ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2587/2022 от 16.09.2022 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-2587/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.

при секретаре судебного заседания Покотыло Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и жилищных отношений администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Департаменту имущественных и жилищных отношений администрации города Нового Уренгоя (далее по тексту также – ответчик, Департамент) с требованиями о признании незаконным решения об отказе в признании семьи участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения», утверждённой постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П, возложении обязанности включить семью С-вых в состав участников указанных мероприятий с даты подачи заявления. В обоснование требований указали, что молодая семья С-вых, проживающая по адресу: <адрес>. подала в 2020 году документы для участия в мероприятиях по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Департамента городского хозяйства, утвержден пси о Администрацией города Новый Уренгой, молодая семья С-вых признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках мероприятия ведомственной окружной программы (мероприятия) - «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения 2014 - 2025 годы». 30.12.2021г. в адрес С-вых было направлено письмо МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» в котором указано, что приказом Департамента строительства и жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-од/ж утвержден сводный список семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, и семья С-вых включена в указанный список. Для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья необходимо было в течение 15 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления представить в отдел субсидий и работы с гражданами МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» заявление о выдаче свидетельства с приложением документов. 17.01.2022г. С-вы обратились в Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты (на изменение остатка задолженности по ипотеке). ДД.ММ.ГГГГ в адрес С-вых было направлено письмо МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» в котором указано, что на заседании жилищной комиссии при Департаменте имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес>, руководствуясь Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в <адрес>, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников окружного или федерального мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П, в отношении семьи С-вых принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, об исключении из списка семей-претендентов, списка семей-участников мероприятия. Согласно представленным документам, а именно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] и договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. вашей семье был предоставлен кредит не только на приобретение жилого помещения, а также на неотделимые улучшения объекта недвижимости, что противоречит подпункту «д» пункта 1.3 Порядка. Непосредственной причиной отказа являлось включение на оплату неотделимых улучшений объекта недвижимости. Поросят суд признать незаконным решение Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> об отказе семье С-вых и предоставлении социальной выплаты, об исключении из списка семей-претендентов. списка семей-участников мероприятия по предоставлению социальных выплат; признать за семьей С-вых в составе трех человек право на участие в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в <адрес>, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей-участников окружного или федерального мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П; обязать Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> включить семью С-вых в составе трех человек в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат по предоставлению социальных вышки на приобретение (строительство) жилья семьям в <адрес>, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей-участников окружного или федерального мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]. Согласно первоначальной дате подачи заявления; возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало - <адрес> обязанность по получению от Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> уточнённого списка семей.

Истцы в судебное заседание не явились. Извещены.

В судебном заседании представитель истцов ФИО4, действующий на основании ордера [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ., на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нём основаниям. Просил участь, что указание в договоре на том, что кредитные денежные средства направляются, в том числе, и на неотделимые улучшения, является ошибочным.

Представитель ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений в судебное заседание не явился. Ходатайствовали о рассмотрении дело без их участия. Требования иска не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщённым к материалам настоящего гражданского дела.

Представители Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» в судебное заседание не явились. Извещены.

От представителя Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО поступило письменное возражение с просьбой в иске отказать, рассмотреть дело без их участия.

Заслушав представителя истцов, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что истцы С-вы проживают в г. Новый Уренгой, членами их семьи являются: ФИО1 - супруга, ФИО2 - супруг, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. - сын.

Молодая семья С-вых, проживающая по адресу: <адрес> подала в 2020 году документы для участия в мероприятиях по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Департамента городского хозяйства, утвержден пси о Администрацией города Новый Уренгой, молодая семья С-вых признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках мероприятия ведомственной окружной программы (мероприятия) - «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения 2014 - 2025 годы».

30.12.2021г. в адрес С-вых было направлено письмо МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» в котором указано, что приказом Департамента строительства и жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-од/ж утвержден сводный список семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, и семья С-вых включена в указанный список. Для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья необходимо было в течение 15 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления представить в отдел субсидий и работы с гражданами МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» заявление о выдаче свидетельства с приложением документов.

17.01.2022г. С-вы обратились в Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты (на изменение остатка задолженности по ипотеке).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес С-вых было направлено письмо МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» в котором указано, что на заседании жилищной комиссии при Департаменте имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес>, руководствуясь Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в <адрес>, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников окружного или федерального мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П (далее - Порядок), в отношении семьи С-вых принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, об исключении из списка семей-претендентов, списка семей-участников мероприятия. Согласно представленным документам, а именно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] и договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ семье был предоставлен кредит не только на приобретение жилого помещения, а также на неотделимые улучшения объекта недвижимости, что противоречит подпункту «д» пункта 1.3 Порядка.

Непосредственной причиной отказа являлось включение на оплату неотделимых улучшений объекта недвижимости.

Истцы С-вы с указанным отказом Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации <адрес> не согласны, считают его необоснованным и незаконным.

В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]. а также мероприятий по предоставлению социальных вышли на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>» Государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]. Правительством <адрес> утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в <адрес>, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в период с 2019 по 2021 годы (постановление Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П).

Указанный Порядок определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федеральною или окружного мероприятия, реализуемых на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков семей, исключенных по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты.

Согласно пункту 1.2 Порядка, социальные выплаты, предоставляемые семьям, являются мерами дополнительной государственной поддержки семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.

Согласно п. 2.13. Порядка после получения от молодой семьи заявления и документов, указанных в пунктах 2.1. 2.2. 2.9. 3.2 настоящего Порядка, и приобщения к ним документов (сведений), полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка, и документов (сведений) в соответствии с пунктом 2.7-1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в полученных документах (сведениях), и в 10-дневный срок принимает решение:

- о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для цели участия в мероприятии;

- о признании либо об отказе в признании молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты;

- о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия.

