ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257/18 от 18.04.2018 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

Дело №2-257/18 ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года г. Искитим

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Табола К.В.,

При секретаре Ярославцевой С.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Искитимского межрайонного прокурора в интересах РФ в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Городской информационно-технический центр», ООО «Прогресс», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», МУП «Теплосеть» о взыскании денежных средств, о признании договоров недействительными в части,

УСТАНОВИЛ:

Искитимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Городской информационно-технический центр», ООО «Прогресс», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», МУП « Теплосеть» о взыскании денежных средств в пользу ФИО1 излишне уплаченных ею денежных средств в размере 195 руб. 45 коп. за услуги по начислению платежей за период с Дата по Дата включительно, а также о признании п. 4.1 агентского договора между ООО «Прогресс» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата) недействительным в силу ничтожности в части взимания платы с граждан-потребителей за начисление платежей; о признании п. 4.1 агентского договора между МУП «Водоканал» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата) недействительным в силу ничтожности в части взимания платы с граждан-потребителей за начисление платежей; о признании п. 4.1 агентского договора между ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата) недействительным в силу ничтожности в части взимания платы за начисление платежей; о признании п. 4.1 агентского договора между МУП «Теплосеть» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата) недействительным в силу ничтожности в части взимания платы за начисление платежей.

В обоснование исковых требований прокурором указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям, проверкой установлено, что МУП «ГИТЦ» г.Искитима на основании п. 4.1 заключенных агентских договоров (в редакции дополнительных соглашений) с ресурсоснабжающими организациями ОАО(АО) «НЗИВ» (агентский договор 10-НУ от Дата), МУП «Водоканал» (агентский договор 12-НУ от Дата), ООО «Прогресс» (агентский договор Номер от Дата), МУП «Теплосеть» (агентский Номер от Дата) в период с Дата по Дата взимало с ФИО1 плату за указанную услугу, сумма платы, начисленной истцу за услугу МУП «ГИТЦ» г. Искитима в период с Дата по Дата составляет 195 руб. 45 коп., обязанность по уплате вознаграждения по агентскому договору в полном объеме лежит на Принципале и не может быть возложена на третье лицо, пункты 4.1 оспариваемых договоров нарушают публичные интересы, способом устранения нарушений является предъявление иска о признании договоров недействительными в части (ст. 12 ГК РФ).

В судебном заседании прокурором исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержаны.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика МУП «ГИТЦ» в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Представитель ответчика МУП «Теплосеть» в судебное заседание явился, представили письменный отзыв на иск, иск не признали, указав, что МУП «Теплосеть» города Искитима Новосибирской области создано Дата, основными видами деятельности являются: оказание услуг по транспортировке тепловой энергии, производство горячей воды - отрасль теплоэнергетика.

В соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ собственники (пользователи) жилых помещений обязаны производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Коммунальные услуги оплачиваются согласно тарифов, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций Департаментом по тарифам Новосибирской области. МУП «ГИТЦ» производит начисление платы за коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, утилизация ТБО) в соответствии с утвержденными тарифами. Согласно п. 29, п.30 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 расходы за содержание жилого помещения включают, в том числе, оплату расходов на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.

В агентском договоре с поставщиками жилищных и коммунальных услуг содержится условие о порядке и размере оплаты вознаграждения МУП «ГИТЦ» за оказанные услуги по начислению и приему платежей от граждан - потребителей. Оплата вознаграждения МУП «ГИТЦ» за оказанные услуги по дому <Адрес> производилась на основании и в соответствии с условиями заключенных агентских договоров с ресурсоснабжающими организациями (поставщиками коммунальных услуг при непосредственном способе управления домом, АО «НЗИВ», ООО «Водоканал», МУП «Теплосеть», ООО «Прогресс»).

На информационном портале ЖКХ МУП «ГИТЦ», в разделе «ПОСТАВЩИКИ» опубликован договор «поставки горячей воды НСУ» между МУП «Теплосеть» города Искитима и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, избравших непосредственный способ управления. В пункте 7.2 данного договора поставщиком предложена оплата услуг поставки горячего водоснабжения «путем внесения денежных средств в кассу МУП «ГИТЦ» или кассу МУП «Теплосеть» по адресу: <Адрес>.

За период с Дата по Дата истец выбрал для оплаты услуг горячее водоснабжение пункты приема платежей МУП «ГИТЦ», а МУП «Теплосеть» приняла в хозяйственное ведение тепловые сети по акту приема-передачи только с июня 2015 года.

