ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257/20 от 12.08.2020 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года с.Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой И.В.,

при секретаре судебного заседания Дубинской С.В.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Большесосновского района Верхокамкиной Г.Г.,

представителя ответчика Новиковой Е.В.,

рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района к администрации Большесосновского муниципального района о признании незаконным трудового договора, прекращении трудовых отношений с Копытовым И.А.,

у с т а н о в и л:

прокурор Большесосновского района обратился в суд с иском к администрации Большесосновского муниципального района о признании незаконным трудового договора, прекращении трудовых отношений с Копытовым И.А., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Большесосновского района в соответствии с планом работы на первое полугодие 2020 года в аппарате, администрации Большесосновского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе. В ходе проведенной проверки было установлено, что Копытов И.А. на основании личного заявления от 03.02.2020 г. распоряжением администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 был назначен на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на неопределенный срок. С Копытовым И.А. заключен трудовой договор от 04.02.2020 г. Указанная должность относится к главной должности муниципальной службы, для ее замещения необходимо иметь наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. Согласно должностной инструкции от 01.06.2020 председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность председателя Комитета назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет. Копытов И.А. имеет диплом от ДД.ММ.ГГГГ г. КА № ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» квалификация инженер, по специальности «Судовождение». Из копии трудовой книжки от 03.04.2008 г. следует, что Копытов И.А. с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по специальности «моторист-рулевой» в ООО «Транслес» с 03.04.2008 г. по 24.11.2008 г., в ООО «Чайка» с 25.05.2009 г. по 10.06.2009 г., с 12.04.2010 по 13.07.2010 в ООО «Транслес», с 09.04.2012 г. по 29.04.2012 г. принят на должность водителя по совместительству в «МТМ-Строй», с 2014 года по 19.02.2020 года руководитель ИП Копытов И.А., с 04.02.2020 принят в администрацию Большесосновского муниципального района на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений. Копытов И.А. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения главной должности муниципальной службы - председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п. 11 ст. 77, 84 ТК РФ. Также в ходе проверки было установлено, что Копытов И.А., будучи принятым распоряжением администрации Большесосновского муниципального района 04.02.2020 г. № 19-01-21 принят на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, осуществлял предпринимательскую деятельность, что в силу п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ является запретом для прохождения (поступления) муниципальной службы. Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-20-5161084 Копытов И.А. на 04.02.2020 г. Был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с ОГРНИП . Дата прекращения деятельности ИП 19.02.2020 г. Копытов И.А. должен был принять меры для урегулирования конфликта интересов – уведомить непосредственного нанимателя - главу муниципального района Трескова В.А. о том, что, поступая на муниципальную службу, он предпринял меры для прекращения деятельности ИП, либо иным образом уведомить нанимателя о своем статусе. Однако, ознакомившись с журналом регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомления от Копытова И.А. не имеется. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (п. 3 ст. 14.1.).

Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав муниципального образования состоит в том, что на руководящую должность структурного подразделения органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих. В соответствии с требованиями перечисленных выше норм материального права, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, до их получения, поэтому с таким работником трудовой договор должен быть прекращен по основаниям, установленным п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ. Нарушения установленного законом порядка прохождения муниципальной службы, а также отсутствие контроля со стороны должностных лиц администрации Большесосновского муниципального района за соблюдением муниципальными служащими установленных законодательством ограничений могут создавать предпосылки для коррупционных проявлений, нарушениям основных принципов противодействия коррупции, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Просят суд признать незаконным и отменить распоряжение администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 о приеме на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Копытова И.А. Признать незаконным и расторгнуть трудовой договор от 04.02.2020 г. с Копытовым И.А. Прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Копытовым И.А., уволить с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Большесосновского района Верхокамкина Г.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, изложив доводы, указанные в иске. Дополнительно пояснила, что поступая на муниципальную службу, Копытов И.А. должен был принять меры для урегулирования конфликта интересов-уведомить непосредственно нанимателя-главу муниципального района Трескова В.А. о том, что, поступая на муниципальную службу он предпринял меры для прекращения индивидуальной деятельности, либо иным образом уведомить нанимателя о своем статусе. Представленная в судебное заседание служебная записка Копытова, и адресованная врио главы администрации района ФИОДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения прокурорской проверки в апреле 2020 года отсутствовала, что подтверждается справкой помощника прокурора ФИО3, копией описи личного дела Копытова, объяснением ФИО2 Из журнала регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, уведомление от Копытова не имеется. При проведении проверки Копытов пояснял, что поступая на муниципальную службу, не знал о том, что должен был уведомить нанимателя. Просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика Новикова Е.В. с иском прокурора не согласилась в полном объёме, пояснив, что Копытов принят на работу в соответствии с требованиями закона, так как он имеет высшее образование, при поступлении на муниципальную службу уведомил нанимателя о том, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявку через многофункциональный цент о прекращении деятельности. Кроме того, на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов 15.05.2020 года было рассмотрено уведомление Копытова о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по итогам заседания было принято решение, что при исполнении обязанностей Копытовым конфликт интересов отсутствует.

