ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2585/19 от 20.11.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2019 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Егиазарян А.Ф.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 ФИО2, действующей на основании доверенности от ** ** **** с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по ** ** **** ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2585/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что на основании договора №014/15-МУ7 (УИ) от 30.09.2015 о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является приемным родителем Г.Д.Р.** ** **** года рождения. В период с 25.07.2019г. по 14.08.2019г. она вместе с опекаемой Г.Д.Р. находилась на отдыхе в г.Саратов. Ею были приобретены билеты по маршруту Братск-ФИО3 на сумму 28222,0 рублей. Стоимость билетов на обратный путь ФИО4-Братск составила 35044,0 рублей. 19.08.2019г. она обратилась в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 с заявлением об оплате проезда. Решением от 20.09.2019г. №02-2821/2019 в оплате проезда ей было отказано. Просит суд признать незаконным решение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в полном объеме; взыскать в ее пользу компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 63266,0 рублей по маршруту Братск-ФИО3-Москва-Братск.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме с учетом доводов, изложенных в исковом заявлении. Пояснила, что является пенсионеркой и ранее, до заключения договора о приемной семье пользовалась правом на оплату проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда, как неработающий пенсионер. Однако, при устном обращении по вопросу компенсации расходов, понесенных в связи с проездом к месту отдыха и обратно в этом году в Управлении пенсионного фонда у нее даже документы не стали принимать, разъяснив, что она является работающим пенсионером по договору о приемной семье. Полагала, что именно ответчик должен в таком случае компенсировать понесенные ею расходы на оплату своего проезда, а также находящейся на ее иждивении и являющееся членом ее семьи <данные изъяты> - Г.Д.Р., ** ** **** года рождения.

Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 ФИО2 пояснила, что орган опеки не является работодателем истца, трудовой договор и трудовое соглашение с ней не заключались, в штате управления она не состоит. ФИО1 является неработающим пенсионером. С ней заключен договор о приемной семье, по которому истец является опекуном несовершеннолетнего ребенка. Полагала, что расходы на проезд к месту отдыха и обратно в данном случае должны быть предъявлены к органу Пенсионного фонда.

Выслушав стороны, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области №7 от 30.09.2015 №124/15МУ (У-И) над несовершеннолетней Г.Д.Р.., ** ** **** года рождения, установлена опека ФИО1 возмездно по договору о приемной семье.

30.09.2015 между Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (Орган опеки и попечительства) и ФИО1 (приемный родитель) заключен договор № 014/15МУ7 (У-И), согласно которого орган опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает в приемную семью, которой признается попечительство над ребенком на основании договора о приемной семье (л.д. 25-27).

Согласно разделу 5 договора № 014/15МУ7 (У-И) от 30.09.2015 о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, предусмотрена оплата приемного родителя, которая составляет 3125 рублей в месяц. Размер вознаграждения приемному родителю определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством.

Согласно пункта 7 вышеназванного договора, договор заключен сроком по 27.05.2023 года и вступает в силу с момента подписания.

Согласно положениям Закона Иркутской области от 07.12.2009 № 92/58-оз «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 18.11.2009 № 16/21-ЗС) вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере 3 250 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка (ч. 1). Размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством (ч. 3). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, установленный частью 1 настоящей статьи, подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен в Иркутской области за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется нормативным правовым актом Правительства Иркутской области (ч. 4).

Полномочия по выплате указанного вознаграждения возложены на Учреждение социального развития, опеки и попечительства согласно п.п. 3 и 6 Положения об организации выплаты вознаграждения, причитающегося приемным родителям, в Иркутской области, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 29.01.2015 N 5-мпр.

В 2015 году в министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произошла реорганизация. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 апреля 2015 года № 197-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-ПП» управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району было присоединено к управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску, которое переименовано в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и, попечительства Иркутской области № 7(далее - Межрайонное управление № 7). Отдел опеки и попечительства граждан по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району является структурным подразделением Межрайонного управления № 7.

В соответствии с ч. 2 ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Из вышеизложенных норм федерального и регионального законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.

В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации – указано на суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 и статьей 422 НК РФ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Вознаграждение приемным родителям не относится к видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу.

