ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-257/2022 от 04.05.2022 Аннинского районного суда (Воронежская область)

№ 2-257/2022;

УИД 36RS0007-01-2022-000406-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Анна 04 мая 2022 года

Воронежская область

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Круговой С.А.,

с участием помощника прокурора Аннинского района Воронежской области Власова В.Г.,

представителя администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области – К.А.АА.,

при секретаре судебного заседания Максименковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об обязании сформировать реестр мест (площадок) накоплении твердых коммунальных отходов,назначении ответственного должностного лица,

установил:

Прокурор Аннинского района Воронежской области в защиту неопределенного круга обратился в суд с иском к администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области обобязании сформировать реестр мест (площадок) накоплении твердых коммунальных отходов, назначении ответственного должностного лица, указывая, что проверкой, проведенной прокуратурой Аннинского района в феврале – марте2022 года по поручению прокуратуры Воронежской области от 16.02.2022 № 7/2-661-2019, установлено, что администрацией Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области по состоянию на 01.03.2022 года не сформирован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; не назначено должностное лицо, ответственное за ведение в администрации реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; на бумажном носителе и в электронном виде названный реестр не ведется.По указанным фактам прокурор района 20 июля 2021 года внес главе администрации представление № 2-2-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.Из ответа главы администрации от 28марта 2022 года № 110 следует, что у администрации отсутствуют основания для формирования реестра ввиду того, что места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснологскогосельского поселения не созданы.Бездействие администрации, выражающееся в отсутствии сформированного реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права неопределенного круга лиц на доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами (ч. 1 ст. 3 Закона № 89-ФЗ).В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, который разместить на официальном сайте администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района в сети «Интернет»;в течении 5 дней с момента формирования и утверждения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов назначить должностное лицо исполнительного органа местного самоуправления, ответственное за ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в бумажном и электронном виде (л.д. 4-6).

В судебном заседании помощник прокурора Аннинского района Воронежской области Власов В.Г. полностью поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - администрации Краснологскогосельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО1 в судебном заседании заявленные прокурором требования не признает, просил отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, при этом указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11); реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12); в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункт 13). Таким образом, возложение обязанности по формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) при фактическом отсутствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Краснологского сельского поселения на администрацию Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района в настоящее время недопустимо. Также указал, что проведение определение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в настоящее время затруднительно, поскольку финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет субсидий регионального бюджета, которые в настоящее время не поступили. Кроме того, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Вега» не предоставило полную информацию о количестве необходимых площадок.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 18 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10 ноября 2014 года № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» реализацию вышеназванных вопросов местного значения осуществляют сельские поселения.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

По смыслу пунктов 11, 12 и 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила), реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов подлежит формированию и ведению вне зависимости от фактического создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Воронежской области№ 7/2-661-2019 от 16.02.2022 г., которой установлено, что администрацией Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области по состоянию на 01марта 2022 года не сформирован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; не назначено должностное лицо, ответственное за ведение в администрации реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; на бумажном носителе и в электронном виде названный реестр не ведется.

По указанным фактам прокурор района 1марта 2022 года вынес главе администрацииКраснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области представление № 2-2-2022 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (л.д. 7-9).

Согласно ответу главы администрации Краснологского сельского поселения Аннинского района Воронежской области ФИО2 от28марта 2022 года № 110в прокуратуру Аннинского района Воронежской области следует, что представление признано законным и обоснованным в части. Постановлением администрации Краснологского сельского поселения от 21.05.2021 г. № 31 утверждены «Формы реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, заявок на согласование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснологского сельского поселения». Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размешаются уполномоченным органом на официальном сайте администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. В настоящее время на территории Краснологского сельского поселения отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов созданные как уполномоченным органом - администрацией Краснологского сельского поселения так и третьими лицами.Таким образом, отсутствуют необходимые сведения (информация) подлежащие включению в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещение данного реестра в сети интернет.Распоряжением администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района от 28.03.2022г. № 8 ведущий специалист администрации за допущенные нарушения привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д. 11-12).

Представитель ответчика – ФИО1 пояснил, что в настоящее время на территории Краснологского сельского поселения отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, созданные как уполномоченным органом – администрацией Краснологского сельского поселения, так и третьими лицами. Отсутствуют какие-либо сведения (информация) подлежащие включению в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещение данного реестра в сети Интернет. Ответственное лицо за ведение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов будет назначено уполномоченным органом при поступлении заявки на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или создание такового непосредственно уполномоченным лицом.

При этом, как подтвердилось в судебном заседании, что постановлением администрации Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 21 мая 2021 года № 31 утверждены формы реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, заявок на согласование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснологского сельского поселения» (л.д. 13-19).

Таким образом, суд приходит к выводу, что, несмотря на утвержденную администрацией Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области формы реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, заявок на согласование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснологского сельского поселения, администрацией не назначено должностное лицо, ответственное за ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией остался несформированным, на бумажном носителе и в электронном виде не ведется.

При указанных обстоятельствах, администрация Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области неправомерно уклоняется от выполнения требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, что нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Кроме того, частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частями 1, 3 ст. 39 указанного Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Доводы ответчика о том, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на спорной территории осуществляет иное лицо – региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Вега», суд отклоняет, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление названной деятельности обеспечивается уполномоченными органами соответствующего местного самоуправления исходя из предмета ведения.При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, несет именно данный орган местного самоуправления.

Таким образом, указанные доводы представителя ответчика, в том числе и об отсутствии финансирования мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не исключают обязанность по формированию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, размещению на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также назначении должностного лица, ответственного за ведение данного реестра в бумажном и электронном виде.

Статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд находит требования прокурора Аннинского района Воронежской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковое заявление прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.

Обязать администрацию Краснологского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области:

- в течении30 дней со дня вступления решения суда в законную силу сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, который разместить на официальном сайтеадминистрацииКраснологского сельского поселения Аннинского муниципального района в сети «Интернет»;

- в течении 5 дней с момента формирования и утверждения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов назначить должностное лицо исполнительного органа местного самоуправления, ответственное за ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в бумажном и электронном виде.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.А. Кругова

Решение изготовлено в окончательной форме 9 мая 2022 года.