ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2587/2012 от 17.01.2013 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

гр. дело № 2-259 /13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2013г. гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края,

в составе:

председательствующего судьи Коренец Т.Н.

при секретаре Захаровой Н.Ф.

с участием:

представителя истца Минераловодского межрайонного прокурора помощника Минераловодского межрайонного прокурора ФИО3, представителя ответчиков: Администрации Минераловодского муниципального района и Минераловодского Совета г. Минеральные Воды по доверенности ФИО1, представителя Управления образования администрации Минераловодского муниципального района по доверенности ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрации Минераловодского муниципального района, Министерству образования Ставропольского края о признании бездействия ответчиков связанные с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы - незаконными, возложении на ответчиков обязанности обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными материалами по всем предметам основной образовательной программы,

установил:

В Минераловодский суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрации Минераловодского муниципального района, Министерству образования Ставропольского края о признании бездействия ответчиков связанные с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы - незаконными, возложении на ответчиков обязанности обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными материалами по всем предметам основной образовательной программы, обратился Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц /л.д.5-6/.

Представитель истца Минераловодского межрайонного прокурора помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. поддержала исковые требования в заявленном объеме, дала пояснения аналогичные содержащимся в исковым заявлении о том, что проведенной в МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды проверкой на предмет выполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы установлено, что учащиеся данного образовательного центра обеспечены бесплатными учебниками на 2012-2013 учебный год лишь на 23,9 %. Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с Уставом МБОУ гимназии № 20 учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней. Согласно пункту 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы). С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебными с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. В соответствии с пунктом 24 Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» образовательные учреждения самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающихся основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта. Вместе с тем, проведенная межрайонной прокуратурой проверка показала, что ответчики не выполнили свои обязанности по обеспечению библиотеки учебного учреждения необходимой учебной литературой для всех обучающихся, чем нарушены гарантированные Конституцией РФ и законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» права граждан на общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Просит суд удовлетворить заявленные требования, признать бездействия ответчиков: МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управления образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрации Минераловодского муниципального района, Министерства образования Ставропольского края, связанные с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы - незаконными, возложить на ответчиков: МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управление образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрацию Минераловодского муниципального района, Министерство образования Ставропольского края - обязанность обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными материалами по всем предметам основной образовательной программы.

