ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258 от 02.02.2011 Пермского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Пермский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-258(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Сюремовой Н.Н., с участием пом. прокурора Форсюк Р.А., представителя ответчика Ветошкиной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района к Администрации Фроловского с/п Пермского района о возложении обязанности постановки гидротехнических сооружений прудов на учет как бесхозяйных,

установил:

Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к Администрации Фроловского сельского поселения о возложении обязанности в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявление Управление Росреестра по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 28 пруда на реке Мось с деревне Косторята; ГТС № 29 пруда в деревне Огрызково; ГТС № 30 пруда на реке Пижинежиха в деревне Паздерино; ГТС № 31 пруда в деревне Б.Мось; ГТС № 32 пруда на реке М.Сыра в деревне Броды, расположенных на территории Фроловского сельского поселения на учет как бесхозяйных, указав, что на территории Фроловского с/п находятся гидротехнические сооружения: ГТС № 28, № 29, № 30, № 31 и № 32. Согласно информации представленной Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и Пермским районным филиалом Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» данные гидротехнические сооружения не имеет собственника, на балансе какого-либо учреждения или организации не значатся. ГТС, расположенные на территории Фроловского с/п собственника и эксплуатирующей организации не имеют, осуществление надлежащего содержания данного гидротехнического сооружения, проведение его ремонта и обеспечение безопасности, невозможно. Таким образом, отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение, предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и причинению ущерба здоровью, жизни и имуществу граждан, проживающих на территории сельского поселения, в границах которого расположены ГТС. В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено также и в Уставе Фроловского сельского поселения. В связи с тем, что постановка на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения как объекта недвижимости в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления, обязанность по выполнению этих действий должна быть возложена на администрацию Фроловского с/п. Кроме того, отсутствие собственника у ГТС создает реальную угрозу разрушения ГТС, загрязнения окружающей среды и гибели водных биоресурсов, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Пом. прокурора Форсюк Р.А. в судебном заседании поддержал заявления требования по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ветошкина С.П. иск прокурора признала частично, пояснив, что пруд в д. Огрызково высох, его нет в наличии, в отношении остальных прудов и гидротехнических сооружений администрация не возражает поставить на учет как безхозяйные.

Представитель третьего лица Шипиловских Д.Б. в суд не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск прокурора поддерживает.

Выслушав пом. прокурора Форсюк Р.А., представителя ответчика Ветошкиной Н.П., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из информации представленной комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от 01.12.2010г. № 1441 на территории Фроловского с/п как бесхозяйные находятся ГТС № 28 пруда д. Косторята, река Мось, ГТС № 29 пруда д. Огрызково, ГТС № 30 пруда в д. Паздерино на реке Пижинежиха, ГТС № 32 пруда д. Б.Мось (л.д. 6-12).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Из выписки из реестра муниципальной собственности Пермского муниципального района от 02.02.2011г. следует, что спорные гидротехнические сооружения и пруды в муниципальной собственности не значатся.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что следует исключить пруд в д. Огрызково, поскольку в суд не представлено доказательств отсутствия данного пруда на территории Фроловского с/п.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что спорные гидротехнические сооружения не имеют собственника, расположены на территории Фроловского с/п.

Учитывая, что отсутствие собственника ГТС может привести к разрушению ГТС, загрязнению окружающей природной среды, причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Фроловского с/п, суд считает необходимым возложить на администрацию Фроловского с/п обязанность в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявлением в Управление Росреестра Пермского края по постановке гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйных.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на Администрацию Фроловского сельского поселения в срок до 01.04.2011г. обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке гидротехнических сооружений: ГТС № 28 пруда на реке Мось в д. Косторята, ГТС № 29 пруда в деревне Огрызково, ГТС № 30 пруда на реке Пижинежиха в деревне Паздерино, ГТС № 31 пруда в д. Б.Мось, ГТС № 32 пруда на реке М.Сыра в д. Броды, расположенных на территории Фроловского сельского поселения на учет как бесхозяйных.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2011 года.

Судья: