ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257/2011 от 27.03.2012 Илимпийского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-35/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Илимпийский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,

с участием представителя администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №04,

и.о. начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Эвенкийского муниципального района <адрес>ФИО5,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Енисейского транспортного прокурора <адрес> к администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> о возложении обязанности осуществить подъем и транспортировку к месту захоронения (утилизации) воздушного судна АН-2,

У С Т А Н О В И Л:

Енисейский транспортный прокурор первоначально обратился в суд с заявлением на бездействие администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> (далее-администрация ЭМР), выразившееся в неприятие мер по обеспечению прав граждан, проживающих на территории указанного района, на благоприятную окружающую среду.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ командиром воздушного судна МИ-8 ФИО3 при выполнении чартерного рейса по маршруту Тура-район реки Виви в точке с координатами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы был обнаружен поврежденный самолет АН-2. При осмотре места происшествия установлено, что воздушное судно АН-2 с б/н 07488 имеет повреждения стоек шасси и винта, в баках находилось топливо в количестве 300-400 л и масло в количестве 50 л. По данным КРАС МТУ ВТ ФАВТ, Восточно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ, Западно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ сведения о регистрации указанного воздушного судна, его принадлежности, летной годности, местах дислокации отсутствуют. Согласно информации Управления ФС по надзору в сфере природопользования по <адрес> нахождение поврежденного транспортного средства (самолет АН-2) в воде представляет опасность для окружающей среды, поскольку как изделие, изготовленное из цветных и черных металлов, пришедшее в негодность и утратившее свои потребительские свойства, является отходом цветных и черных металлов. В соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подлежит сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Указанные вопросы относятся к вопросам местного значения муниципального района. Пребывание поврежденного воздушного судна с топливом на борту в акватории реки Виви в течение длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) создает угрозу загрязнения реки, причиняет вред окружающей среде, может нанести вред рыболовству, является потенциальной угрозой для отдыхающих граждан. Полагая, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, просит возложить на администрацию ЭМР <адрес> обязанность осуществить подъем и транспортировку к месту захоронения (утилизации) воздушного суда АН-2, расположенного в районе реки Виви в точке с координаторами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района, выразившееся в неприятие мер по признанию воздушного судна АН-2 бесхозным, постановке его на учет и приятию в муниципальную собственность; обязать администрацию ЭМР в лице муниципального казенного предприятия «Управление по делам ГО и ЧС» и Главное управление МЧС России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить подъем и утилизацию воздушного суда АН-2, расположенного в районе реки Виви, в точке с координатами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы. Доводы дополнил тем, что <адрес> является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения неограниченного круга лиц, а авария самолета относится к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, влекущим наступление вреда окружающей среде и населению

В судебное заседание прокурор не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации ЭМР ФИО4 считает требования Енисейского прокурора необоснованными, ссылаясь на то, что воздушное судно относится к недвижимой вещи, подлежащей государственной регистрации. По утверждению прокурора обнаруженное воздушное судно не пригодно к дальнейшему его использования, подлежит утилизации. По этим основаниям полагает, что такая вещь не может быть признана бесхозяйной с целью постановки на учет и обращения в муниципальную собственность. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления вправе распоряжаться и пользоваться тем имуществом, которое находится в собственности муниципального образования. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, перечисленные в ст. 15, а также для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъекта РФ. В соответствии со ст. 50 ФЗ №131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Для того, чтобы этот самолет был признан недвижимой вещью и дальше производить с ним какие-то сделки, необходима его государственная регистрация. Регистрация на воздушные суда установлена специальным ФЗ №31 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним». Нормы данного закона подразумевают, что собственник, у которого находится воздушное судно, обязан провести государственную регистрацию в уполномоченных органах, предъявив документы, подтверждающие приобретение права собственности на воздушное судно. Данное воздушное судно не подлежит государственной регистрации, соответственно не может быть признано недвижимой вещью, потому что не подлежит эксплуатации в дальнейшем. Воздушное судно не может быть отнесено к имуществу, которое необходимо органам местного самоуправления для исполнения вопросов местного значения или для исполнения государственных полномочий. Также считает необоснованными требование о возложении на администрацию ЭМР обязанности произвести подъем и утилизации поврежденного самолета силами и средствами МКУ « Управления по делам ГО и ЧС» ЭМР, поскольку данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, не входит в структуру органов муниципального самоуправления.

