Кировский районный суд г. Красноярска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кировский районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-2580/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 г. г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Тыченко С.В.,
с участием
истца ФИО1
представителя истца ФИО2, по устному ходатайству,
представителя ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
прокурора Костаревой Т.Ю.,
при секретаре Черных Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Российской Федерации, о возмещении морального вреда в результате политических репрессий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом дополнений) к Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда в размере 160000 рублей, эквивалента 4000 евро единовременно, в результате политических репрессий. В обоснование своих требований ссылается на следующее. 15 мая 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение N 383-О-П, в котором, по сути, возложил на Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий, исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов – обязанность определить размеры компенсации для лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В течение 4 лет не предпринято действий для принятия закона, упомянутого в Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 май 2007 г. N 383-О-П, а именно следует определить количество заинтересованных лиц, осуществить экономические, финансовые и социальные исследования о заработках и убытках реабилитированных жертв политических репрессий, затрагиваемые этим процессом, оценить причиненный ущерб данной категории жертв. 26 февраля 2010 года Конституционный суд РФ, основываясь на том, что 02 февраля 2010 года было решение Европейского суда по правам человека, указал на возможность взыскания морального вреда. ФИО1 гражданин РФ, родился ДД.ММ.ГГГГ в края на спецпоселении. С 1955 года проживал вместе с отцом и матерью в края на спецпоселении. В сентябре 1941 года родной отец ФИО3, рождения на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ был выселен из в . ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был освобожден от спецпоселения. Мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в сентябре 1941 года, на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ, была выселена органами НКВД в . Взята на спецучет по прибытии. На основании статьи 1-1 п. «в» ст. 3 Закона Российской Федерации №от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» справки о реабилитации ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ реабилитирована. На основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на спецпоселении вместе с родителями по национальному признаку. На основании статьи 1-1 п. «в» ст. 3 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» архивной № ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, реабилитирован. Из содержания Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» следует, что любой гражданин России, признанный жертвой политических репрессий, совершенных на территории бывшего СССР с 25 октября (7 ноября) 1917 г. по октябрь 1990 г., имеет право получить денежную компенсацию в соответствии с этим законом. Наследники первой линий такой жертвы также наделены этим правом. Право на компенсацию морального вреда ФИО1 имеет законное основание в национальном праве, следовательно, оно соответствует условиям процедуры, установленной Европейским Судом по правам Человека и основных свобод, (contrario, Эриевайи (Emewein) и другие, вышеупомянутое решение, и Эпапейн (Epstein) и другие против Бельгии (решение о приемлемости), №, ECHR 2008-... (извлечения), а также, mutatis mutandis, Яитнер (Jantner) против Словакии, №, §§ 29-33, ДД.ММ.ГГГГ). При таких обстоятельствах правомерен вывод, что бездействие государства, не дает эффективно воспользоваться в разумный срок правом на компенсацию морального вреда. Следовательно, имеет место нарушение ст. 1 Протокола № Европейской Конвенции о защите Прав Человека и основных свобод. ДД.ММ.ГГГГ Решением Европейского Суда по правам человека по делу «» постановлено выплатить каждому заявителю в течении шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу в соответствии с п. 2 ст.44 Конвенции 4 тысячи евро на возмещение морального вреда. В соответствии с частью 4 статьи 15 и часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, следовательно, ФИО1 имеет право на возмещение морального вреда, причиненного политическими репрессиями советского периода. Поскольку существует принцип прецедента, значит, это открывает и перед жертвами репрессий в России право востребовать моральный ущерб. В Определении Конституционный Суд указал, что статья 151 ГК Российской Федерации в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям. Европейский суд по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения. Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в Российском законодательстве положений, прямо предусматривающих возможность компенсации вреда, причиненного неисполнением судебных решений, вынесенных по искам к государству и иным публично-правовым образованиям, может рассматриваться как законодательный пробел, наличие которого приводит к нарушению конституционных прав граждан. Этот пробел - с учетом необходимости реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и предоставления гражданам Российской Федерации эффективного средства правовой защиты от нарушений, связанных с неисполнением судебных решений, вынесенных по искам против государства и иных публичных образований, - может быть устранен путем введения специального законодательного регулирования, а до его введения - восполнен путем толкования и применения в судебной практике общих положений (в том числе закрепленных статьями 1069, 1070 и 1071 ГК Российской Федерации) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований. Право на судебную защиту носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые процессуальные условия. Соответственно, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на справедливое судебное разбирательство), нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений. Практика Европейского Суда по правам человека свидетельствует о том, что при установлении факта длительного неисполнения решений суда в отношении публичного должника взыскивается компенсация морального вреда. В частности по делу Березкиной против Российской Федерации Европейский Суд взыскал 3900 евро в качестве компенсации морального вреда за несвоевременное (5 лет) исполнение решения