГГГ, то есть частично исполнена обязанность по оплате взносов за ДД.ММ.ГГГГ год, а не за ДД.ММ.ГГГГ год, на что в ходе судебного разбирательства ссылалась истица (л.д. 96-97). Квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей с указанием на доплату взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д. 98), также не свидетельствует об исполнении индивидуальным предпринимателем обязанности по внесению обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ год в полном объеме, что является обязательным условием для зачета спорного периода в стаж истицы, так как соответствующий взнос в соответствии с декларацией по единому социальному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год для истицы составлял <данные изъяты> рублей.

При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, оснований для зачета в общий трудовой стаж истицы периодов осуществления ею предпринимательской деятельности в ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ годах и перерасчета пенсии последней с даты назначения не имеется.

Возможности установления трудового стажа на основании налоговых деклараций, без исполнения индивидуальным предпринимателем обязанности по внесению обязательных платежей в ПФ РФ, ни нормы ранее действующего пенсионного законодательства, ни действующего в настоящее время, не предусматривают.

Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения с учетом заработка, полученного ею от предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, суд также не усматривает.

П. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

При назначении ФИО1 пенсии, ее размер пенсионным органом был исчислен с учетом заработка последней за <данные изъяты> месяцев (период с января ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года) на основании архивной справки, представленной истицей, за период работы в <данные изъяты>.

Впоследствии, с учетом исполнения ФИО1 обязанности по оплате страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, по требованию последней Пенсионным органом была составлена справка о доходах индивидуального предпринимателя ФИО1 за вышеуказанный период, полученный в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера ее пенсии с учетом заработка, полученного от предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, а не дохода от трудовой деятельности в <данные изъяты>. Такое заявление ФИО1 пенсионным органом было рассмотрено и с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет пенсии.

В рамках настоящего гражданского дела истица настаивает, что такой перерасчет пенсии должен быть ей произведен с даты назначения, однако такая позиция истца не соответствует нормам материального права.

Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).

Аналогичная правовая норма содержалась в части первой статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.

С учетом приведенных норм материального права, принимая во внимание, что с заявлением о перерасчете пенсии в сторону увеличения ФИО1 обратилась к ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, такой перерасчет последней правомерно был произведен с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, на чем настаивает истица.

В соответствии с ч 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Аналогичная норма содержалась в ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», действующего на дату назначения истицу пенсии.

Исходя из того, что на момент назначения пенсии ФИО1 по данным пенсионного органа последней как индивидуальным предпринимателем не была исполнена обязанность по внесению обязательных платежей в ПФ РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и указанный период в трудовой стаж истицы включению не подлежал, соответственно, вопреки доводам истицы, и оснований для учета доходов за таковой при расчете размера пенсии на момент ее назначения у ответчика не имелось. Как уже указывалось выше, страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год были оплачены ФИО1 в добровольном порядке уже после назначения пенсии.

С учетом положений ст. 98, 100 ГПК РФ, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению ФИО1 судебных расходов также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с момента назначения, возмещении судебных расходов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательном виде изготовлено 26 августа 2016 года.

Судья Ю.С. Никифорова