Дело № 2-257/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рыльск 16 июля 2020 года
Рыльский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Лавриковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Резниковой А.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Рыльского района Курской области Харитоновой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области, в защиту интересов муниципального образования «Никольниковский сельсовет» Рыльского района Курской области, к Муниципальному казенному учреждению «Отдел материально-технического обслуживания» о возложении обязанности назначить контрактного управляющего,
у с т а н о в и л:
Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Отдел материально-технического обслуживания» (МКУ «Отдел МТО»), просил обязать МКУ «Отдел МТО» назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Рыльского района Курской области проведен анализ состояния законности за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, по результатам которого установлено, что требования законодательства в названной сфере исполняются МКУ «Отдел МТО» не в полной мере. Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг МКУ «Отдел МТО», размещенному в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 202 541,59 руб., из них на 2020 год – 120 000 руб., на 2021 год – 36 680,01 руб., на 2022 год – 45 861,58 руб. Таким образом, совокупный годовой объем закупок для МКУ «Отдел МТО» не превышает сто миллионов рублей, следовательно, для осуществления закупок в учреждении требуется назначение контрактного управляющего. Отсутствие в МКУ «Отдел МТО» должностного лица, ответственного за осуществление на профессиональной основе закупочной деятельности, создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному выполнению работ по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, предприятий, учреждений на территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Рыльского района Курской области Харитонова Э.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Отдел МТО» в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания был извещен своевременно, надлежащим образом, представил суду заявление, согласно которому просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора Рыльского района Курской области признал в полном объеме.
Выслушав представителя истца-помощника прокурора Рыльского района Курской области Харитонову Э.Н., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодека РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). На основании ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
При этом, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно п. 1.5 раздела 1, п.п. 2.1, 2.2.7 раздела 2 Устава МКУ «Отдел МТО», учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, форменное наименование на русском языке. Предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение уборки, содержания административного здания учредителя, других помещений, занимаемых органами местного самоуправления Администрации Никольниковского сельсовета Рыльского района Курской области и их структурными подразделениями, бухгалтерское, транспортное, и иное техническое обслуживание органов местного самоуправления Администрации Никольниковского сельсовета Рыльского района Курской области и их структурных подразделений, а также должностных лиц органов местного самоуправления. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет следующие виды деятельности, в том числе, выполняет работы по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, предприятий, учреждений по договорам и разовым заказам, оказывает хозяйственные, транспортные услуги для населения.
Таким образом, МКУ «Отдел МТО» является муниципальным заказчиком.
Контрактная система в сфере закупок в соответствии со ст. 9 Федерального закона №44-ФЗ предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 38 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Судом установлено, что в МКУ «Отдел МТО» контрактная служба не создана; контрактный управляющий не назначен; специалист на прохождение курсов в сфере закупок не направлялся; обязанности по размещению информации в единой информационной системе на конкретное лицо не возложены.
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ осуществление закупок должно осуществляться в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)
Исполнение контрактным управляющим функций и полномочий, предусмотренных п. 4 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ непосредственно влияют на осуществление закупок для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств.
На основании п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В планы-графики включаются: идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона; наименование объекта и (или) наименования объектов закупок; объем финансового обеспечения для осуществления закупок; сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона; иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
В судебном заседании установлено, что согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг МКУ «Отдел МТО», размещенному в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 202 541,59 руб., из них на 2020 год – 120 000 руб., на 2021 год – 36 680,01 руб., на 2022 год – 45 861,58 руб.
Таким образом, совокупный годовой объем закупок для МКУ «Отдел МТО» не превышает сто миллионов рублей, следовательно, для осуществления закупок в учреждении требуется назначение контрактного управляющего. Отсутствие в МКУ «Отдел МТО» должностного лица, ответственного за осуществление на профессиональной основе закупочной деятельности, создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному выполнению работ по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, предприятий, учреждений на территории муниципального образования.
Суд находит разумным установить срок для устранения нарушений - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Рыльского района Курской области удовлетворить.
Обязать МКУ «Отдел МТО» назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 21.07.2020.
Председательствующий судья: (подпись) М.В. Лаврикова