Дело№2-257/2020 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р. при секретаре Смирновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Бредневой Елены Викторовны в интересах несовершеннолетней ФИО14 к Территориальному управлению Министерства социального развития <адрес> по Лысьвенскому городскому округу о признании незаконным заключения, установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Бреднева Е.В. в интересах несовершеннолетней ФИО2 обратилась с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу (далее – ТУ Минсоцразвития по ЛГО) о признании незаконным заключения Комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 31 октября 2019 года (протокол №) об отказе в установлении факта невозможности проживания ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Кобелева Н.В. и администрация г. Лысьвы.
В обоснование иска указано, что она (Бреднева Е.В.) является опекуном несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании приказа ТУ Минсоцразвития по Лысьвенскому муниципальному району от 25.01.2011 № 110. Местом временного жительства несовершеннолетней ФИО2 определено совместно с опекуном по адресу <адрес>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 12.12.2005 несовершеннолетняя ФИО2 является собственником ? доли в праве собственности на квартиру площадью 30,6 кв.м., в том числе, жилой 17 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В указанной квартире ФИО2 зарегистрирована. ? доли в праве собственности на указанную квартиру принадлежит Кобелевой Н.В., которая членом семьи ФИО2 не является. Часть общего имущества в квартире по адресу: <адрес> не может быть выделена во владение и пользование ФИО2 Кроме того, Кобелева Н.В. препятствует ФИО2 в пользовании имуществом: не предоставила ключи от квартиры, вселила в жилое помещение иных лиц.
25.10.2019 она (Бреднева Е.В.) обратилась в ТУ Минсоцразвития по ЛГО с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Заключением Комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 31 октября 2019 года отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Полагает, что заключение от 31.10.2019 является незаконным, поскольку к заключению не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается ответчик. Полагает, что решение принято на основании неверно установленных обстоятельств. В частности, в заключении от 31.10.2019 ответчиком указано, что в квартире по адресу: <адрес> никто не проживает при этом не приложены акты обследования, скрыты обстоятельства вселения в данную квартиру третьих лиц вторым сособственником без согласования со стороной истца и органами опеки, также не приложены иные документы, послужившие основанием для принятия решения. Считает, что ответчиком сделан неправильный вывод о том, что при вселении ФИО2 общая площадь жилого помещения будет соответствовать учетной норме площади жилого помещения на одного члена семьи. Фактически в собственности ФИО2 находится 7,65 кв.м, при этом второй собственник членом семьи ФИО2 не является. С учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным заключение Комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 31 октября 2019 года (протокол №) об отказе в установлении факта невозможности проживания ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении с целью реализации прав на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании Бреднева Е.В. и ее представитель Пеньевских А.И. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнили, что Кобелева Н.В. членом семьи несовершеннолетней ФИО2 не является, ключей от спорной квартиры у ФИО2 не имеется, доступа в жилое помещение она также не имеет. Полагают, что ФИО2 должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда, поскольку размер площади квартиры по адресу <адрес>, соответствующий доле ФИО2 в праве собственности на жилое помещение, не соответствует учетной норме общей площади жилого помещения, которая составляет 11 кв.м.