Представитель Управления образования администрации Минераловодского муниципального района по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные содержащимся в возражениях о том, что в соответствии с законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов РФ» и законом «Об образовании» полномочия по финансированию расходов на приобретение учебников и учебных пособий относятся к органам исполнительной власти субъектов РФ, то есть данными полномочиями обладает Министерство образования Ставропольского края. Управление образования администрации Минераловодского муниципального района, равно как и администрация Минераловодского муниципального района и МБОУ СОШ № 20 данными полномочиями не наделены. Ежегодно в феврале - марте месяце формируются заказы общеобразовательных учреждений на учебники согласно «Федеральному перечню учебников». До 2012г. комплектование учебной литературой производилось только за счет краевого бюджета. С 2012г. формирование фондов школьных библиотек учебной литературой осуществляется за счет средств краевого и федерального бюджетов. Распределение средств из краевого бюджета на приобретение учебной литературы осуществляется на основании приказа Министерства образования Ставропольского края от 30.01.2012г. № 64-пр «О распределении средств на приобретение учебной литературы в 2012 году». Минераловодскому муниципальному району было выделено 575 586,50 руб. Из федерального бюджета в 2012г. Минераловодскому муниципальному району на приобретение учебной литературы было выделено 1 398 508,3 руб. по приказу Министерства образования Ставропольского края № 242-пр от 22.03.2012г. «О распределении средств на приобретение учебной литературы в 2012году». В Минераловодском муниципальном районе средства распределялись на основании приказов начальника управления образования администрации Минераловодского муниципального района от 27.03.2012г. № 166 «О распределении средств на приобретение учебной литературы в 2012 году» и от 06.04.2012г. № 200 «О распределении средств на приобретение учебной литературы в 2012 году». В общеобразовательных учреждениях в первую очередь учебниками обеспечиваются дети из малообеспеченных и многодетных семей на основании приказов Министерства образования Ставропольского края № 571-пр от 25.10.2006г., «Методических рекомендаций Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования по формированию заказа на учебную литературу для обучающихся общеобразовательных учреждений края на 2012-2013 учебный год», утвержденных ректором СКИПКРО ПР и ПРО ФИО4 21.03.2012г. За счет средств бюджета Ставропольского края было выделено: в 2010 - 2011 учебный год - 775 392 руб.; в 2011 - 2012 учебный год - 763 881 руб.; в 2012 - 2013 учебный год - 571 586 руб., на бесплатное обеспечение учебной литературой следующих льготных категорий детей: дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством); дети-инвалиды, проживающие в семьях; дети из семей военнослужащих срочной службы; дети, родители которых не имеют работы и состоят на учете в службе занятости; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, у которых один из родителей погиб в местах ведения боевых действий; дети, родители которых являются инвалидами, либо пенсионерами; дети из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов. Управление образования администрации Минераловодского муниципального района совместно с органами опеки и социальной защиты населения формируют банк данных о детях, имеющих право на бесплатное обеспечение учебной литературой, и на их основе составляют и представляют сводный заказ на учебную литературу в Министерство образования Ставропольского края. Министерство образования Ставропольского края на основании полученного заказа от органов управления образованием районов и городов края формирует сводную заявку потребности в учебной литературе ежегодно и представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации и издательства. Министерство образования Ставропольского края доводит приказ о распределении выделенных средств районным (городским) отделам образования на получение учебников в соответствии с представленным заказом на учебную литературу. Районные (городские) органы управления образованием после получения учебников распределяют их между образовательными учреждениями, в которых учатся дети, имеющие право на обеспечение бесплатными учебниками. Руководители образовательных учреждений осуществляют выдачу учебников обучающимся из социально незащищенных семей через школьные библиотеки с последующим возвратом их после завершения учебного года. На 01.10.2012г. в фондах школьных библиотек имеется 42 396 экземпляров учебников, изданных в 2007-2012 годах, которые соответствуют образовательным программам общеобразовательных учреждений Минераловодского района. Из-за недостаточного финансирования обеспеченность школьников учебниками из библиотечных фондов составляет 32%. Для полного обеспечения учащихся основными учебниками необходимо 113 894 экземпляров. До начала учебного года производится межбиблиотечный обмен между общеобразовательными учреждениями невостребованными учебниками с целью их оптимального использования. С 01.01.2007г. в Российской Федерации введено нормативное финансирование образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, т.е. государство обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования и выделяет образовательным учреждениям определенные средства на эти цели, так называемую субвенцию. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется посредством выделения субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Правительство Ставропольского края направляет субвенцию на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в муниципалитеты. В субвенцию входят расходы на оплату труда работников школ с начислениями, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Ежегодно ответчик получает из Министерства финансов и Министерства образования исчерпывающий перечень расходов по субвенции. Все действия по расходованию субвенции находятся под контролем финансового управления. Расходы на оплату труда и налоги составляют большую часть субвенции - примерно 99%. В связи с введением новой системы оплаты труда, повышением заработной платы учителям, расходы субвенции на зарплату работников школ и налоги выросли. Именно эти расходы являются первоочередными. У некоторых образовательных учреждений расходы на оплату труда и налоги занимают всю субвенцию, т.к. сумма субвенции связана с нормативным финансированием образовательных учреждений. Для того, чтобы обеспечить всех учащихся бесплатными учебниками средств, выделяемых по субвенции - недостаточно. Приобрести учебники один раз и на десять лет не возможно. Все приобретаемые школами учебники должны быть допущены к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ. Перечень учебников постоянно обновляется, так как меняется содержание образовательных программ, появляются новые, более совершенные учебники. Потребность в денежных средствах на 100% обеспечение учебной литературой общеобразовательные учреждения Минераловодского муниципального района составляет: на 2010 - 2011 учебный год - 11 707 700 руб.; на 2011 - 2012 учебный год - 16 660 980 руб.; на 2012 - 2013 учебный год - 29 612 440 руб. Однако все это не означает, что руководители школ не думают о приобретении учебников, которые могли бы бесплатно выдаваться учащимся. В школах ведется планомерная работа по приобретению учебников. Если в 2010г. на приобретение учебников всеми образовательными учреждениями Минераловодского муниципального района было затрачено 1 071 931 руб., то в 2011 году - более полутора миллионов (1 521 132 рублей). В 2012г. за счет средств, выделяемых на государственный образовательный стандарт на приобретение учебников, было запланировано 1 000 000,00 руб. Однако 28.08.2012г. было получено письмо из Министерства образования СК о внесении изменений в закон СК «О бюджете Ставропольского края на 2012 год». Управление образования Минераловодского муниципального района уведомили, что в связи с участием Ставропольского края в проекте модернизации системы общего образования, за счет средств федерального бюджета запланированы расходы на приобретение учебно-лабораторного, компьютерного и спортивного оборудования. В связи с этим и с целью изыскания средств на повышение заработной платы педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений, средства субвенции на реализацию федерального государственного стандарта в части расходов на учебно-наглядные пособия сокращены на 22 315 110 руб. по Ставропольскому краю, по Минераловодскому муниципальному району на 980 640 руб. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – администрации Минераловодского муниципального района по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные содержащимися в возражения о том, что истец привлекает в качестве ответчика администрацию Минераловодского муниципального района, между тем администрация в реализации каких-либо прав истцу и неопределенному кругу лиц, в защиту которых выступает истец, не препятствовала и их не нарушала. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком. Доказательств нарушения прав истца со стороны администрации Минераловодского муниципального района не представлено, да и никаких требований к администрации в данном иске не предъявляется. Администрация Минераловодского муниципального района в обеспечение школ учебниками и учебными пособиями участия не принимает и является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.   Согласно  Решению Минераловодского Совета Минераловодского Совета «О бюджете Минераловодского муниципального района на 2013 год» и данным Финансового управления Минераловодского муниципального района Ставропольского края администрации Минераловодского муниципального района средств на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия в 2013г. не выделялись и не планируются выделением (т.е. Администрация не является ни главным распорядителем, ни получателем указанных средств). В силу ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований. Из положений Устава школы и Положения об управлении образования следует, что муниципальное общеобразовательное учреждение является некоммерческой организацией, муниципальным общеобразовательным учреждением. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования выполняет управление образования администрации Минераловодского муниципального района. В силу п. 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» и п.п. 13 п.2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), но в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Указанное полномочие по обеспечению учебниками и учебными пособиями отнесено в компетенции органов государственной власти субъекта РФ, участие органов местного самоуправления в реализации данного полномочия не предусмотрено законом. Таким образом, обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия возложено законом на субъекты Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ. Нормативы расчета расходов на учебники и учебные пособия установлены Законом СК от 30.06.2004 N 54-кз (ред. от 10.04.2012) «О нормативах расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края», согласно которому, для определения величины учебных расходов на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение учебников и учебных пособий, технических средств обучения, в том числе компьютерной техники, расходных материалов, на хозяйственные нужды, а также расходы на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, включающие в себя оплату услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" детей-инвалидов и педагогических работников и техническое обслуживание их рабочих мест), в расчете на одного обучающегося устанавливается экономический норматив на указанные расходы в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций равный 100 процентам с ежегодным постепенным увеличением доли учебных расходов. Согласно приложению № 9 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год" от 27.12.2011г. N 95-кз «распределение бюджетных ассигнований по разделам (рз) и подразделам (пр), целевым статьям (цср) и видам расходов (вр) бюджетной классификации российской федерации в ведомственной структуре расходов краевого бюджета (вед)», бюджетные средства на Проведение мероприятий для детей и молодежи и приобретение учебников для общеобразовательных учреждений предусмотрены Министерству образования СК и Комитету Ставропольского края по делам молодежи. Согласно данным и информации, представленным Школой и Управлением образования, информация о реальной потребности в обеспечении школы учебниками и учебными пособиями своевременно и в полном объеме доводится до сведения Министерства образования СК. Вместе с тем, в полном объеме потребность школы в учебниках и учебных пособий не обеспечивается. Выделение денежных средств из бюджета края в бюджет муниципального района на финансирование расходов на приобретение учебников и учебных пособий производится в недостаточном количестве, без учета фактической потребности, реальная потребность в учебниках и учебных пособиях субъектом РФ не обеспечивается. Незаконного бездействия со стороны ответчиков: администрации Минераловодского муниципального района, управления образования администрации Минераловодского муниципального района, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 20 г. Минеральные Воды по обеспечению МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам основной образовательной программы - допущено не было. При поступлении из бюджета Ставропольского края необходимого объема денежных средств на обеспечение учебниками и учебными пособиями (учебными материалами) либо поступления учебников и учебных пособий, приобретенных за счет средств бюджета Ставропольского края, обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями в полном объеме будет произведено. Согласно нормам п. 2 ст. 15.1. ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», у органов местного самоуправления муниципального района есть право (но не обязанность) по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти  и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением, межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Указанное полномочие по обеспечению учебниками и учебными пособиями отнесено в компетенции органов государственной власти субъекта РФ, участие органов местного самоуправления в реализации данного полномочия не предусмотрено законом. В статье 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ прописан порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно п.2 ст. 19 закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п. 5 ст. 19 Закона). В соответствии с п.   3 ст. 20 Закона, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Приказом Минобразования Ставропольского края от 30.01.2012г. № 64-пр были определены средства на приобретение учебной литературы на 2012 год. В соответствии с Приказом Министерства образования Ставропольского края от 22.03.2012г. № 242-пр было произведено перераспределение средств на приобретение учебной литературы в 2012 году в разрезе муниципальных образований. Во исполнение указанного приказа Управлением образования администрации Минераловодского муниципального района в соответствии с Приказом Управления от 06.04.2012г. № 200 были распределены средства на приобретение учебной литературы в 2012 году согласно приложению уже в разрезе общеобразовательных учреждений. Согласно письму Министерства образования Ставропольского края от 31.08.2012г. № 07-05/7971 размер субвенций на реализацию федерального образовательного стандарта в части расходов на учебно-наглядные пособия сокращен на 22 315,11 тыс. руб. Приказом Минобразования Ставропольского края от 25.10.2006г. № 571-пр «Об обеспечении отдельных категорий обучающихся образовательных учреждений края учебной литературой» было утверждено положение о порядке обеспечения отдельных категорий обучающихся в образовательных учреждениях края учебной литературой за счет средств бюджета СК, согласно которому был установлен приоритет отдельных категорий граждан на бесплатное обеспечение учебной литературой за счет средств бюджета Ставропольского края, в том числе в первоочередном порядке, таких как: дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-инвалиды, проживающие в семьях, дети из семей военнослужащих срочной службы и др. Аналогичные нормы содержатся и в Приказе Минобразования СК от 31.01.2007г. № 47-пр. Какие средства и в каком объеме будут выделены из краевого бюджета в 2013г. в настоящее не известно, год только начался поэтому говорить о факте наличия бездействия в 2013г. всех ответчиков преждевременно. Бездействия ответчиков, в т.ч. администрации Минераловодского муниципального района в 2012г. также допущено не было. Учебники и учебные пособия, приобретенные и предоставленные из краевого бюджета на обеспечение книжного фонда школам Минераловодского муниципального района были распределены Управлением образования по подведомственным учреждениям – школам в полном объеме и своевременно. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды в лице директора ФИО5, представитель ответчика Министерства образования СК надлежащим образом извещены судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, обратились в суд с заявлениями в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие…, а поэтому суд признает явку в судебное заседание представителей ответчика МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды в лице директор ФИО6, представителя ответчика Министерства образования СК - не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для разрешения по существу заявленных истцом исковых требований, против чего лицами, участвующими в деле возражений не заявлено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцом заявлены обоснованно, доказаны и подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно заявления от 27.09.2012г. представители Совета межрегионального движения родительской общественности Северо-Кавказского федерального округа «Родительский комитете» в целях защиты прав и законных интересов учащихся образовательных школ города Минеральные Воды и Минераловодского района обратились с заявлением к Минераловодскому межрайонному прокурору с просьбой провести прокурорскую проверку на предмет полноты комплектации общеобразовательных учреждений учебниками, выдаваемыми учащимися бесплатно /л.д. 7/.