И.о. начальника муниципального казенного учреждения « Управление по делам ГО и ЧС» Эвенкийского муниципального района <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО5 с требованиями прокурора также не согласился, пояснив следующее.

Учреждение создано администрацией ЭМР с целью организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, предусмотренных Положением, утвержденных решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №177-8 в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ ««О защите населения, территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №794. В соответствии с п.13 Постановления Правительства №794 к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов субъекта, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенных или выделяемые для предупреждения чрезвычайных ситуаций, состав сил и средств определяется Правительством РФ. В состав сил и средств на каждом уровне системы, в частности, на муниципальном уровне, входят силы и средства, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и иные службы, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных работ. При этом в рамках требования федерального закона аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной аттестации, они могут осуществлять все действия только на основании свидетельства, выдаваемых этим формированиям аттестационной комиссией. На муниципальном уровне высшей аттестационной комиссией является Краевая аттестационная комиссия. Согласно выданному данной комиссией свидетельству аварийно-спасательный отряд МКУ «Управление ГО и ЧС» ЭМР имеет право на проведение определенного вида аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, в соответствии с которым проведением работ, связанных с подъемом и утилизацией воздушного судна, на спасательный отряд не возложены. В ходе проверки прокуратурой событие с поврежденным самолетом не отнесено к чрезвычайной ситуации, при которой привлекаются силы ГО и ЧС.

Главное управление МЧС России по <адрес> (далее-Главное управление), привлеченное по делу в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направило. В письменном отзыве на иск, указало, что в соответствии со ст. 1 ФЗ ««О защите населения, территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес> чрезвычайная ситуация, связанная с падением самолета ВС АН-2 с б/н №07488, не зарегистрирована. В связи с этим выполнение работ по подъему и утилизации данного ВС не может быть возложены на Главное управление. Главное управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а с учетом того, что финансовое обеспечение мер и ликвидация чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, ответственность по подъему и утилизации ВС должна быть возложена на администрацию ЭМР.

Департамент земельно-имущественных отношений администрации ЭМР, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направил, возражения не представил.

В соответствии с ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы сторон, принимая во внимание доводы, изложенные прокурором в письменном заявлении, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, орган местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действие (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ с аналогичным заявлением в интересах неопределенного круга лиц вправе обратиться в суд прокурор.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.7, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, что предполагает: 1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; 2) проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях; 3) осуществление сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; 4) осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 6) организацию и проведение аварийно-спасательных и другие неотложных работ; 7) создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органы управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Материалами дела и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 05 минут экипажем воздушного судна МИ-8 б/н RA-24549, принадлежащего ГП «КрасАвиа», в составе: командира ВС ФИО3, второго пилота ФИО6, бортмеханика ФИО7 был совершен рейс по маршруту Тура-Эконда-Тура- река Юктели-Тура по договору фрахтования №243/11 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГП «КрасАвиа» и частным предпринимателем ФИО8 В месте прибытия в назначенной точке маршрута-район реки Юктели притока реки Виви в <адрес> с координатами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы находились 6-ро туристов, которых доставили в аэропорт «Горный» <адрес> и далее- в <адрес>. В том же месте находилось воздушное судно АН-2 с бортовым номером 07488, имевшее повреждение стоек шасси и винта, о чем командир экипажа сообщил в соответствующие службы гражданской авиации.

По факту обнаружения ВС АН-2 Енисейским транспортным прокурором и Красноярским следственным отделом Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ проведены проверки.

