ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257/2013 от 08.11.2013 Усть-цилемского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-257/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Тюриной Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Казаченко Е.Н.,

при секретаре Ермолиной Г.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма

08 ноября 2013 года дело по исковому заявлению прокурора Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Усть-Цильма» об обязании разработать правила о содержании животных на территории сельского поселения, разработать порядок осуществления розыска собственника безнадзорных животных, разработать порядок подыскания лица, имеющего необходимые условия для содержания безнадзорных животных, разработать порядок использования безнадзорных животных, поступающих в муниципальную собственность сельского поселения «Усть-Цильма», в срок до 31 декабря 2013г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Усть-Цильма» о заключении договора на отлов безнадзорных животных. В обоснование пояснил, что на территории Усть-Цилемского района органами местного самоуправления не организована деятельность по отлову животных, не заключен договор с организацией, которая осуществляет отлов безнадзорных животных. Безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению защиты населения от болезней общих для человека и животных. В результате бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие организации работы в части отлова содержания, эвтаназии и утилизации отловленных бездомных животных ведет к созданию антисанитарных условий на территории района.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просит обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Усть-Цильма» разработать правила о содержании животных на территории сельского поселения, разработать порядок осуществления розыска собственника безнадзорных животных, разработать порядок подыскания лица, имеющего необходимые условия для содержания безнадзорных животных, разработать порядок использования безнадзорных животных, поступающих в муниципальную собственность сельского поселения «Усть-Цильма», в срок до 31 декабря 2013г.

Представитель администрации муниципального образования сельского поселения «Усть-Цильма» ФИО1 в судебном заседании с уточненными требованиями согласна.

Представитель соответчика администрация МО МР «Усть-Цилемский» по доверенности ФИО2. в судебном заседании с уточненными требованиями согласен.

Привлеченное в качестве третьего лица - Усть-Цилемское отделение филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» г. Печора в лице ФИО3. с требованиями прокурора согласна.

Привлеченная в качестве третьего лицо - ГБУ РК «Усть-Цилемская станция по борьбе с болезнями животных» в лице начальника ФИО4. согласна с уточненным требованием прокурора.

Заслушав мнение прокурора, объяснение представителя ответчика, соответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Применение Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к правовым отношениям по отлову безнадзорных животных подтверждено позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28 января 2010 № 32-В09-22.

В силу статьи 2Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 3Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1, ч. 2 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.

Согласно ст.231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения «Усть-Цильма» деятельность по разработке правил о содержании животных на территории сельского поселения, разработке порядка осуществления розыска собственника безнадзорных животных, разработке порядка подыскания лица, имеющего необходимые условия для содержания безнадзорных животных, разработке порядка использования безнадзорных животных, поступающих в муниципальную собственность сельского поселения «Усть-Цильма», не ведется.

С учетом изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Усть-Цильма» разработать правила о содержании животных на территории сельского поселения, разработать порядок осуществления розыска собственника безнадзорных животных, разработать порядок подыскания лица, имеющего необходимые условия для содержания безнадзорных животных, разработать порядок использования безнадзорных животных, поступающих в муниципальную собственность сельского поселения «Усть-Цильма», в срок до 31.12.2013г.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть по 12 декабря 2013г.

Судья                                                Л.В.Тюрина

Решение изготовлено в окончательной форме 12 ноября 2013г.