Между тем в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, пунктом 1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Таким образом, государством гарантировано право на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно из средств Пенсионного фонда Российской Федерации исключительно неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера.Поскольку приемный родитель, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, выполняет оплачиваемую работу, то в силу вышеизложенного он не может являться получателем указанной компенсации расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В июле 2019 года ФИО1 выезжала на отдых вместе с подопечной Г.Д.Р. в г. Саратов.

За компенсацией фактически произведенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно ФИО1 обратилась в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7.

Ответчик, рассмотрев обращение ФИО1, письмом № 02-2821/19 от 20.09.2019 уведомил истца об отказе в выплате компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно, полагая, что воспитание ребенка в рамках договора о приемной семье не является осуществлением трудовой деятельности в смысле, придаваемом этому понятию законодательством о предоставлении гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера.

Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии со статьей 33 указанного Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

В силу части первой статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК РФ, Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Согласно пункту 5 статьи 325 ТК РФ, порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455, установлено, что работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

Пунктом 5 указанных правил установлено, что расходы, подлежащие компенсации включают оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда, в том числе:

воздушным транспортом - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска указанного работника и (или) обратно к месту постоянного жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту использования отпуска либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту использования отпуска и (или) обратно.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Истец полагает, что в силу возникших на основании договора о приемной семье отношений с органом опеки и попечительства, имеет право, как работник организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на оплату проезда к месту отдыха и обратно раз в два года на себя и несовершеннолетнего члена своей семьи.

Поскольку приемный родитель ФИО1, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, выполняет оплачиваемую работу, то в силу вышеизложенного она является получателем указанной компенсации расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно за счет средств работодателя - Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7.

В связи с чем ФИО1 как работающее лицо имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно, предусмотренной ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» за счет средств работодателя.

Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным ответчиком основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права работающих пенсионеров.

Статьями 37 и 39 Конституции РФ, установлены гарантии права человека и гражданина на социальное обеспечение.

При определении общего размера расходов, понесенных истцом на свой проезд и проезд приемного ребенка к месту своего отдыха и обратно суд исходит из следующего.

Так, в ходе судебного разбирательства исследованы проездные документы, подтверждающие фактическое следование истца и опекаемой Г.Д.Р. по маршруту Братск-ФИО3, ФИО4-Братск и расходы на оплату этого проезда, а именно:

- посадочными талонами №138, №139, №38, №39, №55, №56, №85, №86, маршрутной квитанцией по маршруту следования Братск-Москва, ФИО3, ФИО4, Москва-Братск воздушным транспортом, датой отправления 25.07.2019, с указанием ФИО истца и опекаемой ФИО5, серии и номера паспорта, стоимостью 63266,0 рублей;

Совокупность персональных данных о пассажире, указанных в проездных документах позволяют идентифицировать принадлежность перечисленных выше проездных документов истцу ФИО1

Факт нахождения истца и опекаемой Г.Д.Р. в месте проведения отдыха город Саратов, маршрут следования Братск-ФИО3, ФИО4-Братск, а также факт личного несения истцом расходов на проезд в ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспорен, у суда сомнений не вызывает.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также об иной стоимости проезда суду не представлено. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих о принадлежности указанных проездных документов иному лицу.

Таким образом, истец доказала размер фактически понесенных ею расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Братск-ФИО3, ФИО4-Братск, которые составили 63 266,00 рублей.

То обстоятельство, что несовершеннолетняя Г.Д.Р. является членом семьи ФИО1 и находится у нее на иждивении стороной ответчика не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и у суда сомнений не вызывает.

Учитывая изложенное, общий размер понесенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно истца ФИО1 и опекаемой ею несовершеннолетней ФИО5 составил 63266,00 рублей.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истицей заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 2397 рублей 98 копеек (2097,98 = (63266-20000)*3%+800) рублей по требованию имущественного характера и 300 рублей - по требованию неимущественного характера).

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 от 20.09.2019 №02-2821/19 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 63266 рублей 00 копеек.

Взыскать с Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу бюджета г. Усть-Илимска государственную пошлину в размере 2397 рублей 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.М. Курахтанова

Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2019

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2019