По справке от 27.09.2012г. № 498, выданной директором МБОУ СОШ № 20 на 27.09.2012г. в учреждении обучается следующее количество учащихся: школа 1 ступени - 407 учащихся; школа 2 ступени - 391 учащихся; школа 3 ступени - 88 учащихся. Итого по школе 886 учащихся /л.д.8/.

По справке о потребностях и фактическом финансировании учебников на 2012-2013 учебный год по муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 20 г. Минеральные Воды следует, что согласно общей обеспеченности учебниками на 2012-2013 учебный год необходимое количество учебников для обеспечения образовательного процесса: 11084экз. (приложение №1). Школьной библиотекой выдано: 2 651 экз. учебников (соответствующие программе), 798 экз. (не соответствуют программе, устаревшие по содержанию, подлежат списанию до конца 2012 года). Финансирование - согласно выделенной суммы управлением образования Минераловодского муниципального района на приобретение учебников в 2012-2013 учебном году – 52 785руб.45коп., оформлен сводный заказ на 245 экз. на данную сумму (приложение№2), (приложение №3). На 25 сентября 2012 года от заказа получено 130экз. на сумму 30 969 руб.13 коп. /л.д.9/. Согласно приложению №1 общая обеспеченность учебниками на 2012-2013г. составляет 81 % /л.д.10/.