суда о взыскании 1 102 рублей индексации с Управления социальной защиты населения за нарушение ее права на справедливый суд. По аналогичным основаниям удовлетворен иск . Актуален вопрос о размере компенсации морального вреда при задержках в исполнении решения суда. Анализ практики Европейского Суда показывает, что в этих случаях компенсация морального вреда составляет 4000 евро. По делу ФИО14 против РФ было установлено, что Замоскворецкий суд взыскал с Министерства финансов РФ в пользу истца 8000 рублей в качестве компенсации морального вреда за длительное, около 6 лет, неисполнение решения Сочинского суда, которым на Казначейство возлагалась обязанность о возврате 1600 долларов США, которые были изъяты таможней. Длительность была обусловлена орфографическими ошибками в решении и исполнительном листе, потерей исполнительного листа при пересылке, незаконностью самой пересылки листа из одного подразделения приставов в другое. Европейский Суд отметил, что взыскание примерно 250 евро в качестве компенсации морального вреда не может рассматриваться как разумное возмещение морального вреда, так как за каждый год задержки взыскано менее 50 евро. Взыскано 4000 евро. В соответствии с Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, на основании которой предусмотрено содействие тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем, предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства, предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнении постановлений или решений о предоставлении компенсаций жертвам. Таким образом, ФИО1, в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П правом по закону вправе претендовать на возмещения Правительством Российской Федерации морального вреда в размере 4 000 евро, на основании Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении.
Представитель ответчика – ФИО6 с исковыми требованиями не согласна в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление, указав на следующее. В обоснование своих требований истец указывает, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» он признан подвергшимся политическим репрессиям и реабилитирован. В соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ-1, реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Закон № установил процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, получение ими определенных льгот и компенсаций. Исходя из того, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Хотя, в данный момент компенсация морального вреда, как категория, исключена из настоящего закона. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; вместе с тем, следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 527-0, ДД.ММ.ГГГГ N 397-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 383-0-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 620-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации. Согласно статьям 13-17 Закона №, предусмотрены процедуры восстановления прав репрессированных, направленные, в том числе, на возмещение морального вреда. Указанные виды компенсаций и социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер. Мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки. Российская Федерация в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств возмещает вред истцу, в том числе и моральный, поскольку он пользуется всеми предусмотренными государством льготами. Применение правовой позиции, изложенной в постановлении Европейского суда по правам человека по делу «» от ДД.ММ.ГГГГ не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения.
Прокурор Костырева Т.Ю. полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве представителя ответчика.
Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Из содержания указанного Положения следует, что Федеральное казначейство не наделено полномочиями по самостоятельному распоряжению средствами государственной казны.
Такой вывод также следует из содержания ст. 1071 ГК РФ о том, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО3, года рождения, уроженец , на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ был выселен в сентябре 1941 года из в . От спецпоселения освобожден ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59, 62). ФИО4, года рождения, уроженка област на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ была выселена из в . От спецпоселения освобождена ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).
Согласно справки ФИО4, на основании п. «в» ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» ДД.ММ.ГГГГ реабилитирована (л.д.60).
ФИО1, родился года в края, на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ находился на спецпоселении вместе с родителями ФИО3, ФИО4, на основании ст.1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован (л.д.58).
В соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Закон № «О реабилитации жертв политических репрессий» установил процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, получение ими определенных льгот и компенсаций.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 620-О-П "По жалобе гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; вместе с тем следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 527-О, ДД.ММ.ГГГГ N 397-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П и др.,), сохраняющих свою силу, и является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации.
В соответствии с законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.
Разрешая спор, суд на основании анализа и оценки по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных по делу доказательств, исходит из того, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в результате политических репрессий в размере 160000 рублей в пользу ФИО1 не имеется.
Выводы суда основываются на Законе Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", 1991 г. N 1761-1, Законодательстве Российской Федерации, а также Союза ССР, действовавших во время возникновения спорных правоотношений (1955 г.), поскольку указанные правовые акты, не предусматривают возможности взыскания морального вреда, причиненного политическими репрессиями. При этом ст.151 Гражданского кодекса РФ, применяется к отношениям, возникшим после вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ, то есть с 01 января 1995 г., и к настоящему спору не применяется.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Правительству Российской Федерации, о возмещении морального вреда в результате политических репрессий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Тыченко