При не согласии плательщика с размером вознаграждения выставляемого МУП «ГИТЦ», плательщик вправе обратиться к поставщику коммунальных услуг и согласовать с поставщиком коммунальных услуг иной способ оплаты за потребленные коммунальные услуги.

Таким образом, между МУП «Теплосеть» и ФИО1 договорных отношений не имеется, но действует публичный договор с начала образования МУП «Теплосеть». Удержание платы за услуги, оказанные МУП «ГИТЦ» в части начисления, приема и перечисления платежей за коммунальные услуги производилось согласно заключенного агентского договора между МУП «ГИТЦ» и МУП «Теплосеть.

Представитель ответчика ООО «Прогресс» в судебное заседание явился, иск не признали, представили письменный отзыв на иск, указав:

Закон не требует заключения данных договоров в письменном виде, но собственник, несет ответственность за своевременную и полную оплату услуг указанных организаций (ст.155 ЖК)

В связи с этим, на информационном портале ЖКХ МУП «ГИТЦ», в разделе «ПОСТАВЩИКИ» опубликован договор «на услуги утилизации ТБО» между ООО «Прогресс» и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, избравших непосредственный способ управления. В пункте 4.2 данного договора поставщиком предложена оплата услуг утилизации ТБО путем внесения денежных средств в кассу ООО «Прогресс».

Так как непосредственное управление - это управление без посредников, самостоятельное, но под свою ответственность, то каждый из собственников не только самостоятельно заключает договоры с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, но и сам определяет с какой организацией ему работать.

При реализации приведенных выше норм, в период с Дата года по Дата., истец, выбрала для оплаты услуг по утилизации ТБО пункты приема платежей МУП «ГИТЦ». Какие-либо полномочия к понуждению собственника оплачивать услуги утилизации ТБО именно в кассе поставщика у ООО «Прогресс» отсутствуют. Свою же обязанность собственник выполнял путем принятия и исполнения обязательств, возникших на основании гражданско-правового договора, а так же в соответствие с пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., согласно которого «Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту».

Длительный период истец в добровольном порядке вносила плату за услуги утилизации ТБО через пункты приема платежей МУП «ГИТЦ», соответственно соглашалась с проводимой операцией и выставленным вознаграждением. Плательщик может выразить свое согласие на уплату вознаграждения любым доступным способом, в том числе устным согласием или иными конклюдентными действиями. Информация о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком МУП «ГИТЦ» до сведения плательщика была доведена, в том числе путем указания в квитанции отдельной строкой. В силу положений Гражданского кодекса РФ стороны праве установить в договоре любые условия, не запрещенные законом, по своему усмотрению.

Добровольный выбор истцом МУП «ГИТЦ», как платежного агента, с соответствующими обязательствами, подтверждается и тем, что в исковой период никаких обращений от истца в адрес ООО «Прогресс», как поставщику, по несогласию с размером вознаграждения выставляемого МУП «ГИТЦ» не поступало. Так же в указанный период отсутствуют и предложения истца по согласованию иного способа оплаты услуг по утилизации ТБО, в том еле через кассу ООО «Прогресс».

Представитель Акционерного общества «Новосибирский завод искусственного волокна» ( далее АО «НЗИВ») в судебное заседание явился, представили письменный отзыв на иск, указав: с исковыми требованиями общество не согласно по следующим основаниям:

Так как непосредственное управление - это управление без посредников, самостоятельное, но под свою ответственность, то каждый из собственников не только самостоятельно заключает договоры с лицами, осуществляющие соответствующие виды деятельности, но и сам определяет каким образом оплачивать данные услуги.

АО «НЗИВ» имеет расчетный счет, а также кассу, которая принимает платежи, данная информация размещена на сайте АО «НЗИВ» в общей доступности, однако ФИО1 по своему желанию длительное время оплачивала коммунальные услуги через МУП «ГИТЦ», соответственно соглашаясь с проводимой операцией и выставленным вознаграждением.

Выбор истцом МУП «ГИТЦ» как платежного агента, с соответствующими обязательствами, признается публичной офертой, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта может совершаться как в письменной, так и в устной форме.

В такой оферте имеются все существенные условия публичного договора. И плательщику достаточно для заключения публичного договора конклюдентными действиями акцептовать такую оферту, совершив необходимые действия по получению услуги (ст. 438 ГК РФ).