В ходе проверки собственник воздушного судна АН-2, несмотря на наличие у него бортового номера (07488), не установлен.

По данным Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта сведений о регистрации, принадлежности, летной годности ВС АН-2 бортового номера 07488, местах его дислокации и проводимых ремонтах не имеется (л.д.8, 9,10).

Событие по факту обнаружения поврежденного ВС АН-2 не признано чрезвычайной ситуацией в том понимании, которое дается ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением и.о. руководителя Красноярским следственным отделом Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ отказано на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления (л.д.60).

При указанных обстоятельствах, вопросы по подъему и утилизации поврежденного воздушного суда не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Эвенкийского муниципального района обязанности осуществить подъем и утилизацию воздушного судна АН-2 без передачи ему в этих целях необходимых полномочий и денежных средств.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических ли, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности:1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ и ч.2 ст. 290 ГПК РФ орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Данное право возникает у уполномоченного органа по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

Согласно ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности муниципальных районов могут находиться имущество, перечисленное в части 3 настоящей статьи.

Согласно п.3.1 ч.3 ст. 50 указанного закона в собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

Из анализа указанных правовых норм можно сделать вывод о том, что право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть приобретено органом местного самоуправления при условии, что данное имущество отвечает критериям, определенным п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ; если имеется фактическая заинтересованность в соответствующем объекте для решения вопросов местного значения; если на его приобретение и содержание в местном бюджете имеются достаточные средства.

Между тем, судом установлено, что бесхозяйным недвижимой вещью, в отношении которого прокурором потребовано от органа местного самоуправления <адрес> принять меры по постановке на учет и обращению в муниципальную собственность, является воздушное судно АН-2 с поврежденными стойками шасси и винта, обнаруженное ДД.ММ.ГГГГ в районе реки Юктели притока реки Виви в <адрес> в месте с координатами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы.

Спорное имущество, в силу прямого указания закона (ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) не относится к объектам муниципальной собственности, следовательно, правовые основания для нахождения данного имущества в ведении муниципального органа отсутствуют.

Администрация ЭМР возражает против признания ВС Ан-2 бесхозяйной вещью и постановки его в муниципальную собственность.

Сам по себе факт обнаружения поврежденного самолета на территории Эвенкийского муниципального района не является основанием для признания его бесхозяйной недвижимым имуществом с целью обращения в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным бездействие администрации ЭМР по принятию мер по постановке на учет воздушного судна АН-2 бесхозяйной вещью и обращению его в муниципальную собственность.

По этим же основаниям требования прокурора не могут быть удовлетворены за счет МУ «Департамент земельно-имущественных отношений администраций ЭМР», которое в соответствии с Уставом уполномочен от имени Эвенкийского муниципального района управлять и распоряжаться муниципальной собственностью района (л.д.210-213).

Поскольку событие с воздушным судном Ан-2 в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не признано чрезвычайной ситуацией, требования заявителя о возложении обязанности по подъему и утилизации воздушного судна АН-2 на МКУ «Управление ГО и ЧС « Эвенкийского муниципального района и Главное Управление МЧС России по <адрес> также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Енисейского транспортного прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, выразившееся в неприятие мер по признанию воздушного судна АН-2 бортового номера 07488, расположенного в районе реки Виви в <адрес> в точке с координаторами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы, бесхозяйным, постановке его на учет и приятию в муниципальную собственность; о возложении на администрации Эвенкийского муниципального района обязанности произвести указанные действия; о возложении на администрацию Эвенкийского муниципального района в лице муниципального казенного учреждения «Управление ГО и ЧС» Эвенкийского муниципального района <адрес> и Главное управление МЧС России по <адрес> обязанности осуществить подъем и утилизацию воздушного судна АН-2 бортового номера 07488, расположенного в районе реки Виви в <адрес> в точке с координаторами 65 градусов 45 минут северной широты, 094 градуса 09 минут восточной долготы в срок до ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.Н.Джимбеева