В судебное заседание Копытов И.А. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании изучены материалы дела.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) установлено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно со ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В силу ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Министерством труда и социальной защиты РФ утвержден «Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы».

В соответствии со ст. 5 Закона Пермского края 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются частью 4 настоящей статьи, в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Согласно ч. 4 названной статьи для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки: для главной группы должностей муниципальной службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 01.10.2014 № 510-01-07 утверждены Требования к должностям муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района.

Согласно п. 2.1 постановления администрации Большесосновского муниципального района от 25.01.2017 № 20 «О внесении изменений в постановление администрации Большесосновского муниципального района от 01.10.2014 № 510-01-07 «О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района» для замещения должностей муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки: для главной группы должностей муниципальной службы - наличие высшего образования, наличие стажа муниципальной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет (л.д.93).

В соответствии с решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 19.12.2018 № 352 «Об утверждении Положения о комитете развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района» к основным задачам Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений относятся: обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью Большесосновского муниципального района (далее - муниципальная собственность); реализация полномочий органа местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, муниципальному контролю в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; реализация части полномочий органа местного самоуправления, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; обеспечение реализации полномочий органом местного самоуправления государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Пермского края, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; реализация единой политики в области градостроительства, строительства, архитектуры и ЖКХ на территории Большесосновского муниципального района; обеспечение реализации мероприятий по охране окружающей среды на территории Большесосновского муниципального района; осуществление контроля за обеспечением и сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения Большесосновского муниципального района, и другие.

Комитет возглавляет председатель комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений (п. 5.1 указанного решения Земского Собрания) (л.д.106).

Согласно «Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ в разделе «Общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления «Регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства» рекомендуемые специальности, направления подготовки для определения стажа работы по специальности, направлению подготовки: «Государственное и муниципальное управление», "Менеджмент", "Юриспруденция", "Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура", "Градостроительство", "Архитектура", "Строительство", Теплоэнергетика и теплотехника", "Электроэнергетика и электротехника" "Технологические машины и оборудование", "Землеустройство и кадастры", "Землеустройство", "Земельный кадастр", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

Главные должности - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Согласно подп. 3.1 п.1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на муниципальных служащих (п. 3 настоящей статьи).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов в силу п. 2.1 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (п. 4 ст. 14.1).

Такая комиссия создана постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 14.10.2016 № 164 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих администрации Большесосновского муниципального района».

В судебном заседании установлено, что прокурором Большесосновского района принято решение № 30 от 17 марта 2020 года о проведении проверки в администрации Большесосновского муниципального района по исполнению законодательства о муниципальной службе (л.д.25).

В ходе проведенной проверки установлены нарушения законодательства о муниципальной службе, в связи с чем, вынесено представление об их устранении (л.д. 26-37).

Как следует из представленных материалов дела и установлено в ходе судебного заседания Копытов Иван Александрович распоряжением администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 принят на муниципальную службу в Комитет развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность исполняющего обязанности председателя комитета на неопределенный срок (л.д.44) на основании личного заявления (л.д.43).

04.02.2020 г. с Копытовым И.А. заключен трудовой договор (л.д.45-51).

Как следует из копии документов личного дела № 108 Копытова И.А. им была составлена анкета о его данных, в том числе о наличии высшего образования, полученного в ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта», квалификация инженер судовождения, сведения о трудовой деятельности за период с апреля 2008 года по апрель 2012 года, а также в графе трудовая деятельность указано на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по 2020 год.

Согласно копии диплома от ДД.ММ.ГГГГ КА Копытов окончил ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» квалификация инженер, по специальности «Судовождение» (л.д.52).

Из копии трудовой книжки от 03.04.2008 г. следует, что Копытов И.А. с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по специальности «моторист-рулевой» в ООО «Транслес» с 03.04.2008 г. по 24.11.2008 г., в ООО «Чайка» с 25.05.2009 г. по 10.06.2009 г., с 12.04.2010 по 13.07.2010 в ООО «Транслес», с 09.04.2012 г. по 29.04.2012 г. принят на должность водителя по совместительству в «МТМ-Строй», с 2014 года по 19.02.2020 года руководитель ИП Копытов И.А., с 04.02.2020 принят в администрацию Большесосновского муниципального района на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений (л.д.53-58).

Согласно должностной инструкции от 01.06.2020 председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность председателя Комитета назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет (л.д.59-68).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-20-5161084 Копытов И.А. на 04.02.2020 г. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с ОГРНИП . Дата прекращения деятельности ИП 19.02.2020 г. (л.д.76-80).

