ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2587/2015 от 05.10.2015 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2 – 2587/2015

ЗОАЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2015г. г.Ярославль

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе судьи Иванчиковой Ю.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «<данные изъяты>» о защите прав потребителя,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «<данные изъяты>». С учетом уточненного иска истица просит взыскать с ответчика: сумму неустойки за несвоевременную поставку товара в размере <данные изъяты> руб.; сумму неустойки за несвоевременное исполнение требования об устранении недостатков товара в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; штраф, предусмотренный п.6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. N2300-1«О защите прав потребителей»; обязать ответчика устранить недостатки товара и передать товар истцу.

В обоснование требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ. между сторонами был заключен Договор № розничной купли-продажи мебели угловой диван-кровать | Акция, 0, Джейн, Velvetlux 7(корич.). 35, 35, стоимостью <данные изъяты>, 00 руб. Свою обязанность по договору истица исполнила, уплатив продавцу ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> руб. По условиям договора поставка товара должна быть осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически товар был доставлен только ДД.ММ.ГГГГ., то есть с просрочкой на 27 дней. Это обстоятельство подтверждается актом приема-передачи к договору № . При вскрытии упаковки товара было обнаружено: разрыв ткани и повреждение внутреннего деревянного каркаса. Такие повреждения договором обусловлены не были. ДД.ММ.ГГГГ. продавец получил претензию, в которой ставился вопрос об устранении дефектов и выплате компенсации за нарушение сроков исполнения договора. Деталь дивана, на которой обнаружены недостатки, оставлена в магазине «Много мебели». До настоящего времени претензия не исполнена, дефекты не устранены. Истец не желает отказываться от договора купли-продажи дивана, настаивает или на замене детали с браком ткани (разрывом ткани), или на перетяжке ткани на спинке дивана. Истцом рассчитана неустойка: 1) за просрочку доставки товара на сумму <данные изъяты> руб. (просрочка за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 27 дней, 0,5% от суммы договора составляет <данные изъяты> руб., расчет: 27 дней х <данные изъяты> руб.); 2) за несвоевременное исполнение требования об устранении недостатков товара в размере <данные изъяты> руб. (просрочка за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 102 дня, 1% от суммы договора составляет <данные изъяты> руб., расчет 40 дней х <данные изъяты> руб.). Истица считает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в постоянных переживаниях по поводу нарушения её прав ответчиком, невозможности пользования приобретенной мебелью.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО4 уточненные исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. ФИО1 дополнительно пояснила, что приобретенный у ответчика диван ею был подарен маме на праздник 8 марта, однако в связи с обнаруженными в товаре недостатками фактически подарок не удался, что отразилось на эмоциональном состоянии как её самой, так и всей семьи. ФИО4 пояснил, что поскольку товар планировался в качестве подарка, то отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат некачественного дивана невозможен; истица настаивает на устранении недостатков товара.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в суд не явился, направил возражения на исковое заявление (л.д.<данные изъяты>).

С согласия стороны истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично исходя из следующего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «<данные изъяты>» (продавец) и ФИО1 (покупатель) был заключен Договор № розничной купли-продажи, предметом которого являлась передача покупателю мебели, а именно угловой диван-кровать | Акция, 0, Джейн, Velvetlux 7(корич.). 35, 35, стоимостью <данные изъяты> руб.; срок доставки товара покупателю - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.<данные изъяты>). Свою обязанность по договору истица исполнила, уплатив продавцу в день заключения договора <данные изъяты> руб. (л.д.<данные изъяты>). Фактически товар доставлен истице ДД.ММ.ГГГГ. При вскрытии упаковки товара было обнаружено: разрыв ткани и повреждение внутреннего деревянного каркаса (л.д.<данные изъяты>). Такие повреждения договором обусловлены не были. ДД.ММ.ГГГГ. продавец получил претензию, в которой ставился вопрос об устранении дефектов и выплате компенсации за нарушение сроков исполнения договора (л.д.<данные изъяты>). До настоящего времени претензия не исполнена, дефекты не устранены, деталь дивана, на которой обнаружены недостатки, находится у ответчика.