По приложению № 3 сводный заказ по школам на 2012-2013г. г. Минеральные Воды МБОУ СОШ № 20 составляет 36 330,62 руб. /л.д.11/; по приложению № 3 составляет 16454,83 руб. /л.д.12/.

Из справки от 27.09. 2012г. № 497 следует, что согласно учетной документации по МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды на учете школьной библиотеки на 25 сентября 2012г. состоит: учебной литературы (учебники) 3436 экз. на сумму 498813 руб.92коп. /л.д.13/.

По выписке из ЕГРЮЛ от 29.10.2012г. МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, расположенное по адресу: <...> - является муниципальным бюджетным учреждением, учредитель Управление образования администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края /л.д.14-20/.

Деятельность МБОУ СОШ № 20 гор. Минеральные Воды осуществляется на основании Устава, принятого на общем собрании коллектива МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды от 30.08.2011г., утвержденного приказом начальника управления образования администрации Минераловодского муниципального района от 09.09.2011г. № 572 /л.д.21-65/.

Приказом начальника Управления образования администрации Минераловодского муниципального района от 06.04.2012г. № 200, от 27.03.2012г. № 166 о распределении средств на приобретение учебной литературы в 2012г., распределены средства на приобретение учебников для обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей учебной литературой на 2012/2013 учебный год согласно приложению /л.д.71-72/.

Приказом начальника Управления образования администрации Минераловодского муниципального района от 27.03.2012г. № 166 распределены средства на приобретение учебников для обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей учебной литературой на 2012/2013 учебный год согласно приложению /л.д.84/. МБОУ СОШ № 20 выделено - 14520 руб. 67 коп./л.д.85/.

Приказом Министерства образования СК от 30.01.2012г. № 64 –пр, утверждено распределение ассигнований на приобретение учебников и учебной литературы, в рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013г.» /л.д.86/. Согласно приложению № 1 на Минераловодский район выделено 571586 руб.5 коп. /л.д.87/.

Приказом Министерства образования СК от 22.03.2012г. № 242-пр, утверждено распределение ассигнований на приобретение учебников и учебной литературы в 2012г. в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования в СК в 2012г. /л.д.88/. Согласно приложению Минераловодскому району выделено 1398 508,3 коп. /л.д.89/.

Приказом Министерства образования СК от 31.01.2007г. № 47 -пр о некоторых мерах по реализации Закона СК «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о порядке обеспечения бесплатным комплектом учебников на период обучения детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, за счет средств краевого бюджета /л.д.94/.

Приказом Министерства образования СК от 25.10.2006г. № 571-пр «Об обеспечении отдельных категорий обучающихся общеобразовательных учреждений края учебной литературой» утверждено Положение о порядке обеспечения обучающихся образовательных учреждений края из социальной незащищенных слоев населения учебной литературой за счет средств бюджета СК /л.д.95-97/.