Согласно подп. «д» п. 1.3 Порядка социальные выплаты могут быть использованы: на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), направленным на приобретение жилою помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору, а также на оплату по договору, заключенному в соответствии с частью 22 статьи 32.1 ЖК РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ С-выми был заключен Договор купли-продажи с использованием кредитных средств.

Согласно п. 1.1. Договора - Продавец продал, а Покупатели купили в обитую совместную собственность недвижимое имущество - <адрес>.

Согласно п. 3. Договора стоимость Объекта составляет 5 400 000 руб. 00 коп.

Стороны устанавливают следующий порядок оплаты стоимости Объекта. Часть стоимости Объекта в сумме 965 984 руб. оплачивается за счет собственных денежных средств Покупателей. Часть стоимости Объекта в сумме 5 370 000 руб. 00 коп. оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, из которых сумма в размере 4 404 016 руб. 00 коп. идут на приобретение Объекта, а сумма в размере 965 984 руб. 00 коп. на произведение неотделимых улучшений в нём. Срок кредита 240 (двести сорок) месяцев. Условия предоставления кредита предусмотрены Кредитным договором.

21.08.2020г. между банком ПАО Сбербанк и С-выми (Созаемщики) был заключен Кредитный договором [суммы изъяты] по продукту «Приобретение готового жилья». Сумма кредита 5 370 000 руб. Срок возврата Кредита - по истечении 240 месяцев с даты фактического предоставления Кредита.

Согласно п. 12 Кредитного договора целью договора является приобретение объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу <адрес>.

Разрешая заявленные требования о незаконности отказа семье С-вых в признании участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П целью Подпрограммы 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>» является, в том числе, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа. Одной из задач указанной Подпрограммы 1 является улучшение жилищных условий молодых семей.

Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты]-П утверждён Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в <адрес> (далее по тексту также – Порядок), регламентирующий цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

В соответствии с подп. «д» п. 1.3 Порядка социальная выплата может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), направленным на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, жилом доме блокированной застройки или жилого дома по договорам купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома капитального исполнения или договору уступки прав требований по такому договору, а также на оплату по договору, заключённому в соответствии с ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ.

Согласно подп. «а» п. 2.16 Порядка основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подп. «д» п. 1.3, п. 1.7 Порядка.

Из представленного в дело кредитного договора следует, что он заключён с С-выми на приобретение по договору купли-продажи жилого помещения и неотделимые улучшения объекта недвижимости, что не противоречит подп. «д» п. 1.3 Порядка.

Подп. «г» п. 5.7 Порядка предусматривает, что при использовании социальной выплаты на цели, предусмотренные подп. «д» п. 1.3 Порядка, в случае если размер остатка основного долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) менее размера социальной выплаты, установленной п. 10 Правил, размер социальной выплаты для молодых семей, включенных в списки претендентов мероприятия ведомственной целевой программы и окружного мероприятия, ограничивается суммой остатков указанных задолженностей и указывается в свидетельстве. При этом списки претендентов мероприятия ведомственной целевой программы и окружного мероприятия не подлежат корректировке в части размера социальной выплаты указанных молодых семей.

В случае если размер остатка основного долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) менее размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве, социальная выплата ограничивается суммой остатков указанных задолженностей и перечисляется в размере, указанном в заявке банка на перечисление бюджетных средств на банковский счёт владельца свидетельства, открытый в банке. При этом свидетельство, выданное молодой семье, не подлежит корректировке в части размера социальной выплаты указанной молодой семье.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учётом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа семье С-вых в признании участницей мероприятий на получение рассматриваемой социальной выплаты по причине предоставление кредита, в том числе, на приобретение неотделимых улучшений квартиры, поскольку сумма социальной выплаты, на предоставление которой вправе претендовать семья С-вых, находится в пределах кредитных средств, оплачиваемых в счёт стоимости квартиры, доказательств несоответствия жилого помещения ст.ст. 15, 16 ЖК РФ, степени благоустроенности, материалы дела не содержат.

Кроме того, материалами дела не подтверждается, что сумма социальной выплаты будет потрачена именно на неотделимые улучшения, а не на погашение части кредитных средств, использованных для приобретения объекта недвижимости.

При этом, факт указания в кредитном договоре и договоре купли-продажи квартиры, что кредитные денежные средства направлены, как на приобретение объекта недвижимости, так и на произведение неотделимых улучшений, не свидетельствует о незаконности требований истца, поскольку, как было указано выше, данное обстоятельство не противоречит буквальному толкованию подп. «д» п. 1.3 Порядка и не является в соответствии с Порядком самостоятельным основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия.

Таким образом, установив, что сумма социальной выплаты, на которую вправе претендовать семья С-вых, находится в пределах суммы кредита, который был предоставлен им именно для приобретения квартиры, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным решения ответчика от об отказе в признании семьи С-вых участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семьям.

В то же время, не подлежат удовлетворению требования истцов о возложении на ответчика обязанности включить семью С-вых в состав участников мероприятий на получение социальной выплаты, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав истца возможно путём возложения на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления семьи С-вых.

Таким образом, исковые требования С-вых подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и жилищных отношений администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Нового Уренгоя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи С-вых участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

Возложить на Департамент имущественных и жилищных отношений администрации города Нового Уренгоя обязанность повторно рассмотреть заявление молодой семьи С-вых от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

В остальной части иска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2022 года.

Судья С.А.Ломов