ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2587/2017 от 26.04.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-2587/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя истца Л.ФИО1, представителя администрации г. Благовещенска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к администрации города Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности принять решение о заключении соглашения о перераспределение земель,

УСТАНОВИЛ:

Л. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к администрации города Благовещенска, указав, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ***, с кадастровым номером ***. Л.*** года обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером *** из земель, находящихся в муниципальной собственности, однако ему было отказано в перераспределении земельных участков и заключении соглашения о перераспределении. Основанием для отказа явилось то, что на запрашиваемом земельном участке находится сооружение, которое препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. После чего истцом было сделано ряд запросов во все возможные структурные подразделения, для того что бы выявить собственника данного сооружения, при поступлении ответов, стало известно что данный объект не за кем ни закреплен и на балансе ни у кого не числится, собственник данного сооружения отсутствует. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение администрации города Благовещенска об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность заключить соглашение о перераспределении земель, для садоводства, согласно предоставленной схеме расположения земельного участка

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске.

Представитель ответчика администрации г. Благовещенска с предъявленными требованиями не согласилась, указав, что *** года в администрацию г. Благовещенска поступило заявление (вх. № ***) Л. о перераспределении земельных участков: земельного участка с кадастровым номером *** и земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно прилагаемой схеме для садоводства. В результате осмотра запрашиваемого земельного участка было установлено, что на данной территории находится сооружение. В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. В связи с этим, использование земельного участка в запрашиваемых границах для садоводства невозможно. С учетом вышеизложенного, по основаниям п. 8, 9 ст. 39.29 ЗК РФ, администрацией города Благовещенска принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером *** находящегося у ТретьеЛицо1 на праве собственности, с разрешенным использованием для садоводства. Просит в иске отказать.

В судебное заседание не явились истец Л., представитель третьего лица Министерство обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель Министерства обороны Российской Федерации просил рассмотреть дело в его отсутствии. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из письменного отзыва представителя Министерства обороны Российской Федерации следует, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи Земельного кодекса РФ к землям, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности. Следовательно, земельные участки, расположенные на территории запретного района, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, так как такая возможность федеральным законом не установлена. Согласно ответу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала Советского Союза ФИО3» Министерства обороны РФ (г. Благовещенск) от ***г.***, фортификационное сооружение ******, расположенное на территории садоводческого товарищества «***» в районе с. ***, ранее входило в систему долговременных фортификационных сооружений ***-го укрепленного района, а позднее было передано и закреплено за войсковой частью ***. Документация о выведении данного сооружения из собственности Министерства обороны РФ в архиве Благовещенского военного гарнизона отсутствует. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации полагает обоснованным вывод о том, что спорный земельный участок, испрашиваемый истцом, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку иное федеральным законом не установлено.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером № ***, площадью *** кв. м из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для садоводства (свидетельство о государственной регистрации права *** от *** года).

*** года (вх. № *** от *** г.) Л. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером *** находящегося в его собственности, приложив схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В результате рассмотрения предложенного истцом варианта размещения земельного участка, администрацией города Благовещенска был осуществлен осмотр запрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что на данной территории находится сооружение. По информации, имеющейся в администрации города Благовещенска, это фортификационное сооружение (******).

*** года заместителем мэра города Благовещенска ТретьеЛицо2 был сделан запрос начальнику Благовещенского военного гарнизона ТретьеЛицо3 в целях подтверждения или опровержения имеющейся информации о принадлежности данного сооружения федеральной собственности.

Согласно ответу начальника Благовещенского военного гарнизона от *** года указанное фортификационное сооружение (******), расположенное на территории садоводческого товарищества "***", в районе с. ***, по имеющейся информации, ранее входило в систему долговременных фортификационных сооружений ***-го укреплённого района, а позднее было передано и закреплено за в/ч ***. В настоящий момент в архиве Благовещенского военного гарнизона отсутствует, документация о выведении данного сооружения из собственности Министерства обороны РФ.

Принимая во внимание ответ начальника Благовещенского военного гарнизона ТретьеЛицо3 от *** года, письмом за подписью заместителя мэра г. Благовещенска № *** от *** года Л. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по мотиву того, что в границах запрашиваемого земельного участка находится фортификационное сооружение (******), в связи с чем, использование земельного участка в запрашиваемых границах невозможно.

Согласно доводам истца, им сделаны запросы во всевозможные структурные подразделения, с целью выявления собственника сооружения, при поступлении ответов было установлено, что данный объект ни за кем не закреплён и на балансе ни у кого не числится, собственник данного сооружения отсутствует, в связи с чем, полагая, что отказ, изложенный в письме администрации № № *** от ***г., не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя Л. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации одним из способов образования земельных участков является перераспределение земельных участков.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

В частности, согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплнванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся к государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускает перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В этом случае перераспределение земель осуществляемся на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

В целях заключения такого соглашения гражданин или юридическое лицо собственники земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальное собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

В случае отсутствия проекта межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка (пункт 1, подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в рамках оказания услуги по перераспределению земельных участков решается вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

При этом необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Л., обращаясь в администрацию города Благовещенска с вышеприведенным заявлением, просит по существу путем перераспределения земель образован, новый земельный участок, за счет участка, принадлежащего ему на праве собственности и другого земельного участка находящегося в государственной собственности, на котором расположено сооружение ******, которое входило в систему долговременных фортификационных сооружений ***-го укрепленного района, а позднее было передано и закреплено за войсковой частью ***.

В обоснование незаконности отказа представитель истца ссылается на то, что согласно представленным ответам на его запросы о принадлежности сооружения расположенного на запрашиваемом земельном участке ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», Управление Росреестра по Амурской области, Пограничное Управление ФСБ России по Амурской области сведениям о собственнике сооружения не владеет.

Между тем, как следует из ответа Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала Советского Союза ФИО3» Министерства обороны РФ (г. Благовещенск) от ***г.***, фортификационное сооружение ******, расположенное на территории садоводческого товарищества «***» в районе с. ***, ранее входило в систему долговременных фортификационных сооружений ***-го укрепленного района, а позднее было передано и закреплено за войсковой частью ***.

Документация о выведении данного сооружения из собственности Министерства обороны РФ в архиве Благовещенского военного гарнизона отсутствует.

Следовательно, фортификационное сооружение (******) имело собственника, им являлось Министерство обороны РФ. Об этом также указывает Министерство обороны РФ в своих возражениях на иск от *** г., ссылаясь также на то, что спорный земельный участок, испрашиваемый истцом, относится к землям, ограниченным в обороте.

Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).

Таким образом, поскольку Федеральный закон от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», а также другие федеральные законы случаев, допускающих предоставление в собственность земель, ограниченных в обороте и переданных для нужд обороны, не предусматривают, суд приходит к выводу о том, что администрация города Благовещенска не имела полномочий осуществить перераспределение запрашиваемого земельного участка, в связи с чем вынесла законное решение от *** года № *** об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***.

При таких обстоятельствах, в связи с тем, что земельный участок в запрашиваемых истцом границах, попадает в зону долговременных фортификационных сооружений ***-го укрепленного района, правовых оснований для удовлетворения настоящего иска не усматривается.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований искового заявления Л. к администрации города Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, возложении обязанности принять решение о заключении соглашения о перераспределение земель, для садоводства, согласно представленной схеме расположения земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме изготовлено 02 мая 2017 года.

Председательствующий Е.С. Диких