Из письма Министерства образования СК от 31.08.2012г. № 07-05/7971 следует, что в связи с участием Ставропольского края в проекте модернизации системы общего образования, за счет средств федерального бюджета запланированы расходы на приобретение учебно-лабораторного, компьютерного и спортивного оборудования для муниципальных общеобразовательных учреждений края. С целью изыскания средств на повышение зара­ботной платы педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений в декабре месяце 2012г., средства субвенции на реализацию федерального государственного стандарта в части расходов на учебно-наглядные пособия сокращены на 22 315,11 тыс. руб. /л.д.198/, что подтверждается приложением /л.д.99/.

Согласно письма начальника Управления образования администрации Минераловодского Муниципального района от 24.09.2012г. №1564 направлен отчет по обеспеченности учебниками в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году /л.д.101/.

Обеспеченность учебниками учащихся общеобразовательных учреждений Минераловодского района подтверждено приложением №1,2 /л.д.102-103/.

Обеспеченность МБОУ СОШ № 20 учебной литературой подтверждена инвентаризацией фонда школьной библиотеки с 2006г. по 2012г. /л.д.109-120/.

Приказом Управления образования администрации Минераловодского Муниципального района № 200 от 06.04.2012г. распределены средства на приобретение учебников для обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей учебной литературой на 2012/2013г. /л.д.134/. Согласно приложения к приказу МБОУ СОШ № 20 выделено 34 836,03 руб. /л.д.135/.

Приказом от 01.02.2011г. № 55-пр Министерства образования «О распределении средств на приобретение учебной литературы в 2011г. Утверждены ассигнования на приобретение учебной литературы в 2011г. согласно приложениям 1,2,3. /л.д.140-141/.

Заказ учебной литературы МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды на 2012-2013г. подтвержден заказами на учебники /л.д.145-156/.

Получение учебной литературы МБОУ СОШ № 20 подтверждено накладной № 203 от 11.09.2012г. /л.д.158/, накладной № 156 от 14.08.2012г., № 159 от 14.08.2012 /л.д.159/, накладной № 80 от 14.08.2012г., накладной 119 от 14.08.2012г. /л.д.160/, накладной № 30 от 14.08.2012г. № 53 от 14.08.2012г. /л.д.161/, накладной № 164 от 14.08.2012г., № 177 от 14.08.2012г. /л.д.162/, накладной № 8 от 22.06.2012г. /л.д.163/.

Потребность МБОУ СОШ № 20 учебной литературой подтверждена списком необходимой литературы /л.д.165-172/.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», определяющего правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом в силу пункта 2 названной статьи, право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Разрешая спор, суд учитывает, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п.п. 11 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) отнесено Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 13 п. 2 статьи 26.3) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), но в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п.п. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».

Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса, в том числе и в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложено на субъекты Российской Федерации.

Нормативы расчета расходов на учебники и учебные пособия установлены Законом Ставропольского края от 30.06.2004 № 54-кз «О нормативах расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края», согласно которому, для определения величины учебных расходов на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение учебников и учебных пособий, технических средств обучения, в том числе компьютерной техники, расходных материалов, на хозяйственные нужды, а также расходы на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, включающие в себя оплату услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" детей-инвалидов и педагогических работников и техническое обслуживание их рабочих мест), в расчете на одного обучающегося устанавливается экономический норматив на указанные расходы в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций равный 100 процентам с ежегодным постепенным увеличением толи учебных расходов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Ставропольского края «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» от 04.10.2004г. № 88-кз Минераловодское территориальное муниципальное образование наделено статусом муниципального района муниципального образования Ставропольского края. Решением Минераловодского Совета 24.05.2012г. № 17/201 принят Устав Минераловодского муниципального района Ставропольского края. Согласно п. 14 ст. 13 Устава Минераловодского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно ст. 29 Устава Минераловодского муниципального района, структуру органов местного самоуправления Минераловодского муниципального района составляют: представительный орган – Минераловодский Совет; высшее должностное лицо – глава Минераловодского муниципального района; исполнительно-распорядительный орган муниципального района – администрация Минераловодского муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают такими полномочиями, как формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. При этом такие полномочия, как рассмотрение и утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении находятся в исключительной компетенции Минераловодского Совета.

