ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2582/2021 от 23.05.2022 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-499/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кемерово «23» мая 2022 года

Рудничный районный суд города Кемерово, Кемеровской области в составе председательствующего судьи Долговой Е.В.

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем Голиковой С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Рудничного района г.Кемерово Золотаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово гражданское дело по исковому заявлению Главного Управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области к ФИО2 ФИО1 о выселении,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о признании утратившим право пользования жилым помещением, взыскании задолженности по оплате за пользование служебным жилым помещением.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои исковые требования, заявив требование о выселении ФИО2 из специализированного жилого служебного жилого помещения и взыскании задолженности по оплате за пользование служебным жилым помещением.

Свои уточненные требования истец мотивирует тем, что ФИО2 с 15.02.1999 по 31.12.2020 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Приказом ГУВД Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела внутренних дел Ленинского района города Кемерово с освобождением от должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОВД Промышленновского района.

В связи с отсутствием у ФИО2 в г. Кемерово - по новому месту службы помещений в собственности, а также по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с рапортом к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение.

Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) рапорту ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ), комиссией принято решение: предоставить ему служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, на состав семьи 3 человека (он, жена ФИО5, сын ФИО6), сроком на 2 (два) календарных года, но не более срока службы в Управлении МВД России по г. Кемерово.

На основании вышеуказанного решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации, находящееся на балансе ГУ МВД России по Кемеровской области, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, для временного проживания в нем.

Согласно пункту 2 договора найма , жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Управлении МВД России по городу Кемерово, сроком на 2 календарных года, но не более срока службы в Управлении МВД России по городу Кемерово.

ДД.ММ.ГГГГ указанное в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение передано ФИО2 по акту приема-передачи.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, является собственностью Российской Федерации, передана ГУ МВД России по Кемеровской области на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 104 Перечня жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ГУ МВД России тс Кемеровской области, включаемых в специализированный жилищный фонд с отнесением их к служебным жилым помещениям, утвержденного распоряжением МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес><адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., является служебным жилым помещением, отнесенным к специализированному жилищному фонду.

Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был зарегистрирован по месту пребывания <адрес> период с 03.06.2016 по 16.05.2018.

Приказом Отдела МВД России по Кемеровскому району от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО2 назначен на должность оперуполномоченным отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району с освобождением от должности старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска отдела полиции «Ленинский» Управления города Кемерово.

В связи с окончанием срока действия договора найма служебного жилого от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с рапортом к начальнику ГУ МВД России с Кемеровской области с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение.

Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) по рапорту ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) комиссией принято решение: предоставить ему служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> состав семьи 3 человека (он, жена ФИО5, сын ФИО6) сроком на 1 (один) календарный год, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району.

На основании вышеуказанного решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес><адрес>, для временного проживания в нем.

Согласно пункту 2 договора найма жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Отделе МВД России по Кемеровскому району, сроком на 1 календарный год, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району.

ДД.ММ.ГГГГ указанное в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение передано ФИО2 по акту приема-передачи.

В связи с окончанием срока действия договора найма служебного жилого от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с рапортом к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение.

Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) по рапорту ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) комиссией принято решение: предоставить ему служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <адрес> кв.м., расположенное по адресу: <адрес><адрес><адрес>, на состав семьи 3 человека (он, жена ФИО5, сын ФИО6) сроком на 2 (два) календарных года, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району.

На основании вышеуказанного решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.

Согласно пункту 2 договора найма жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Отделе МВД России по Кемеровскому району, сроком на 2 календарных года, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 7 договора найма , наниматель обязан при истечении срока действия настоящего договора, переводе к новому месту службы, а также при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, наниматель и члены его семьи подлежат выселению в установленном порядке.

Подпунктом 1 пункта 17 договора найма установлено, что настоящий договор подлежит расторжению по требованию наймодателя в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев.

Согласно подпункту 1 пункта 18 договора найма настоящий договор расторгается в случае увольнения сотрудника.

Пунктом 20 договора найма установлено, что в случае расторжения или прекращения настоящего договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был зарегистрирован по адресу пребывания <адрес><адрес> период с 10.03.2020 по 04.09.2021. Также согласно справке ООО «УК Красная горка» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания временно <адрес>, на 29.11.2021 (без учета ноября 2021 года и пени) имел задолженность за жилье, за коммунальные услуги 3101,37 рублей.

