Советский районный суд г. Воронежа
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Воронежа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-2581/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2010 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Степанищевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Воронежа к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа Номер обезличен (МОУ СОШ Номер обезличен ), Администрации городского округа город Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии, антитеррористического законодательства,
установил:
Прокурор Советского района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии со ст. 2 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается обязательным соблюдением гражданами и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Обязанность по выполнению требований санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений предусмотрена ст. 28 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года.
В соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка, на котором расположено общеобразовательное учреждение, должна быть ограждена забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района проверки с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, в МОУ СОШ Номер обезличен выявлено нарушение данного требования – ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме, отсутствует ограждение участка со стороны, противоположной фасаду, и слева от входа в здание школы.
Указанное нарушение выявлялось ранее Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области, о чем составлялся акт от Дата обезличена , выдавалось предписание МОУ СОШ Номер обезличен в срок до Дата обезличена оградить земельный участок территории школы, однако до настоящего времени указанный пункт не исполнен в полном объеме, что также подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования от Дата обезличена .
Как следует из объяснений директора МОУ СОШ Номер обезличен , причиной невыполнения предписания является недостаточность финансирования из бюджета городского округа город Воронеж.
Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, ослабляет антитеррористическую защищенность, которая является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного Закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ Номер обезличен , утвержденным Постановлением главы г.о.г. Воронеж №754 от 09.07.2009, учредителем указанного учреждения является администрация г.о.г. Воронеж, все имущество учреждения является муниципальной собственностью г.о.г. Воронеж, и находится в оперативном управлении учреждения.
В силу ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения несет собственник имущества, которым в данном случае является муниципальное образование г.о.г. Воронеж в лице администрации города.
Прокурор просил суд обязать МОУ СОШ Номер обезличен г. Воронежа устранить нарушения требований Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992года «Об образовании», Федерального закона Номер обезличен ФЗ от 30.03.2003 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в полном объеме установив ограждение территории участка школы. В случае недостаточности денежных средств у МОУ СОШ № 25 для выполнения требований п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать учредителя образовательного учреждения – администрацию г.о.г. Воронеж выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Воронежа Хром И.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МОУ СОШ Номер обезличен в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель ответчика администрации г.о.г. Воронеж по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что администрация г.о.г. Воронеж не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку, в соответствии со ст. 158 БК РФ, по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, в качестве представителя ответчика выступает в суде от имени муниципального образования главный распорядитель средств бюджета муниципального образования. В соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации г.о.г. Воронеж, ДФБП осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета г.о.г. Воронеж и наделено правами юридического лица. Согласно Уставу г.о.г. Воронеж, ст. 29 п.1, утверждение бюджета г.о.г. Воронеж относится к исключительной компетенции Воронежской городской Думы, в связи с чем требования прокурора в части обязать администрацию г.о.г. Воронеж выделить денежные средства не основаны на законе, поскольку выделение денежных средств происходит в соответствии с решением Воронежской городской Думы «О бюджете городского округа город Воронеж» на соответствующий год.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании, в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области была проведена плановая проверка в отношении МОУ СОШ Номер обезличен , в ходе которой, в числе других нарушений, были установлены и нарушения требований п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» – земельный участок школы не имеет полного ограждения, что нашло своё отражение в соответствующем акте л.д. 9-11).
По результатам проверки МОУ СОШ Номер обезличен было выдано предписание Номер обезличен от Дата обезличена года, в п. 1 которого указано: оградить земельный участок территории школы в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», срок исполнения – до Дата обезличена л.д. 11).
До настоящего времени указанное предписание не выполнено, что следует из Акта санитарно-эпидемиологического обследования от Дата обезличена года, где указано, что ограждение участка имеется на 2/3 л.д. 12-13).
Прокуратурой Советского района г. Воронежа 31.08.2010 года также была провдена проверка в МОУ СОШ Номер обезличен , в ходе которой установлено нарушение требования п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 – частично отсутствует ограждение со стороны, противоположной фасаду здания, и слева от входа в здание л.д. 7); получено объяснение директора учреждения, который указал в качестве причины имеющихся нарушений недостаточное финансирование из бюджета учредителя образовательного учреждения – администрации г.о.г. Воронеж л.д. 8).
Статьёй 2 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 3 Закона №52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Обязанность по выполнению санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм предусмотрена также ст. 28 вышеназванного закона №52-ФЗ.
Таким образом, МОУ СОШ Номер обезличен обязано исполнять требования п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» как составной части Российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.
Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию образовательного учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье детей.
Таким образом, требования прокурора о возложении на МОУ СОШ Номер обезличен обязанности по установке ограждения территории земельного участка школы подлежат удовлетворению.
В силу требований ст. 32 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 31 указанного закона к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Суду представлен Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа Номер обезличен , утвержденный постановлением главы г.о.г. Воронеж № 754 от 09.07.2009 г., в соответствии с п.п. 1.4 которого, учредителем МОУ СОШ Номер обезличен является администрация г.о.г. Воронеж. Согласно п. 6.10 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством РФ л.д. 15-25).
Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения несет собственник имущества.
Уставом городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы № 150-1 от 27.10.2004 г., предусмотрено, что «Органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом» (п. 4 ст. 68 Устава). Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа, составляющим муниципальную казну (п. 7 ст. 77 Устава).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в случае недостаточности денежных средств у МОУ СОШ Номер обезличен , ответственность по его обязательствам несет муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице органа местного самоуправления – администрации г.о.г. Воронеж.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителя администрации г.о.г. Воронеж о том, что надлежащим ответчиком по делу должен выступать Департамент финансово-бюджетной политики как главный распорядитель средств бюджета городского округа, т.к. это противоречит ст. 120 ГК РФ (ДФБП АГО г. Воронеж не является собственником имущества, переданного в оперативное управление МОУ СОШ Номер обезличен ), ст. 31 Закона «Об образовании» (обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к компетенции органов местного самоуправления в области образования). Несмотря на наделение ДФБП АГО г. Воронеж правами юридического лица, Департамент является структурным подразделением органа местного самоуправления – администрации городского округа город Воронеж (Решение Воронежской городской Думы от 08.07.2009 N 193-II (ред. от 16.06.2010) "О структуре администрации городского округа город Воронеж").
В связи с изложенным, суд считает, что администрация городского округа город Воронеж, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ город Воронеж, в рассматриваемом случае является надлежащим ответчиком, и на неё может быть возложена обязанность выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по установлению ограждения территории участка школы, в случае недостаточности денежных средств для этого у МОУ СОШ Номер обезличен .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Номер обезличен , расположенное по адресу: Адрес обезличен , устранить нарушения требований Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992года «Об образовании», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.2003 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», установив ограждение территории участка школы в полном объеме.
В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа Номер обезличен для выполнения требований п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать администрацию городского округа город Воронеж выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Косенко В.А.