Решением Минераловодского Совета от 20.05.2011г. № 9/108 утверждено Положение об управлении образования администрации Минераловодского муниципального района, согласно которого, управление образования администрации Минераловодского муниципального района является органом (структурным подразделением) администрации Минераловодского муниципального района и осуществляет свои полномочия на территории Минераловодского муниципального района. Управление создано в целях осуществления государственной политики в сфере дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования (пункт 1 Положения). Управление относится к муниципальным казенным учреждениям (пункт 1.8 Положения). Управление организует и руководит работой муниципальных казенных, муниципальных бюджетных и муниципальных автономных: дошкольных образовательных учреждений; основных общеобразовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; лицеев; гимназий; центра образования; учреждений дополнительного образования (пункт 1.11 Положения). Одними из основных задач Управления являются: - осуществление на территории Минераловодского муниципального района государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования, охрану здоровья и социальную защиту воспитанников и обучающихся с учетом социального заказа Минераловодского муниципального района (пункт 2.1 Положения); - осуществление в пределах своей компетенции общего руководства и координации деятельности всех образовательных учреждений Минераловодского муниципального района (пункт 2.2 Положения); - создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования на территории Минераловодского муниципального района (пункт 2.3 Положения).

В силу п.п. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (в редакции от 06.04.2011г.) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам, к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

В судебном заседании достоверно установлено, что обязанность по финансовому обеспечению образовательного процесса, в том числе и в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложено на субъекты Российской Федерации, и главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений является Министерство образования Ставропольского края, следовательно именно Министерство образования Ставропольского края является надлежащим ответчиком по данному делу.

Признание бездействия незаконным предполагает наличие предусмотренной законом или иным нормативным актом обязанности, а также ее неисполнение ответчиком.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (в редакции от 06.04.2011г.) главный распорядитель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями как: планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. Также распорядитель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями как осуществление планирования соответствующих расходов бюджета.

На основании ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Учитывая, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, необходимость и важность его получения, на федеральном уровне закреплено его финансирование из средств субъектов Российской Федерации путем выделения субвенций местным бюджетам.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что неисполнение обязанности связанной с ненадлежащим обеспечением государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, установленные ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 13 п. 2 статьи 26.3) и п.п. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», является ничем иным как бездействием, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора в части признания такого бездействия незаконным.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В связи с тем, что бездействие Министерства образования Ставропольского края, связанное с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы, признано незаконным, суд считает необходимым возложить на Министерство образования Ставропольского края обязанность обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы.

При этом суд считает, что оснований для признания незаконными бездействия МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управления образования администрации Минераловодского муниципального района и администрации Минераловодского муниципального района, связанного с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы, и возложения обязанности обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20, учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы не имеется, поскольку обязанность по финансовому обеспечению образовательного процесса, в том числе и в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложена на субъекты Российской Федерации, и главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений является Министерство образования Ставропольского края.

Суд отмечает, что ни Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», ни ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Устав Минераловодского муниципального района, ни Положение об управлении образования, ни какие-либо другие нормативные правовые акты не устанавливают в отношении указанных ответчиков обязанность по обеспечению учебниками и учебными пособиями МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды, что влечет отказ в удовлетворении заявленных исковых требований в части исковых требований, заявленных Минераловодским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 20, Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрации Минераловодского муниципального района за не обоснованностью и не доказанностью заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 6-7, 10-11, 12-13, 39, 55-57, 67-68, 194-199, 214 ГПК РФ, ст.43 Конституции РФ, ст. 5, ст.28.1 Закона РФ «Об образовании», суд

решил:

Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично, признать бездействие Министерства образования Ставропольского края связанные с ненадлежащим обеспечением МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными пособиями по всем предметам основной образовательной программы - незаконными.

Обязать Министерство образования Ставропольского края обеспечить в полном объеме МБОУ СОШ № 20 учебниками и учебными материалами по всем предметам основной образовательной программы.

В удовлетворении остальной части исковых требований Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявленных к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ № 20 г. Минеральные Воды, Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района, Администрации Минераловодского муниципального района - отказать за необоснованностью и не доказанностью заявленных требований.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде с 23.01.2013г.

Копию решения вручить или направить для сведения лицам, участвующим в деле и не присутствовавшим в судебном заседании не позднее чем через пять дней со дня принятия решения в окончательной форме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 23.01.2013г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд.

Решение принято в окончательной форме 22.01.2013г.

Председательствующий:

Судья

Коренец Т.Н.