ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2587/2021 от 10.12.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-2587/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Кунице Е.В.,

с участием представителя истца – прокурора Ивашкевич В.В.,

представителя ответчика – Рыбалко В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок отходов, третьи лица – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы», Министерство финансов Республики Крым,

у с т а н о в и л:

15.09.2021 года заместитель прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок отходов, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Красногвардейского района Республики Крым, по результатам которой были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Красногвардейского района Республики Крым. В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № 150 от 27.06.2014 года, на орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в Республике Крым государственной политики по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов Красногвардейского района Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 15.10.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы», Министерство финансов Республики Крым.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым действует на основании Положения, непосредственно обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым осуществляется подведомственными предприятиями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым полномочия по непосредственному осуществлению ликвидации несанкционированных мест отходов не возложены. Работа по организации работ по ликвидации свалок Министерством проводится, неоднократно направлялись письма в Министерство финансов Республики Крым, Главе Республики Крым о дополнительном финансировании. Без дополнительного финансирования ликвидация свалок невозможна. Процесс ликвидации свалок в настоящее время идет согласно графику, он расписан до 2024 года. В связи с этим следует отметить, что должен действовать принцип реальности закона, закон должен соответствовать сложившейся экономической ситуации. В случае удовлетворения исковых требований в судебном решении будут конкретизированы определенные обязанности Министерства, и в таком случае, к решению должен применяться еще и принцип справедливости, то есть соответствие перечня и объема возложенным на ответчика обязанностей экономическим возможностям стороны. Исполнимость решения является важным требованием и одним из элементов законности решения. В настоящее время Министерство обратилось в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда по аналогичным спорам.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях указал, что интересы Министерства при рассмотрении данного спора не затрагиваются, Министерство по обязательствам Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не отвечает.

Другие участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 года), отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почв.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (часть 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Между тем, территории, на которых выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, объектами размещения отходов не являются, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с вышеуказанными требованиями закона не внесены, как объекты размещения отходов не включены в схему обращения с отходами Республики Крым, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.01.2017 года № 1.

Кроме того, указанные территории не оборудованы сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1, 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Статьей 6 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № 150 от 27.06.2014 года, на орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в Республике Крым государственной политике по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д.

С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 года № 547-рг утвержден соответствующий Порядок.

Согласно пунктов 6.3 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов соответствующих муниципальных образований в случае невозможности установления лиц, совершивших правонарушение, возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; мероприятия по ликвидации свалок должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в Министерство из Минприроды комплекта документов.

В ходе судебного рассмотрения установлено, что прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения но результатам которой установлено, что за границами населенных пунктов Красногвардейского района республики Крым размещены несанкционированные свалки отходов производства потребления, а именно: 1) на земельном участке, расположенном за границами населенного пункта, на территории старой фермы, 450 м севернее с. Ленинское Красногвардейского района Республики Крым (около заброшенной силосной ямы), географические координаты: 45.286613, 34.057348, общей площадью захламления 2100 кв.м; 2) на земельном участке, расположенном в южной части бывшего животноводческого комплекса (географические координаты: 45.469335, 34.359533) в 400 м юго-восточнее с. Щербаково общей площадью 760 кв.м; 3) на земельном участке площадью 1820 кв.м, расположенном за границами населенного пункта, в районе очистных сооружений с. Петровка Красногвардейского района, кадастровый номер кадастрового участка согласно публичной кадастровой карте 90:05:161601:590.

Сведения о вышеуказанных несанкционированных свалках отходов направлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес Министерства Жилищно-коммунального хозяйства письмами от 26.09.2019 года, 16.10.2019 года, 29.06.2020 года (л.д.7-16).

По результатам проведенных Минприроды административных расследований по фактам размещения отходов лица, причастные к их несанкционированному складированию, не установлены.

Факты размещения несанкционированных свалок отходов подтверждаются актом проверки, составленным помощником прокурора Красногвардейского района Коробцовым В.В., и фототаблицами (л.д.4,5-6).

Свалки мусора и отходов до настоящего времени не ликвидированы.

Непринятие Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага.

Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Заявление предъявлено прокуратурой по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.

Наличие указанных свалок приводит к загрязнению окружающей среды, неблагоприятной санитарно-гигиенической ситуации на названных территориях. Непринятие надлежащих мер Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым по организации мероприятий по охране окружающей среды, профилактических санитарно-гигиенических мероприятий, организации сбора и вывоза отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом сложности финансового характера, вопросы экономической целесообразности не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной законом обязанности.

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Красногвардейского района о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, являются обоснованными.

Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым – удовлетворить.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов Красногвардейского района Республики Крым, а именно:

1) на земельном участке, расположенном за границами населенного пункта, на территории старой фермы, 450 м севернее с. Ленинское Красногвардейского района Республики Крым (около заброшенной силосной ямы), географические координаты: 45.286613, 34.057348, общей площадью захламления 2100 кв.м;

2) на земельном участке, расположенном в южной части бывшего животноводческого комплекса (географические координаты: 45.469335, 34.359533) в 400 м юго-восточнее с. Щербаково общей площадью 760 кв.м;

3) на земельном участке площадью 1820 кв.м, расположенном за границами населенного пункта, в районе очистных сооружений с. Петровка Красногвардейского района, кадастровый номер кадастрового участка согласно публичной кадастровой карте 90:05:161601:590.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 17.12.2021 года.