Согласно информации врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области полковника внутренней службы ФИО7 задолженность за наем служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, наниматель ФИО2, по состоянию на 31.12.2021 составляла 6200,67 руб. (более 12 месяцев). На момент окончания действия договора найма (ДД.ММ.ГГГГ) задолженность составляла 4276,78руб. (более 8 месяцев).

Приказом Отдела МВД России по Кемеровскому району от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО2, старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району, уволен со службы в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о ведении претензионной работы, связанной с неисполнением обязанностей нанимателя жилого помещения: направить в адрес ФИО2 уведомление о необходимости освобождения служебного жилого помещения в срок до 10.10.2021, оплате задолженности в размере 4757,5б руб. (что составляет 10 месяцев) в срок до 01.10.2021.

Комиссией приняты во внимание следующие обстоятельства: выслуга лет ФИО2 в календарном исчислении составляет 23 года 09 месяцев 18 дней; на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО2 не состоит.

Копия протокола ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ вручена ФИО5 под роспись.

В силу положений подпункта 1 пункта 18 договора найма договор является расторгнутым.

Однако, в нарушение подпункта 12 пункта 7, пункта 20 договора найма решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ наниматель ФИО2 не освободил жилое помещение, в связи с чем подлежит выселению без предоставления ему другого жилого помещения.

В соответствии с пунктом 12 инструкции по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной приказом МВД России от 06.05.2012 № 490, действие договора найма устанавливается подразделением системы МВД России, на балансе которого находится жилое помещение, на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника (гражданского служащего, работника).

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской грации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

В соответствии с пунктом 24 Типового положения наниматель обязан освободить и сдать 3-месячный срок служебное жилое помещение при увольнении со службы (с военной службы), по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм в их системном единстве следует, что условием сохранения за бывшим сотрудником органов внутренних дел права пользования предоставленным ему служебным жилым помещением, а равно его выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако ответчик не состоял на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы, с заявлением о постановке на учет в целях признания его нуждающимся в жилом помещении к работодателю не обращался. Таким образом, ФИО2 не обладает статусом нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения.

На основании вышеизложенного, истец просил выселить ФИО2 из специализированного жилого фонда - служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, без предоставления других жилых помещений; взыскать с ФИО2 в пользу ГУ МВД России по Кемеровской области задолженность по оплате за пользование служебным жилым помещением по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1681,64 рубль.

В судебном заседании представитель истца ГУ МВД России по Кемеровской области – ФИО3, действующий на основании доверенности №Д-1/86 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 14), исковые требования в части взыскания с ответчика задолженности по оплате за пользование служебным жилым помещением по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1681,64 руб. не поддержал, в связи с тем, что в настоящее время задолженность ответчиком погашена в полном объеме. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, просил выселить ФИО2 из специализированного жилого помещения, без предоставления других жилых помещений.

В судебном заседании ответчик ФИО2 просил в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 - ФИО4, действующий на основании доверенности <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.44), возражал против удовлетворения исковых требований, согласно доводам, изложенным в письменных пояснениях (т.3 л.д.213-214), просил отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании помощник прокурора считала, что требования удовлетворению не подлежат. Позиция прокурора отражена в письменном заключении, предоставленном по делу.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит исковое требование не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно статье 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населённом пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.

Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.

Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передана на праве оперативного управления Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д. 85-86).

Распоряжением МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении жилых помещений, закреплённых на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Кемеровской области, к специализированному жилищному фонду» указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению (т.1 л.д. 74-84).

Спорное жилое помещение находится в государственной собственности, относится к жилищному фонду органов внутренних дел, в связи с чем Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ, утвержденное постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит применению.

Согласно выписке из протокола -с заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению майора полиции ФИО2 (т.1 л.д.63-68), старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска отдела полиции «Ленинский» Управления МВД России по г. Кемерово (место дислокации г.Кемерово) о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссией принято решение о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО2 с семьей в составе трех человек: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (т.1 л.д.70, т.3 л.д. 43-46).

Распоряжением начальника ГУ МВД России по Кемеровской области -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение жилищно-бытовой комиссии -с от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.71).

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, по рапорту майора полиции ФИО2 (т.1 л.д.63-68), старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска отдела полиции «Ленинский» Управления МВД России по г.Кемерово (место дислокации г.Кемерово) по вопросу предоставления служебного жилого помещения по месту прохождения службы, комиссией принято решение о предоставлении ему служебного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на состав семьи 3 человека: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и заключении с ним договора найма служебного жилого помещения сроком на 2 календарных года, но не более срока службы в Управлении МВД России по г.Кемерово (т.1 л.д.107-108).