Представитель ТУ Минсоцразвития по ЛГО ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к детям, оставшимся без попечения родителей, над ней установлена опека. Опекуном ФИО2 является Бреднева Е.В. 26.10.2019 Бреднева Е.В. обратилась в ТУ Минсоцразвития по ЛГО с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в которой несовершеннолетней ФИО2 принадлежит ? доли в праве собственности, в связи с тем, что квартира является однокомнатной, в которой выдел ? доли в натуре невозможен, а собственник ? доли в указанной квартире членом семьи ФИО2 не является. Заключением комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 31 октября 2019 года в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по вышеуказанному адресу, ФИО3 отказано, в связи с отсутствием основания, предусмотренного п. 3 ч. 2.1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В квартире по адресу <адрес> никто из собственников не проживает, ФИО2 может вселиться в жилое помещение, следовательно, при ее вселении общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, будет соответствовать учетной норме площади жилого помещения, установленной решением Лысьвенской городской Думой от 24.10.2013 № 550 в размере 11 кв.м. В спорной квартире второй долевой собственник Кобелева Н.В. не зарегистрирована, не проживает с 2018 года, квартира пустует. Дважды в год ТУ Минсоцразвития по ЛГО проводит проверку использования и сохранности, санитарного и технического состояния жилого помещения, собственником которого является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, и составляются соответствующие акты. Квартира по адресу <адрес> обследовалась, составлялись акты, в том числе от 06.06.2019, 29.10.2019. Дополнила, что в случае изменения обстоятельств, связанных с вселением второго долевого собственника в спорное жилое помещение, истец вправе вновь обратиться в ТУ Минсоцразвития по ЛГО с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Бреднева Е.В. неоднократно обращалась с заявлениями по поводу невозможности попасть в спорную квартиру.
Представитель третьего лица администрации г. Лысьвы Русакова Е.В. в судебном заседании пояснила, что в случае, если будет установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несовершеннолетняя ФИО2 в будет включена в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей с целью реализации права на обеспечение благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда. При вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Третье лицо Кобелева Н.В. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании суду пояснила, что является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от 14.11.2014. В указанной квартире не проживает с 2018 года. В настоящее время она проживает с двумя детьми по адресу <адрес>31, принадлежащей ей на праве собственности. Она предлагала Бредневой Е.В. выкупить принадлежащую ей (Кобелевой Е.В.) долю, но Бреднева Е.В. отказалась. С 2018 года в квартире никто не проживал. Впоследствии с декабря 2018 года она (Кобелева Н.В.) сдавала в наем спорное жилое помещение для оплаты коммунальных услуг. Между тем, полагает, что право пользования квартирой по адресу <адрес> ни она, ни ее дети не утратили, она вправе в любое время вселиться в спорную квартиру и проживать в ней со своими детьми. Дополнила, что членом семьи несовершеннолетней ФИО2 она не является, проживать вместе в спорном жилом помещении они не могут.
Заслушав лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Подп. 3 п. 4 ст. 8 данного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, в частности, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия признания невозможным проживание детей-сирот в жилых помещениях. При этом такие основания, в частности, по пп. 3 п. 4 указанного Закона, связаны не с суммарным расчетом площадей помещения, приходящихся на конкретного ребенка, а с фактом возможности реального осуществления права пользования жилым помещением, правом на которое обладает такой ребенок.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).
Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Порядок).
Проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных в пункте 2.1 части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 1939-419) (п. 2 Порядка).
Факт невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливает государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края (далее - органы опеки и попечительства над несовершеннолетними), который принимает решение в виде заключения об установлении факта (отказе в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях (п. 3 Порядка).
В силу HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=84B52D3586493A81797D2037B476A2CE14EBE92CBF269B63A012FDA52F125F258638DD89832973AD8282EC5E15B6020D0F09092DEE906360D3B1ECA3q8g0L" пункта 2.1 части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5).
Решением Лысьвенской городской Думы от 25.10.2013 N 550 (ред. от 25.09.2015) "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях организации работы по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к детям, оставшимся без попечения родителей, что следует из копии свидетельства о смерти ее отца ФИО9 (л.д. 10), копии заочного решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 28.12.2010, которым ее мать ФИО10 лишена родительских прав (л.д. 11-13).
Согласно Приказу ТУ Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району от 25.01.2011 № 110 опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена Бреднева Е.В. (л.д. 14).
Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 30, 6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 12.12.2005 (л.д. 15), свидетельством о государственной регистрации права от 13.01.2006 (л.д. 16), выпиской из ЕГРН (л.д. 46).
Кроме того, собственником ? доли в праве собственности на указанную выше квартиру, является ФИО12, что следует из договора купли-продажи от 14.11.2014 (л.д. 19), выписки из ЕГРН (л.д. 40-45).
