ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2579/2011
Поступило 10.12.2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 г. г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Витюка В.В.
при секретаре Черемняковой О.А.
с участием прокурора Бакулиной Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новосибирска в интересах ФИО4.А. (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) к мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить ФИО1 в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Новосибирска в интересах ФИО4 Александровича (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить ФИО1 в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.
Определением суда от 26.01.2011 Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением суда от 26.01.2011 Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Новосибирской области «Профессиональное училище №97» привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Новосибирска Бакулина Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения, указав, что проведенной прокуратурой города проверкой по обращению ФИО1 установлено, что на сновании распоряжения главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 13.11.2002 № 1819 несовершеннолетний ФИО1,. года рождения, определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.24).
Необходимость определения ФИО1 в детский дом была вызвана тем, что решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.12.2002 родители малолетнего ФИО1 были лишены родительских прав в отношении сына. (л.д.21-22)
Впоследствии ФИО1 находился в различных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В настоящее время с 01.09.2010 проходит обучение в ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище № 97», является учащимся 1-го курса указанного образовательного учреждения. (л.д.32).
Жилое помещение при определении несовершеннолетнего в детское воспитательное учреждение за ним не закреплялось. (л.д.14,24).
В настоящее время ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Приказом главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 10.04.2009 №479-од как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма. Его учетный номер в списке лиц данной категории в настоящее время – 93.
До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено. В связи с отсутствием жилья, ФИО1 права пользования жилым помещением не имеет.
ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения, указав, что исковые требования прокурора поддерживает, обращался к нему с соответствующим заявлением (л.д.6), просит иск удовлетворить.
Законный представитель ФИО1 с требованиями ФИО1 была согласна, полагала их подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – мэрии г.Новосибирска ФИО2 полагал, что иск заявлен преждевременно, ФИО1 состоит на соответствующем учете, в очередном порядке ему будет предоставлено жилое помещение, в противном случае он удовлетворит свои права за счет прав лиц, обладающих такими же правами, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению. В судебное заседание 23.03.2011 будучи надлежащим образом уведомленным, представитель мэрии г.Новосибирска не явился.
Представитель ответчика – Правительства Новосибирской области в судебном заседании и отзывом иск не признала, указав, что Правительство Новосибирской области не является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год Правительство Новосибирской области не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций. В соответствии с п.8, 16 Постановления о Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 №162, Министерство обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций. Министерство образования, науки и инновационной политики в Новосибирской области является юридическим лицом, не обладает статусом структурного подразделения Правительства Новосибирской области, в силу чего требования прокурора г.Новосибирска обращены к Правительству Новосибирской области как ненадлежащему лицу, не отвечающему за вопросы обеспечения названных лиц жилыми помещениями, поскольку у Правительства Новосибирской области нет собственного жилого фонда, так как на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» весь жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов исполнительной власти субъектов РФ был отнесен к муниципальной собственности, соответственно чему весь жилой фонд в Новосибирской области передан в муниципальную собственность. Согласно преамбуле Закона Новосибирской области от 09.12.2005 №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», названный закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями, в том числе, согласно ч.1 ст.1 Закона в отношении такой категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения уз учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях). В соответствии с законом НСО «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010г.» на указанные цели субвенции выделены местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию – г.Новосибирск.
Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал иск необоснованным, жилое помещение подлежащим предоставлению по окончанию пребывания в образовательном учреждении за счет мэрии г.Новосибирска, которой согласно закону Новосибирской области от 09.12.2005 №354 – ОЗ переданы соответствующие полномочия. Вышеназванный закон введен в действие и Законом Новосибирской области от 07.12.2009 № 427-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год».
ФИО1 и законный представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика, третьих лиц, ФИО1 в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.12.2002 родители несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении сына ФИО1 (л.д.21-22).
Как следует из распоряжения главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 13.11.2002 № 1819 несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в учреждение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. (л.д.24).
В настоящее время ФИО1 проходит обучение в ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище №97», которое оканчивается 30.06.2010. (л.д.32)
Проживает ФИО1 в благоустроенном общежитии образовательного учреждения по адресу: (л.д.32).
Жилья ФИО1 в собственности не имеет, что подтверждается письмом МУ «Городское жилищное агентство» №1654 от 22.08.2008 (л.д.15).
ФИО1 стоит на учете в соответствующей очереди на получение жилого помещения за № 93 (по состоянию на 2009 г.) (л.д.23).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 (ред. от 22.08.2004) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 (ред. от 22.08.2004) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия) следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
В соответствии с ч.2 ст.1 указанного закона жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам указанной категории, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 квадратных метров общей площади на человека.
В силу вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Новосибирской области ему соответствующего, предоставление жилых помещений на условиях социального найма указанной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях (дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) предоставляются только по окончании пребывания таких граждан в различных государственных учреждениях, где они находятся на полном государственном обеспечении (образовательных, в т.ч. профессиональных, социального обслуживания, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо вооруженных силах РФ. Соответственно этому, у ФИО1, пребывающего в учреждении начального профессионального образования на полном государственном обеспечении до 30.06.2012 г., право на получение жилого помещения на указанных выше условиях не возникло.
Удовлетворение требований прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения по окончании пребывания в учреждении начального профессионального образования («Профессиональное училище №97») означало бы принятие судебного акта под условием, относительно которого неизвестно наступит оно или нет, что нарушает такие требования к судебному акту как законность и обоснованность, а также определенность решения и его исполнимость.
При таких обстоятельствах требование прокурора г.Новосибирска в интересах ФИО1 (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) к Мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области об обязании Мэрии г.Новосибирска предоставить ФИО1 в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Новосибирска об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить ФИО1. в г.Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 кв.м. общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области по окончании его пребывания в учреждении начального профессионального образования (ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище №97»), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через районный суд, вынесший решение.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2011.