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации, находящееся на балансе ГУ МВД России по Кемеровской области, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 102-105).

Согласно пункту 2 договора найма, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Управлении МВД России по г. Кемерово, сроком на 2 календарных года, но не более срока службы в Управлении МВД России по г. Кемерово.

ДД.ММ.ГГГГ указанное в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение передано ФИО2 по акту приема-передачи (т.1 л.д. 106).

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, по рапорту майора полиции ФИО2 (т.1 л.д. 192-195), старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району по вопросу предоставления служебного жилого помещения по месту прохождения службы, комиссией принято решение о предоставлении ему служебного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес><адрес> на состав семьи 3 человека: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сроком на 1 год, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району (т.1 л.д.114-115).

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации, находящееся на балансе ГУ МВД России по Кемеровской области, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 109-112).

Согласно пункту 2 договора найма, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Отделе МВД России по Кемеровскому району, сроком на 1 календарный год, но не более срока службы в Отделе МВД России по Кемеровскому району.

ДД.ММ.ГГГГ указанное в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение передано ФИО2 по акту приема-передачи (т.1 л.д. 113).

В связи с окончанием срока действия договора найма служебного жилого от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с рапортом к начальнику ГУ МВД России с Кемеровской области с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение (т.2 л.д. 3-5).

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, по рапорту майора полиции ФИО2, старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району по вопросу предоставления служебного жилого помещения по месту прохождения службы, комиссией принято решение о предоставлении ему служебного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на состав семьи 3 человека: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сроком на 2 года, но не более срока службы в Отделе МВД России по <адрес> (т.1 л.д.121).

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления между ГУ МВД России по Кемеровской области и гражданином ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым ФИО2 передано во владение и пользование жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, находящееся на балансе ГУ МВД России по Кемеровской области, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 109-112).

Согласно пункту 2 договора найма, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы ФИО2 в Отделе МВД России по Кемеровскому району, сроком на 2 календарных года, но не более срока службы в Отделе МВД России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанное в договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение передано ФИО2 по акту приема-передачи (т.1 л.д. 120).

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, по рапорту майора полиции ФИО2, старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району о внесении изменений в учетное дело по составу семьи в связи с рождением дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., комиссией постановлено: внести изменения в учетное дело ФИО2 по составу семьи и считать его очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (т.1 л.д.72).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.69).

Согласно выписке из приказа Отдела МВД России по Кемеровскому району от ДД.ММ.ГГГГ майор полиции ФИО2 (Б-349361), старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Кемеровскому району, по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) уволен со службы в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ; при этом его выслуга лет на день увольнения согласно приказу об увольнении составила в календарном исчислении 23 года 09 месяца 18 дней, в льготном исчислении не имеет. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия составляет 23 года 09 месяцев 18 дней (т.1 л.д. 98). Указанное обстоятельство также подтверждается справкой ОМВД России по Кемеровскому муниципальному округу о замещаемых должностях в период службы в органах внутренних дел майора полиции ФИО2 (т.1 л.д. 98-99).

Из поквартирной карточки и справки ООО «УК Красная горка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 был зарегистрирован по адресу пребывания <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 94-95).

Из письма начальника ГУ МВД России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.12.2021 имеется задолженность по оплате за наем служебного жилого помещения в размере 5719 рублей, образовавшаяся в период с сентября 2019 по ноябрь 2021 (т.1 л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика ФИО2 направлялось уведомление о расторжении договора найма служебного жилого помещения, освобождение занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и оплате задолженности за пользование жилым помещением в срок до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9).

По сведениям УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области отдела адресно-справочной работы ФИО2 зарегистрирован с 02.10.2012 по месту жительства: <адрес> (т.1 л.д. 18).

Из справки ГУ МВД России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пенсионер МВД России майор полиции в отставке ФИО2 состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 62).

Согласно ответу Комитета по жилищным вопросам Администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, договор социального найма с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не заключался. Семья ФИО2 (жена ФИО5, сын ФИО6) по ходатайству начальника УВД г.Кемерово в 2010 году была вселена, с разрешения администрации города, в жилое помещение по адресу: <адрес>, в 2014 году с ними был заключен договор краткосрочного найма. Последний договор краткосрочного найма на указанное жилое помещение был заключен с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение освободили. ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Кемерово не состоит, с заявлением о принятии на указанный учет в администрацию города не обращался (т.2 л.д. 55).