Из выписки из домовой книги (л.д. 23) следует, что в квартире по адресу <адрес> 05.02.2013 по настоящее время зарегистрирована ФИО2
25.10.2019 Бреднева Е.В. обратилась в ТУ Минсоцразвития по ЛГО с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с тем, размер площади квартиры по адресу <адрес>, соответствующий доле ФИО2 в праве собственности на жилое помещение (1/4, что соответствует 7,65 кв.м.), не соответствует учетной норме общей площади жилого помещения, установленного в размере 11 кв.м., а также в связи с тем, что долевые собственники жилого помещения членами одной семьи не являются, следовательно, исходя из площади жилого помещения, наличия в квартире одной жилой комнаты, проживать в спорной квартире не представляется возможным (л.д. 36).
Заключением Комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития по ЛГО от 31 октября 2019 года отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении на основании п. 9 вышеуказанного Порядка.
Вместе с тем, как следует, из материалов дела, общая площадь квартиры по адресу <адрес> составляет 30,5 кв.м. (л.д. 40-45), данная квартира является однокомнатной, следовательно, на несовершеннолетнюю ФИО2, являющуюся собственником ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение приходится 7,65 кв.м общей площади (30,6 кв. м *1/4), что менее учетной нормы общей площади жилого помещения по г. Лысьве, установленной решением Лысьвенской городской Думой от 24.10.2013 № 550 (11 кв. м).
При этом доводы ответчика о том, что при вселении несовершеннолетней ФИО2 в жилое помещение площадью 30,6 кв.м., общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, будет соответствовать учетной норме площади жилого помещения, суд находит несостоятельным, поскольку при определении площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, следует исходить из законных прав всех лиц, имеющих право пользования жилым помещением.
Поскольку в силу ст. 30, 31 ЖК РФ, ст.ст. 20, 209 ГК РФ Кобелева Н.В. и ее несовершеннолетний ребенок имеют безусловное право пользования квартирой по адресу <адрес>, то независимо от их отсутствия в жилом помещении в настоящий момент, при определении лиц, имеющих право пользования квартирой, их права должны быть учтены.
Кобелева Н.В., будучи участником общей долевой собственности на спорную квартиру вправе вселиться в нее и проживать в ней со своими детьми, доказательств того, что она отказалась от права пользования квартирой в материалы дела не представлено.
Кроме того, как видно из актов проверки использования и сохранности, санитарного и технического состояния, распоряжения жилым помещением, нанимателем или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей жилого помещения от 06.06.2019 и от 29.10.2019 (л.д. 59, 60) в жилом помещении по адресу <адрес>, фактически проживает иное лицо ФИО11 со своим ребенком по договору найма, заключенного с Кобелевой Н.В.
Указанные обстоятельства также подтверждены в ходе рассмотрения Кобелевой Н.В., которая пояснила, что квартиру она сдавала в наем с целью оплаты коммунальных услуг.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания ФИО2 в спорном жилом помещении.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что проживание ФИО2 в жилом помещении по адресу <адрес> невозможно и противоречит ее интересам, ввиду того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю ФИО2 в праве собственности на жилое помещение, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Лысьвенской городской Думой от 24.10.2013 № 550.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что Кобелева Н.В. и ФИО2 членами одной семьи не являются, определение порядка пользования указанным жилым помещением между сторонами не достигнуто, проживание их в одном жилом помещении не представляется возможным ввиду наличия в квартире одной жилой комнаты.
Исходя из изложенного, решение в форме заключения Комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края от 31 октября 2019 (протокол №) об отказе в установлении факта невозможности проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес> нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
В силу положений пункта 2.1 части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд считает возможным установить факт невозможности проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Установление данного факта является основанием для реализации права ФИО2 на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края от 31 октября 2019 (протокол №) об отказе в установлении факта невозможности проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Установить факт невозможности проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: <адрес>, в целях реализации прав на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко