Дело № 2-2586/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский районный суд города Сочи «10» июня 2021 года
Краснодарского края в составе:
председательствующего Шепилова С.В.,
при секретаре Вартикян Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к ФИО1 об устранении нарушений земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд иском к ФИО1 об устранении нарушений земельного законодательства.
В обоснование заявленных требований указала, что руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с постановлением администрации г. Сочи № 2072 от 17.12.2019 г. «Об образовании городской межведомственной комиссии по мобилизации доходов в бюджет города Сочи» сотрудниками администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи осуществляется мониторинговые мероприятия гостиниц и иных средств размещения, на предмет исполнения действующего законодательства. В ходе вышеуказанных мероприятий, на территории Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, проведено обследование объекта земельных отношений: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> В результате осмотра объекта земельных отношений установлено. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 347 кв. м, категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки», расположен по адресу: <адрес> Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. № № земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО1. На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом, количество этажей: 5. В ходе визуального осмотра установлено, что на вышеуказанном объекте недвижимости расположена ориентирующая вывеска отель «Надежда». Таким образом, в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки» используется не в соответствии с разрешённым видом использования путем размещения объекта коммерческой деятельности, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования). Действующее земельное законодательство устанавливает различный правовой режим использования земельных участков в зависимости от его принадлежности к категории земель и вида разрешенного использования. В муниципальном образовании город-курорт Сочи действуют Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее - Правила), утвержденные Решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексам Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и иными нормативно-правовыми актами. В соответствии с ч. 1.3 Правил порядок использования земель города Сочи определяется в соответствии с зонированием его территории, отображенным на Карте градостроительного зонирования. В соответствии с ним территория города Сочи разделена на территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, для каждой из которых настоящими Правилами установлен градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет правовой режим земельных участков. Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам. В соответствии с п. 3 ч. 1.3 Правил, положения и требования градостроительных регламентов, обязательны для соблюдения. Таким образом, установлено нарушение ответчиком правового режима использования земельного участка с кадастровым номером №, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, градостроительного регламента и других нормативных правовых актов. Для соблюдения действующего законодательства необходимо было использовать земельный участок в соответствии документировано-оформленным и учтённым в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования либо оформить в установленном порядке изменение вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Таким образом, лицо должно было своевременно предпринять все необходимые меры по оформлению изменения существующего вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Однако, ответчиком не были предприняты указанные меры. Также, отсутствуют доказательства, объективно препятствующие исполнить требования законодательства. Противоправность и существенная угроза охраняемым законом правоотношениям заключается в нарушении правового режима использования земельного участка ответчиком, пренебрежительным отношении к выполнению обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, требований охраны земель, закрепленных в ст. 1, 7 и 42 Земельного кодекса РФ, Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи и градостроительном регламенте. Указанными действиями ответчиком грубо нарушены права и интересы муниципального образования город-курорт Сочи. Просит признать незаконным использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки». Обязать ФИО1 в месячный срок с момента вступления решения в законную силу оформить в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г<адрес>, с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки» в соответствии с фактическим его использованием..
Представители Администрации г. Сочи в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались путем направления судебной корреспонденции, о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении дела не поступило.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещалась путем направления судебной корреспонденции, о причинах неявки суду не сообщила. Ходатайств об отложении дела не поступило. Представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам в нем изложенным.
Представители Управления Росреестра по КК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались путем направления судебной корреспонденции, о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении дела не поступило.
Суд, изучив материалы дела, считает, исковые требования администрации города Сочи необоснованными, и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что на территории Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, проведено обследование объекта земельных отношений: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В результате осмотра объекта земельных отношений установлено.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 347 кв. м, категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки», расположен по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. № № земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО1.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом, количество этажей: 5. В ходе визуального осмотра установлено, что на вышеуказанном объекте недвижимости расположена ориентирующая вывеска отель «Надежда».
Таким образом, в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки» используется не в соответствии с разрешённым видом использования путем размещения объекта коммерческой деятельности, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования).
Согласно пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных. участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды.
В силу подпункта 2 пункта 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В судебном заседании установлено, что ответчиком изменено целевое назначение земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: г<адрес> что подтверждается уведомлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ года.
Данный земельный участок имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, гостиничное обслуживание.
В соответствии с обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 года: Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Из вышеизложенного следует, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г<адрес> используется правообладателями в полном соответствии с требованиями законодательства РФ.
При таких обстоятельствах доводы истца об использовании ответчиком земельного участка с нарушением действующего законодательства, суд считает несостоятельными, так как они опровергаются материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи к ФИО1 об устранении нарушений земельного законодательства - отказать.
В соответствии со ст. 144 ч.2 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации города Сочи к ФИО1 об устранении нарушений земельного законодательства – отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Адлерского районного суда города Сочи ДД.ММ.ГГГГ года, в виде запрета совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу<адрес>
запрета ФИО1 и другим лицам эксплуатировать жилой дом (отель «Надежда»), в помещениях которого ведется коммерческая деятельность по предоставлению гостиничных услуг, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, – отменить по вступлению решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд в течение месяца.
Судья подпись.
Копия верна: Судья- Секретарь-