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Копытов И.А., согласно Перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Большесосновского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания от 19.09.2018 г. № 324 занимает должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, которая относится к главной должности муниципальной службы. Для ее замещения необходимо иметь наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. Копытов И.А. при поступлении на муниципальную службу имел высшее образование, полученное в ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» квалификация инженер, по специальности «Судовождение». Доказательств, подтверждающих наличие у Копытова при поступлении на муниципальную службу рекомендуемых специальностей по направлению и подготовке: «Государственное и муниципальное управление», "Менеджмент", "Юриспруденция", "Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура", "Градостроительство", "Архитектура", "Строительство", Теплоэнергетика и теплотехника", "Электроэнергетика и электротехника" "Технологические машины и оборудование", "Землеустройство и кадастры", "Землеустройство", "Земельный кадастр", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки, которые определены в «Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ в разделе «Общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления «Регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства», не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 19.12.2018 № 352 «Об утверждении Положения о комитете развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района» к основным задачам Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений относятся: обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью Большесосновского муниципального района (далее - муниципальная собственность); реализация полномочий органа местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, муниципальному контролю в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; реализация части полномочий органа местного самоуправления, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; обеспечение реализации полномочий органом местного самоуправления государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Пермского края, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; реализация единой политики в области градостроительства, строительства, архитектуры и ЖКХ на территории Большесосновского муниципального района; обеспечение реализации мероприятий по охране окружающей среды на территории Большесосновского муниципального района; осуществление контроля за обеспечением и сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения Большесосновского муниципального района, и другие.

В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что указанная в дипломе Копытова квалификация инженер учтена правильно для поступления на муниципальную службу и наличие квалификации инженер по специальности «Судовождение», подлежат отклонению.

В судебном заседании не установлено, что Копытов при поступлении на муниципальную службу имел стаж работы не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, что подтверждается исследованной копией трудовой книжки.

Наличие у Копытова И.А. справки № 036 от 5.08.2020 года с ФГБОУ высшего образования «Удмуртский государственный университет» о том, что он подал документы на заочную форму обучения, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», также не может быть принято во внимание и подлежит отклонению, поскольку подача документов не свидетельствует о поступлении либо начале обучения, а также не подтверждает наличие требуемой к занимаемой должности квалификации, а именно наличие высшего образования.

В судебном заседании установлено, что при поступлении на муниципальную службу Копытов, будучи принятым распоряжением администрации Большесосновского муниципального района 04.02.2020 г. № 19-01-21 на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-20-5161084.

Доводы представителя ответчика о том, что Копытов, при поступлении на муниципальную службу уведомил нанимателя о том, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем составил служебную записку и направил её на имя главы администрации ФИО, что подтверждается копиями из журналов регистрации исходящих документов Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района № 43_1 от 05.02.2020 года и адресованное ФИО подлежат отклонению, поскольку в судебном заседании из исследованных доказательств, а именно объяснений ФИО2, взятых помощником прокурора Большесосновского района ФИО3, следует, что 05.02.2020 года она состояла в должности и.о. заместителя главы администрации управляющей делами администрации Большесосновского муниципального района, служебную записку от 05.02.2020 года № 43_1, адресованную на имя главы администрации ФИО от и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений Копытова в руки ей никто не передавал, указанную записку не видела, ничего о ней не знает, в личное дело Копытова она не прикладывалась. Кроме того, данная записка не имеет регистрационного номера ЕСЭД. Согласно п.1.11 инструкции по делопроизводству в администрации Большесосновского муниципального района, утвержденную распоряжением главы муниципального района- главы администрации Большесосновского муниципального района, регистрация и учет служебных документов и обращений граждан общественных объединений, в том числе юридических лиц в Администрации контроль за сроками их исполнения, контроль за исполнением постановлений и распоряжений Администрации и рекомендаций, содержащихся в постановлениях и распоряжениях Администрации, поручений Главы администрации района производятся с использованием единой системы электронного документооборота. Также из выписки из справки о проведении проверки об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе от 15 апреля 2020 года помощника прокурора Большесосновского района следует, что Копытов давал устные объяснения о том, что поступая на муниципальную службу, и находясь в статусе индивидуального предпринимателя, он не знал о норме закона, согласно которой он должен был принять меры для соблюдения антикоррупционного законодательства, к юристам администрации с данным вопросом не обращался. Также суд принимает во внимание тот факт, что заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих администрации Большесосновского муниципального района по вопросу поступившего уведомления Копытова о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов состоялось 15.05.2020 года, после проведения прокурорской проверки. Таким образом, Копытов при поступлении на муниципальную службу нарушил п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ.

Пунктом 11 части первой статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав муниципального образования состоит в том, что на руководящую должность структурного подразделения органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на момент назначения на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Копытов И.А. не соответствовал предъявляемым квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения главной должности муниципальной службы - председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, следовательно, назначение Копытова И.А. на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района и продолжение работы в этой должности противоречит закону, а следовательно является основанием для расторжения трудового договора по п. 11 ст. 77, 84 ТК РФ, в связи с чем требования прокурора Большесосновского района обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Большесосновского района к администрации Большесосновского муниципального района, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 о приеме на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Копытова Ивана Александровича.

Признать незаконным и расторгнуть трудовой договор от 04.02.2020 г. с Копытовым Иваном Александровичем.

Прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района Копытовым Иваном Александровичем, уволить с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края, в том числе через постоянное судебное присутствие Большесосновского районного суда Пермского края в селе Частые Частинского района Пермского края.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года.

Судья И.В.Петрова