Плательщик может выразить свое согласие на уплату вознаграждения любым доступным способом, в том числе устным согласием или иными действиями. Информация о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком МУП «ГИТЦ» до сведения плательщика была доведена, в том числе путем указания в квитанции отдельной строкой. В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить в договоре любые условия, не запрещенные законом, по своему усмотрению.

Добровольный выбор истцом подтверждается и тем, что в исковой период с Дата по Дата никаких обращений от истца в адрес АО «НЗИВ», как поставщику, по несогласию с размером вознаграждения выставляемого МУП «ГИТЦ», не поступало. Также в указанный период отсутствуют и предложения истца по согласованию иного способа оплаты услуг.

Представитель ответчика ООО «Водоканал в судебное заседание явился, иск не признал.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст.167 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованные и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 КонституцииРоссийской Федерации и ст.12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что в собственности ФИО1 находится квартира по адресу: <Адрес>

В связи с этим, ФИО1 является потребителем коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, отоплению, утилизации ТБО.

В силу части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Согласно частей 2 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственного жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса поставщик коммунальной услуги вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статья 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за коммунальные услуги.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

В соответствии с п. 63 Правил плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с п. 65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) (п. 4 ст. 2 Закона).

Поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 03.06.2009 № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение.

Муниципальное унитарное предприятие «Городской информационно -технический центр» г. Искитима создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и основным положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Искитима на основании Решения Совета депутатов от 1 марта 2006 г. № 30 «О согласии на создание муниципального унитарного предприятия «ГИТЦ» г. Искитима НСО.

Предприятие создано в целях оказания услуг по начислению, обработке, сбору с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги на территории г. Искитима на договорной основе с предприятиями - поставщиками этих услуг.

Администрация города Искитима, действуя на основании пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждает тарифы на услуги МУП «ГИТЦ», в том числе за прием платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ собственники (пользователи) жилых помещений обязаны производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Коммунальные услуги оплачиваются согласно тарифов, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций Департаментом по тарифам Новосибирской области. МУП «ГИТЦ» производит начисление платы за коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, утилизация ТБО) в соответствии с утвержденными тарифами.

Согласно п. 29, п.30 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 расходы за содержание жилого помещения включают, в том числе, оплату расходов на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.

В соответствии с п.67 раздела VI Правил №354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно п.69 Правил в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о
собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования
юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для
жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов -
сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и
отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического
лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя),
номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место
нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии)
адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида
оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид
соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов
(количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за
коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду,
состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях
предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и
компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях
предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина
каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей
воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных
потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер
платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в
соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за
расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных
настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за

каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые
нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных
настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного
(общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса,
суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех
жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида
коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период
при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему
водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или)
горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения)
платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за
предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных
услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций
или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Согласно статье 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложены в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 №8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», где указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

В соответствии с ч.1 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что МУП «ГИТЦ» г.Искитима на основании п. 4.1 заключенных агентских договоров (в редакции дополнительных соглашений) с ресурсоснабжающими организациями ОАО(АО) «НЗИВ» (агентский договор Номер от Дата), МУП «Водоканал» (агентский договор 12-НУ от Дата), ООО «Прогресс» (агентский договор 9-НУ от Дата), МУП «Теплосеть» (агентский НомерДата) в период с Дата по Дата взимало с ФИО1 плату за указанную услугу.

Сумма платы, начисленной истцу за услугу МУП «ГИТЦ» г. Искитима в период с Дата по Дата составляет 195 руб. 45 коп.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Агентский договор является в соответствии с указанной правовой нормой договором возмездным.

В соответствии с частью 1 статьи 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном в агентском договоре.

Таким образом, обязанность по уплате вознаграждения по агентскому договору в полном объеме лежит на Принципале и не может быть возложена на третье лицо.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от Дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской ФИО2" Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц.

Пункты 4.1 оспариваемых агентских договоров, заключенных между МУП «ГИТЦ» с одной стороны, и ресурсоснабжающими организациями : МУП «Теплосеть», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», ООО «Прогресс» предусматривают согласно разбивки тарифа по видам услуг для непосредственной формы управления и частного сектора вознаграждение Агента (цена договора) по указанной в агентском договоре услуге.

Указанные договоры заключены между самостоятельными хозяйствующими субъектами- юридическими лицами с целью организации поступления оплаты в адрес ресурсоснабжающих организаций за предоставленные коммунальные услуги. При этом в соответствии с требованиями закона определяющего свободу договора, стороны договора вправе самостоятельно определить предусмотренный между ними порядок расчета за оказанные агентские услуги.

