№ 2-2585/2021
26RS0002-01-2021-002946-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре судебного заседания Нестеренко Е.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Грачевского района Ставропольского края, действующего в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Прокурор Грачевского района Ставропольского края, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с имеющими на территории Ставропольского края фактами нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой района регулярно проводятся проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, при проверке факта обеспеченности жильем ФИО1, <номер обезличен> года рождения, являющейся <...>, сведения о которой предоставлены в Министерство образования Ставропольского края и в последующем в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, органом опеки и попечительства отдела образования администрации Грачевского района, для реализации законного права на обеспечение жильем, установлено, что <номер обезличен> года у ФИО2 и ФИО3 в с. Грачевка родилась дочь ФИО1
В период несовершеннолетия ФИО1 на основании решения Грачевского районного суда от 19.04.2012 ее отец ФИО2 лишен родительских прав, а на основании решения Грачевского районного суда от 28.08.2014 лишена родительских прав ее мать ФИО3
Согласно постановлению администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края от 14.02.2012 № 79 над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО4
При этом, ФИО1 поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
В связи с этим по своему статусу ФИО1 является социальным сиротой.
Также проверкой установлено, что ФИО1 состоит как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на территории Грачевского района.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или собственником жилого помещения не является.
Согласно информации Министерства образования края от 29.09.2017 ФИО1, <номер обезличен> года рождения включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с направлением данных в министерство имущественных отношений Ставропольского края для реализации права на жилищное обеспечение.
При этом по настоящее время ответчиком - министерством имущественных отношений Ставропольского края, выступающим в роли уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом края и в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма, должных мер по обеспечению жилым помещением ФИО1 не предпринимается, чем нарушаются ее законные права.
Таким образом, ФИО1 в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны ответчика жилым помещением в силу закона, что последним не реализовано, чем также нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.
Просит суд обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптева Е.В., в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, уважительных причин своей не явки суду не представила.
Представитель ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Представитель третьего лица министерство образования Ставропольского края, действующая по доверенности ФИО5, в судебном заседании суду пояснила, что ФИО1 включена министерством в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями приказом от 2017 года по Граческому району Ставропольского края. Просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица орган опеки и попечительства администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На территории Ставропольского края действует Закон Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз строительство и приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления имуществом Ставропольского края - министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Иск прокурора заявлен в интересах ФИО1, <номер обезличен> года рождения.
Согласно свидетельству о рождении II-ДН № <номер обезличен> ФИО1, <номер обезличен> года рождения, в графе мать указана ФИО3, в графе отец указан ФИО2 (л.д. 14).
Постановлением администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края № 79 от 14.02.2012 года несовершеннолетней ФИО1, <номер обезличен> года рождения установлен опекун ФИО4, <номер обезличен> года рождения (л.д. 26).
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 19.04.2012 года исковые требования прокурора Грачевского района в защиту прав интересов несовершеннолетней ФИО1 к ФИО2 о лишении родительских прав, удовлетворены в полном объеме (л.д. 15-20).
Суд лишил ФИО2, <номер обезличен> года рождения родительских прав в отношении дочери ФИО1, <номер обезличен> года рождения. Передал несовершеннолетнюю ФИО1 на попечение ФИО4
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 28.08.2014 года исковые требования прокурора Грачевского района, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних ФИО6 и ФИО1 к ФИО3 о лишении родительских прав, удовлетворены в полном объеме (л.д. 21-25).
Суд лишил родительских прав ФИО3, <номер обезличен> года рождения в отношении ее несовершеннолетних детей – ФИО6, <номер обезличен> года рождения и ФИО1, <номер обезличен> года рождения. Также суд передал несовершеннолетних ФИО6, ФИО1 на воспитание ФИО4
25 августа 2017 года ФИО1 обратилась в министерство образования и молодежной политики Ставропольского края с заявлением о включении ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2017 года (л.д. 13).
Согласно письму министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 29.09.2017 года ФИО1 включена в сводный список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 9-10).
Согласно уведомлению ЕГРН от 08.08.2017 года, ФИО1 собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен (л.д. 27).
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что ФИО1 относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции ФЗ 29.02.2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения решение о предоставлении специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края при наличии в соответствующем муниципальном образовании Ставропольского края незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края. Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия.
Частью 2 ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, т.е. не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Включение ФИО1 в список лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, по смыслу закона не означает наличие очередности.
Исходя из содержания п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предоставление жилых помещений по договорам найма указанной категории лиц не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, времени постановки на учет, соблюдение порядка очередности. Жилые помещений предоставляются лицам, указанных в абзаце 1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, что само по себе является достаточным основанием для возникновения у указанной категории лиц данного права.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Грачевского района Ставропольского края, действующего в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Грачевского района Ставропольского края, действующего в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений, – удовлетворить.
Обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1, <номер обезличен> года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 июня 2021 года.
Судья О.В. Савина