РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года с. Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,
при секретаре Резеньковой Г.П.,
с участием истца ФИО1,
представителя прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области –ФИО2,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области – ФИО3,
представителя ответчика отдела образования Администрации Песчанокопского района – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-257/16 по исковому заявлению прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, к отделу образования Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о включении в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд в интересах ФИО1 к отделу образования Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области, в котором просит:
1. обязать Отдел образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат;
2. обязать Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 07.04.2016 года.
В обоснование исковых требований прокурор Песчанокопского района Ростовской области указал следующее: в ходе проведения проверки доводов обращения ФИО1 прокуратурой района установлено, что она является пенсионером, с 21.06.1966 года по 1996 год работала в должности воспитателя, заведующей в дошкольном учреждении в ведомственном колхозном детском саду <данные изъяты>. Ссылаясь на п.п.7 п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, вступившего в силу с 01.09.2013 года), ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года, действовавшего до 01.09.2013 года, пп. «б» п.6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 года №437, от 24.01.1985 года №85, истец указывает в иске, что положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятии в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании». Абзацем 1 п.2, п.7 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится работающим и проживающим в сельской местности на территориях муниципальных районов в Ростовской области педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в абзаце 1 п.2 настоящей статьи, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. По мнению истца, ФИО1, достигшая пенсионного возраста, получающая пенсию по выслуге лет, проживающая в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как работник образования, пенсионер. Отказ УСЗН Администрации Песчанокопского района в предоставлении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что ее фамилия не включена в список работников образования и работников образования-пенсионеров, поданных в управление учреждениями образования для установления и предоставления мер социальной поддержки, что она проработала в ведомственном (колхозном) дошкольном учреждении, является незаконным. Прокурор Песчанокопского района ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях от 04.12.2007 года №958-0-0, от 01.04.2008 года №480-О-П, согласно которой из абзаца 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области, истица ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Отдела образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области – ФИО4 исковые требования признала в полном объеме, подтвердив факт работы ФИО1 более 10 лет в дошкольном учреждении в качестве воспитателя, а затем заведующей. Пояснила, что ведомственный детский сад колхоза <данные изъяты> был передан в 2008 году в муниципальную собственность. Представила суду письменное заявление о признании иска.
Представитель ответчика – УСЗН Администрации Песчанокопского района – ФИО3 возражает против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив суду письменный отзыв, в котором указал, что правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Песчанокопского района не имеется. (л.д. 21-27)
Заслушав представителя истца прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области, ФИО1, представителей ответчиков, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд находит исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской федерации полномочий совместного ведения, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской федерации и по предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из положений п.п.7 п.5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года, вступившего в силу с 01.09.2013 года, педагогические работники имеют право на меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года, действовавшего до 01.09.2013 года, предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было предусмотрено пп. б п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 437, от 24 января 1985 г. N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Таким образом, положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со ст.1.1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области.
Абзацем 1 пункта 2, пунктом 7 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится работающим и проживающим в сельской местности на территориях муниципальных районов в Ростовской области педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации.
Паспортом <данные изъяты>, пенсионным удостоверением от 12.08.1996 года подтверждается, что ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, достигла пенсионного возраста и проживает в сельской местности по адресу: <адрес> (л.д.11, 14).
Представленными истицей документами: трудовой книжкой подтверждается, что ФИО1 имеет педагогическое образование, 30 лет проработала в детском саду колхоза «<данные изъяты> в должности воспитателя, заведующей.
Письмо начальника Отдела образования администрации Песчанокопского района Ростовской области от 06.04.2016 года №657, направленное в адрес начальника Песчанокопского УСЗН администрации Песчанокопского района, свидетельствует о том, что руководитель отдела образования просит включить ФИО1 в список пенсионеров педагогического труда для предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Согласно письму Песчанокопского УСЗН от 11.04.2016 года №392, адресованному Отделу образования администрации Песчанокопского района, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится педагогическим работникам и пенсионерам из их числа государственных областных и муниципальных образовательных организаций, что предусмотрено Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». ФИО1 являлась работником детского сада <данные изъяты>
Из свидетельства № от 29.12.2008 года следует, что ведомственный детский сад колхоза <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, был передан в муниципальную собственность муниципального образования Песчанокопский район в 2008 году.
Из письма заместителя начальника Песчанокопского УСЗН от 11.04.2016 года №927, адресованного ФИО1, следует, что истице отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, поскольку Областным законом от 17.01.2005 года №274-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и принятым законом от 27.06.2013 года №1106 «О внесении изменений в областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежный выплаты предоставляется педагогическим работникам, а также педагогическим работникам пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Для педагогических работников, а также пенсионеров ведомственных дошкольных учреждений (в том числе колхозных детских садов), данная льгота не предусмотрена. В соответствии с ч.1 ст.3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, месте работы, должности, адресе регистрации. В списках работников образования и работников образования-пенсионеров, поданных в Песчанокопское УСЗН учреждениями образования для установления и предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, фамилия ФИО1 не указана. В настоящее время ФИО1 не представляется возможным назначение и выплата льгот по оплате коммунальных услуг, как работнику образования пенсионеру.
Суд находит, что отказ УСЗН Администрации Песчанокопского района ФИО1 в предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что она работала в ведомственном (колхозном) дошкольном учреждении, является незаконным, так как ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" №3266-1 от 10.07.1992 года, действовавшего до 01.09.2013 года, не устанавливает, что предоставление льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательного учреждения. Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, от 1 апреля 2008 года N 480-О-П, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В этой связи суд полагает, что истица ФИО1, как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж работы в сельской местности более 10 лет, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
Таким образом, нарушенное право ФИО1 должно быть восстановлено путем возложения на Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области обязанности предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Решая вопрос о сроке, начиная с которого на УСЗН Администрации Песчанокопского района должна быть возложена обязанность по предоставлению истице мер социальной поддержки, суд учитывает следующее:
Поскольку указанные выплаты носят компенсационный характер, то выплата указанных компенсаций может быть произведена на основании заявления лица, имеющего право на предоставление указанных льгот. В судебном заседании установлено, что за предоставлением указанных компенсационных выплат ФИО1 обращалась в УСЗН 07.04.2016 года
Пунктом 2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года №232, предусмотрено, что компенсационные выплаты устанавливаются и предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения педагогического работника, поэтому суд считает необходимым обязать УСЗН предоставить ФИО1 указанные меры социальной поддержки с 01.05.2016 года.
Поскольку статьей 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС, а также п.6.7.2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года №232, предусмотрено, что меры социальной поддержки устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, которые составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают сельские специалисты, суд находит обоснованными требования истицы, заявленные к Отделу образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании включить ее в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Руководствуясь ст. 12, 56, 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, к отделу образования Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты Населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о включении в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, удовлетворить.
Обязать Отдел образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 01.05.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16 июня 2016 года.
Судья Н.Р. Толмачева