На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Порядок предоставления указанного жилого помещения сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, регламентирован в статье 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897 (в ред. от 01.10.2004 с изм. от 16.03.2013) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897 (в ред. от 01.10.2004 с изм. от 16.03.2013), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьёй 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.

Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных по сравнению со статьёй 103 ЖК РФ льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.

Как предусмотрено ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3.2. ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежит выселению из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона или единовременной социальной выплаты гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (решение от 1 октября 1993 года N 81-р; Определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации, указывает, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-11; определения от 18 января 2005 года N 7-0, от 29 января 2015 года N 211-О и др.).

Данный подход обусловлен необходимостью достижения соразмерности при соблюдении интересов общества и условий защиты основных прав личности, т.е. баланса конституционно защищаемых ценностей, а потому вопрос придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения, требует дифференцированного подхода, обеспечивающего сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1539-0).

Правоотношения по пользованию спорного жилого помещения возникли до принятия п. 3.2. ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с момента выхода на пенсию ответчика, то есть за год до принятия указанного закона.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам (п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах ", п. 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

Соответственно, действующее право в качестве основного критерия применения той или иной нормы к договорным отношениям сторон устанавливает действие нормы, а не отсутствие знания о будущих изменениях закона, возможность полагаться на действующее регулирование или наличие (отсутствие) разумных ожиданий, основанных на том, что закон не будет изменен в будущем.

Положения, предусмотренные ст. 4 ГК РФ и ст. 422 ГК РФ, допускают в качестве исключения из общего правила, применимого к договорным отношениям, прямое указание законодателя на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям. При этом даже в случае прямого указания закона на его немедленное применение или применение с обратной силой необходимо учитывать правовую позицию о недопустимости лишения прав в результате такого применения, высказанную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 3-11.

Из указанного следует, что ответчик при выходе на пенсию не должен был предполагать, что в будущем измениться срок службы в правоохранительных органах, который не позволит его выселить из служебного жилого помещения, а должен был руководствоваться той нормой права, которая действовала в момент возникновения правоотношений, в момент его выхода на пенсию.

Более того, указанный п. 28 Типового положения, до настоящего момента является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьёй 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем новый закон, который был принят через год после возникновения правоотношений по пользованию спорным жилым помещением в данном случае не применим в силу ст. 4 ГК РФ.

Судом установлено, что ФИО2 согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО по принятию сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2 с семьей в составе трех человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, присвоен уникальный номер (л.д. 42). Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по КО от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в учетное дело ФИО2 по составу семьи из четырех человек: он, жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (т.1 л.д.72).

По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах ФИО2, ФИО6 и ФИО6, ФИО5 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества в период с 19.11.1998 по 02.02.2022 на территории Росреестра по Кемеровской области (т.1 л.д. 46, 50, 54, т. 2 л.д. 61-62).

Таким образом, судом установлено, что ответчик ФИО2 является нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения и состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения путем предоставления единовременной социальной выплаты в приобретении жилого помещения.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Поскольку выслуга лет ФИО2 на момент увольнения, по состоянию на 31.12.2020, составляет в календарном исчислении 23 года 09 месяцев 18 дней, соответственно в силу положений пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, действующего на момент возникновения правоотношений по пользованию спорного жилого помещения, ФИО2, имеющий выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, совместно с членами семьи, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.

Кроме того судом установлено, что на сегодняшний день задолженность ответчика по оплате за пользование служебным жилым помещением по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ погашена в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами (т.3 л.д. 198-199), в связи с чем отсутствуют законные основания для взыскания с ФИО2 оплаченной уже задолженности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца к ответчику не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая заявленные требования ответчика о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

В соответствии с п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В обосновании заявленных требований в материалы дела представлен договор оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.215-216), акт об оказании услуг (т.3 л.д.217), а также расписка о получении денег на сумму 50000 рублей (т.3 л.д.218).

Учитывая степень сложности настоящего гражданского дела, количество судебных заседаний по данному делу, объема оказанной представителем правовой помощи, суд считает, что заявленный ответчиком размер расходов на оплату услуг представителя в размере 50000 рублей не соответствует критериям разумности и справедливости, в связи с чем, требование ответчика подлежит удовлетворению частично, в размере 25000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Главного Управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области к ФИО2 ФИО1 о выселении, отказать.

Взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области судебные расходы на услуги представителя в размере 25000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления 30.05.2022 года мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г. Кемерово.

Председательствующий: