Гражданское
дело №2-2584/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.,
при секретаре Акентьевой К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком
23 сентября 2013 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ШЛП о признании незаконными действий ООО «Менеджер плюс» по навязыванию дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета, оплаты опломбировки в местах установки индивидуальных приборов учета к внутридомовым сетям при вводе их в эксплуатацию
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд о признании незаконными действий ООО «Менеджер плюс» по навязыванию ШЛП дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета, оплаты опломбировки в местах установки индивидуальных приборов учета к внутридомовым сетям при вводе их в эксплуатацию. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ШЛП оплатила в кассу ООО «Менеджер плюс» 92 рубля за опломбировку индивидуального прибора учета электрической энергии, а также 244 рубля за опломбировку индивидуальных приборов учета воды. Услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета оказывались ООО «Менеджер плюс» на основании п. <дата> договора от <дата>. <номер> на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, заключенного с ОАО «УЕЗ ЖКУ <адрес>». Проверка показала, что опломбирование индивидуальных приборов учета не входит в перечень предоставляемых гражданам платных коммунальных услуг, пломбы ставятся исключительно в целях пресечения несанкционированного вмешательства в работу таких приборов учета, в чем заинтересован непосредственно исполнитель коммунальных услуг для учета поставляемых ресурсов потребителям. В соответствии с законом от 28.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственники жилых помещений обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену. Требуя оплату работ по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию узла учета ООО «Менеджер плюс» фактически требует производить оплату за опломбирование индивидуального прибора учета, тем самым навязывает дополнительную платную услугу, что нарушает требования законодательства о защите прав потребителей. В связи с тем, что ШЛП инвалидом 2 группы, а также в силу возраста не может самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав и представлять свои интересы в суде, прокурор <адрес>, действуя в интересах ШЛП просит признать незаконными действия ООО «Менеджер плюс» по навязыванию ШЛП дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета, оплаты опломбировки в местах установки индивидуальных приборов учета к внутридомовым сетям при вводе их в эксплуатацию, взыскать с ООО «Менеджер плюс» в пользу ШЛП сумму в размере 336 рублей, уплаченную за пломбировку индивидуальных приборов учета.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ПВВ заявленные требования поддержал.
В судебном заседании ШЛП требования прокурора поддержала в полном объеме. Просила взыскать с ООО «Менеджер плюс» в ее пользу сумму в размере 336 рублей, уплаченную за пломбировку индивидуальных приборов учета.
Представитель ответчика ООО «Менеджер плюс» КЕВ, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что действительно, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. <номер> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» не предусмотрено требование об установке пломб за счет граждан-потребителей. Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Поскольку индивидуальные приборы учета не относятся к общему имуществу в многоквартирном доме и в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения стоимость по опломбировке индивидуальных приборов учета не включается, следовательно, оказание потребителям услуг по опломбировке приборов учета является самостоятельным видом деятельности, не относящимся к деятельности по управлению многоквартирным домом. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию выполняется на основании заявки собственника жилого помещения, поданной в обслуживающую организацию. Считает, что установка пломбы является необходимым действием при вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию. При выполнении работ по пломбировке обслуживающая организация ООО «Менеджер плюс» затрачивает определенные средства. Кроме того, данная услуга не предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а значит должна быть оплачена сверх платы за содержание и ремонт жилого помещения, поскольку ООО «Менеджер плюс», как коммерческая организация, не вправе оказывать бесплатные услуги.
Представитель третьего лица ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг <адрес>» КЕВ, действующая на основании доверенности, считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: товариществом собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, управляющей организацией или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от <дата> № 354.
Согласно пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от <дата> № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В силу пп. а п.17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Пункт 2 статьи 548 ГК РФ устанавливает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пункт 2 статьи 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам этот вопрос не разрешен, обеспечение надлежащего технического состояние приборов учета потребления возложена на ресурсоснабжающую организацию Гражданским кодексом Российской федерации.
Судом установлено, что в соответствии с договором <номер> от <дата>. на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда управляющая организация ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг <адрес>» поручила ООО «Менеджер плюс» выполнять работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, в частности ООО «Менеджер плюс» приняло на себя обязательства по проведению работ по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.44-58). В соответствии с п. <дата> указанного договора ООО «Менеджер плюс» приняло на себя обязательство при обращении граждан производить опломбировку индивидуальных приборов учета с составлением акта ввода в эксплуатацию.
ШЛП в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>, установила за свой счет приборы учета холодной, горячей воды и электроэнергии. Работы по приемке в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также прибора учета электроэнергии (опломбирование) были произведены ООО «Менеджер плюс», что подтверждается актом ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды (л.д.8,9), актом ввода в эксплуатацию поквартирного электрического счетчика (л.д.10).
Стоимость услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения составила 244 рубля, прибора учета электроэнергии – 92 рубля, что подтверждается квитанциями (л.д.12, 23).
Стоимость услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии внесена истцом непосредственно ответчику ООО «Менеджер плюс».
Судом установлено, что ответчиком ООО «Менеджер плюс» плата за оказание услуг по пломбировке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения осуществлялась ответчиком ООО «Менеджер плюс» по цене утвержденной приказами управляющей организации ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг <адрес>», в соответствии с которыми руководителям подрядных организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилья, также поручено обеспечить прием, опломбирование и учет документов по опломбированию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды собственникам и нанимателям жилых помещений (л.д.36,37,40,41).
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от <дата> № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п.4 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, притом, что к сфере таких интересов, безусловно, относится возможность исчисления платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета.
В соответствии с пп. з п. 33 Правил потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности.
В соответствии с пп. у. п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от <дата> № 354, исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 42. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от <дата> № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пп. г п. 35 указанных Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
При этом, указанные Правила не содержат требований об установке пломб на приборах учета и в местах их подключения (крепления) за счет граждан-потребителей.
Таким образом, указанные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не предписывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета не определен ни одним нормативно-правовым актом.
Кроме того, платность такой услуги для потребителя не следует из ч.2,4 ст. 154 ЖК РФ.
Пункт 36 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> устанавливающий, что оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, не применим к правоотношениям, где в качестве абонента выступает гражданин-потребитель, поскольку согласно п. 3 данных Правил определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными Правилами абонентами признаются юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
При этом бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счет средств собственника.
Из изложенного следует, что законодатель установил разные правила предоставления коммунальных услуг для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, и граждан, проживающих в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. И если на первых прямо возложены все расходы по оборудованию узла учета и его эксплуатации, то на вторых такой обязанности не возложено.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от <дата> <номер> предусмотрена обязанность исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, принимать оплату за потребленные коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а п. 2 ст. 543 ГК РФ предусмотрено, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до <дата>г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды, тепловой и электрической энергии в многоквартирном доме и индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.
В случае, если потребитель осуществляет установку прибора посредством заключения договора с управляющей компанией, то их взаимоотношения регулируются согласно Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской федерации от 07.04.2010г. № 149. Данный порядок возлагает на управляющие компании, в рамках договоров на установку (замену) и на эксплуатацию, осуществлять проверку наличия технической возможности, установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. При этом, действия по опломбированию приборов учета не являются самостоятельной услугой.
Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010г. № 149, не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и федеральному закону от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, суд приходит к выводу, что плата за пломбировку потребителем индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения и электроэнергии не обусловлена требованиями действующего законодательства.
Кроме того, в пункте 5 статьи 20 Федерального закона от <дата>г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в силу с <дата>, предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и электроэнергии, включающее их опломбирование, ответчик, по поручению управляющей организации, производит в силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ для исполнения обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации права на контроль за их использованием, следовательно на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий.
Именно на управляющей организации лежит обязанность по предоставлению гражданам-потребителям коммунальных услуг и обеспечению соблюдения их прав на оплату с учетом индивидуального прибора учета, а, следовательно, и обязанность по бесплатному опломбированию приборов учета воды и электроэнергии в квартире ШЛП
При этом, доводы представителя ответчика о том, что тариф по опломбировке индивидуальных приборов учета горячего, холодного водоснабжения и электроэнергии не включены в тариф на содержание и текущий, не может повлечь за собой, в силу вышеуказанного, возникновение у потребителей, выступающих экономически слабой стороной отношений, обязанности вносить ответчику оплату за опломбировку счетчиков холодной, горячей воды и электроэнергии.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч.1 ст. 16 Закона Российской Федерации от <дата> <номер> «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В норме ст. 43 Закона Российской Федерации от <дата> <номер> «О защите прав потребителей» предусмотрено, что за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из видов гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков, что предусмотрено ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
С учетом изложенного, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Менеджер плюс», выразившиеся в навязывании ШЛП дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии, оплаты за их опломбировку в местах установки индивидуальных приборов учета к внутридомовым сетям, при вводе их в эксплуатацию.
Взыскать с ООО «Менеджер плюс» в пользу ШЛП сумму 336 рублей, уплаченную за пломбировку индивидуальных приборов учета холодного, горячего водоснабжения и электроэнергии.
Взыскать с ООО «Менеджер плюс» государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход местного бюджета, от уплаты которой истец был освобожден.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: С.Б. Латушкина
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2013г.
Согласовано
Верно.
Судья: С.Б. Латушкина