Указанные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела и не оспорены стороной ответчика.

В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК РФ).

Согласно ст. 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (ч. 1). В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара (ч. 3).

Учитывая условия договора купли-продажи и обстоятельства его фактического исполнения, суд считает, что ответчиком нарушен срок передачи истцу предварительно оплаченного товара.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 0,5% цены товара за каждый день просрочки, которая составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (цена товара) х 0,5% х 27 дней (количество дней просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.).

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (пункт 2).

В соответствии с положениями ст.ст. 18, 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Указанные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В соответствии с п.4.6. Договора в случае обнаружения в товаре недостатков, их устранение производится продавцом в течение 45 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования покупателем.

В соответствии с пунктом 1 ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В подпункте "а" пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в соответствии с которым неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона о защите прав потребителей, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 этого Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, без ограничения какой-либо суммой. При этом, если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения. Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона о защите прав потребителей сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18 этого Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная пунктом 1 статьи 23 данного Закона.

Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ. истица ФИО1 вручила ответчику претензию, в которой просила устранить дефекты в товаре, оставила дефектную деталь продавцу (л.д. <данные изъяты>).

Требования ФИО1, изложенные в претензии, ответчиком в установленный законом и договором срок удовлетворены не были.

Истицей рассчитана неустойка за нарушение срока устранения недостатков товара с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. и составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 1% х 102 дня).

Учитывая установленные судом обстоятельства и руководствуясь указанными ранее положениями закона, суд признает требования ФИО1 о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное исполнение требования об устранении недостатков товара в размере <данные изъяты> руб., законными и обоснованными.

Удовлетворяя требования истицы, суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих, качество товара, а также того, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, ответчиком не предоставлено, тогда как положениями п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что бремя доказывания причин возникновения недостатка товара, на который установлен гарантийный срок, лежит на продавце (изготовителе). В соответствии с п. 5 ст. 18 указанного Закона в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Следовательно, ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен был представить доказательства в подтверждение своих возражений. Однако данная обязанность им исполнена не была.

Напротив, истицей представлен в суд фотоматериал, подтверждающий наличие в товаре недостатка – разрыв ткани обшивки дивана. Данное обстоятельство не оспорено стороной ответчика. Напротив, в своих возражениях последний сообщает о готовности расторгнуть договор купли-продажи и вернуть потребителю денежные средства за товар.

При таких обстоятельствах суд признает законными и обоснованными требования ФИО1 об обязании ООО «<данные изъяты>» устранить недостатки товара, а именно заменить спинку дивана на новую либо перетянуть обшивку, и передать соответствующую деталь товара истице.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем, продавцом его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Вина ответчика судом установлена, размер компенсации морального вреда определен судом в 10 000 руб. с учетом требований разумности и справедливости, указанных выше фактических обстоятельств, а также степени моральных страданий истца и его семьи, поведения ответчика, который до настоящего времени не устранил выявленные в товаре недостатки.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая изложенное, нарушение ответчиком прав потребителя и не исполнение в добровольном порядке претензии истицы с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.) : 2).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет. На основании п.п. 1 и 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, размер госпошлины составляет 2 988, 41 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, судья

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к ООО «<данные изъяты>» о защите прав потребителя удовлетворить.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 неустойку за несвоевременную поставку товара в размере <данные изъяты> руб., неустойку за несвоевременное исполнение требования об устранении недостатков товара в размере <данные изъяты> руб.; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; штраф, предусмотренный п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере <данные изъяты>.

Обязать ООО «<данные изъяты>» устранить недостатки товара, а именно заменить спинку дивана на новую либо перетянуть обшивку, и передать деталь товара ФИО1.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в бюджет городского округа г. Ярославля государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Заочное решение может быть отменено Заволжским районным судом г.Ярославля путем подачи ответчиком заявления о его отмене в течение 7 дней со дня получения копии решения с предоставлением в суд доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании, о которых ответчик не имел возможности своевременно известить суд и документов, которые могут повлиять на содержание принятого решения, или обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Судья Ю.В. Иванчикова