Истица ФИО1 стороной указанных оспариваемых агентских договоров не являлась в период с Дата по Дата.

Пункты 4.1 оспариваемых агентских договоров не возлагали на истца ФИО1 обязанности по уплате агентского вознаграждения.

Таким образом, пункты 4.1 оспариваемых договоров не нарушают публичные интересы, законные права и свободы истицы ФИО1

Следовательно отсутствуют законные основания для признания п.4.1 оспариваемых агентских договоров недействительными и в удовлетворении иска в указанной части суд считает необходимым отказать.

Выбор истцом МУП «ГИТЦ» как платежного агента, с соответствующими обязательствами, признается публичной офертой, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта может совершаться как в письменной, так и в устной форме.

В такой оферте имеются все существенные условия публичного договора. И плательщику достаточно для заключения публичного договора конклюдентными действиями акцептовать такую оферту, совершив необходимые действия по получению услуги (ст. 438 ГК РФ).

Плательщик может выразить свое согласие на уплату вознаграждения любым доступным способом, в том числе устным согласием или иными действиями.

Информация о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком МУП «ГИТЦ» до сведения плательщика была доведена, в том числе путем указания в квитанции отдельной строкой. Указанное обстоятельство подтверждается платежными квитанциями.

Истец добровольно выбрала для оплаты коммунальных услуг пункты приема платежей МУП «ГИТЦ», не воспользовалась своим право потребителя производить оплату потребленных коммунальных услуг непосредственно в кассы ресурсоснабжающих организаций: МУП «Теплосеть», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», ООО «Прогресс», имея такую возможность.

При не согласии плательщика с размером вознаграждения выставляемого МУП «ГИТЦ», плательщик вправе обратиться к поставщику коммунальных услуг и согласовать с поставщиком коммунальных услуг иной способ оплаты за потребленные коммунальные услуги.

В период с Дата по Дата никаких обращений от истца в адрес ресурсоснабжающих организаций: МУП «Теплосеть», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», ООО «Прогресс», как к поставщикам, по согласованию иного способа оплаты коммунальных услуг исключающего МУП «ГИТЦ» не поступало.

При этом возможность сделать иной выбор и оплачивать за потребленные коммунальные услуги непосредственно поставщику предоставлена потребителям со стороны законодателя.

Так согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 « О защите прав потребителей» продавец ( исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Истец неоднократно оплачивала коммунальные услуги в спорный период в кассу МУП «ГИТЦ» и, зная из содержания квитанции, что за данную услугу предоставленную ей МУП «ГИТЦ» взимается вознаграждение, выбрала для себя способ оплаты в кассу МУП «ГИТЦ».

В связи с чем, суд полагает, что истец самостоятельно реализовала свое право на оплату коммунальных услуг именно посредством оплаты в кассу МУП «ГИТЦ».

При этом, истцом не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что выбранная истцом, как потребителем, форма оплаты коммунальных услуг, является результатом принуждения или отсутствия выбора формы оплаты.

Поскольку нарушения каких-либо прав истца со стороны МУП «ГИТЦ» при взимании вознаграждения за услугу по начислению платежей, судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного к МУП «ГИТЦ» искового требования о взыскании с МУП «ГИТЦ» в пользу ФИО1, денежных средств в размере 195 рублей 45 копеек. А потому в удовлетворении иска по указанному исковому требованию суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Искитимскому межрайонному прокурору, действующему в интересах РФ в защиту прав и законных интересов ФИО1 в удовлетворении иска к Муниципальному унитарному предприятию «Городской информационно-технический центр», ООО «Прогресс», ООО «Водоканал», АО «НЗИВ», МУП « Теплосеть» о признании п. 4.1 агентского договора между ООО «Прогресс» и МУП «Городской информационно- технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата), п. 4.1 агентского договора между МУП «Водоканал» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата), п. 4.1 агентского договора между ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата), п. 4.1 агентского договора между МУП «Теплосеть» и МУП «Городской информационно технический центр» Номер от Дата (за период с Дата по Дата) недействительными в части взимания платы за начисление платежей, о взыскании с МУП «ГИТЦ» <Адрес> в пользу истца ФИО1, Дата года рождения денежных средств в размере 195 рублей 45 копеек за услуги по начислению платежей за период с Дата по Дата включительно, ОТКАЗАТЬ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2018 года.

Председательствующий (подпись) Табола К.В.