ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2588/2015 от 05.05.2015 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-2588/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд ФИО1 в составе:

председательствующего судьи Н.А. Ярошевой

при секретаре Л.А.Кудрявцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 ФИО2 к администрации ФИО1 об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ г., признании соответствующим категориям граждан и включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. она, являясь матерью троих несовершеннолетних детей, руководствуясь Постановлением Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., подала заявление через многофункциональный центр о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 в рамках программы «ФИО6» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Постановлением Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. ей было отказано во включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса. Причиной отказа стало предоставление документов не в полном объеме. С основаниями отказа не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку она имеет троих несовершеннолетних детей и неиспользованный сертификат на материнский капитал, все члены ее семьи постоянно проживают и зарегистрированы на территории Приморского края, что подтверждается отметками в паспортах, и имеют все права на включение их в список граждан, имеющих право на приобретение жилья в рамках Программы, независимо от размеров занимаемого помещения. В заявлении было указано 4 контактных телефона, после сдачи документов она пыталась связаться с исполнителем, пыталась получить информацию о ходе рассмотрения ее заявления, однако постоянно получала отказ и рекомендацию ожидать ответ по почте. Постановление об отказе датировано ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после вступления в законную силу Постановления Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором разъяснены вопросы, касающиеся членов семьи, на которых необходимо предоставлять документы в рамках программы (только на лиц, указанных в заявлении), а также прямо указано на отсутствие необходимости предоставлять выписки из ЕГРП и справки БТИ по 1 и 2 категории (п.3,5 Перечня). Постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено незаконно, при виновном бездействии (не уведомлении ее о необходимости дополнить заявление недостающими документами). Полагает, что ей была некачественно оказана услуга, прием документов осуществлялся начальником отдела и специалистом, которые сообщили, что ими предоставлен исчерпывающий перечень документов для участия в Программе, более того п.3 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо указывает на обязанность органов, осуществляющих государственные услуги, получать в других органах документы и информацию, необходимые для предоставления государственной услуги. Кроме того, п.2 ст. 4 Закона предусматривает заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, что по существу лишает администрацию возможности требовать дополнительные документы и справки, которые можно затребовать самостоятельно. Среди предоставленных документов имелась копия паспорта, с отметкой о регистрации по месту жительства. Полагает, что необходимые документы могли быть истребованы администрацией ФИО1 самостоятельно, все документы, отсутствие которых спровоцировало отказ, носят сугубо информационный характер. Считает, что предоставленных ею документов (свидетельств о рождении 3 детей, копий паспортов ФИО4 и ФИО5, сертификата на материнский капитал) было достаточно для включения ее в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса по п.2 пп.2 Перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, т.к. для 2 категории Перечня категорий граждан не имеет значение наличие или отсутствие какой-либо площади в собственности, а предоставление информации о ней в администрацию ФИО1 не может повлечь за собой отказ во включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса. Просит признать противоречащим закону и отменить п.1 Постановления администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. «О несоответствии ФИО4 категориям граждан, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, и об отказе во включение в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1»; признать ФИО4 и членов ее семьи в количестве 4 человек (ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9) соответствующим категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» по 1-й, 2-й категории Перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края, и включить ФИО4 и ее семью в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края; признать противоречащим закону и отменить п.2 Постановления администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. «О несоответствии ФИО4 категориям граждан, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, и об отказе во включение в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1».

Заявитель в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, что подтверждается ее подписью в уведомлении ФГУП «ФИО15», причины неявки суду неизвестны.

Представитель заявителя в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и в отсутствие заявителя, в связи с тем, что они не смогут участвовать в судебном заседании.

Представитель администрации ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предоставила отзыв на заявление, в котором указала, что Постановлением утвержден Перечень документов, предоставляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, ФИО4 не были предоставлены документы, предоставление которых являлось обязательным. Ссылка заявителя на изменение редакции Постановления на дату принятия решения в части необязательности предоставления для граждан по 1,2 категории Перечня выписок из ЕГРП полагает несостоятельной, т.к. Постановление Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. вступило в силу со дня официального опубликования ДД.ММ.ГГГГ г. Однако даже с учетом внесенных изменений, документы, предусмотренные Перечнем: выписка из поквартирной карточки по форме или домовой (поквартирной) книги по форме ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства гражданина, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи предоставлены заявителем не были, что является основанием для отказа во включении в Список. Поскольку в данном случае отказ администрации соответствует закону, регулирующему спорные отношения, основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Заявителем отказ был обжалован в Департамент градостроительства ФИО1, однако из ответа Департамента следует, что отказ является правомерным. Заявителю было разъяснено ее право повторно обратиться с заявлением, предоставив необходимые документы, но ею этого сделано не было. Поскольку ФИО4 обращалась через многофункциональный центр, то даже при предоставлении документов не в полном объеме, ей не могли отказать в приеме документов. Специалист может запросить необходимые документы, но законом такая обязанность не установлена. Администрация ограничена сроком в 10 дней для принятия решения по заявлению, учитывая, что в день поступает около 200 заявлений, отсутствует физическая возможность производить телефонный дозвон.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и иных порядков по вопросам приобретения жилья экономического класса на территории Приморского края, в соответствии с пп. 1,2 п.2 которого право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 в рамках Программы имеют граждане, постоянно проживающие на территории Приморского края, из числа граждан: имеющих двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках Программы; имеющих трех и более несовершеннолетних детей - независимо от размеров занимаемого жилого помещения…

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. через МКУ «ФИО22» ФИО4 обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади администрации ФИО1 с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «ФИО6», реализуемой на территории ФИО1, с составом семьи в количестве 5 человек по 1,2 категории Перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, утвержденного постановление администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. .

Суд полагает, что наличие у заявителя права на приобретение жилья экономического класса по реализуемой на территории ФИО1 программе "ФИО6" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, не порождает встречной безусловной обязанности органа местного самоуправления включить обратившегося с таким заявлением гражданина в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, поскольку на администрацию ФИО1 возложена обязанность проведения проверки соответствия граждан установленным категориям, о чем прямо указано в Постановлении Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.5 Порядка проверки органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 соответствия граждан установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края ( в редакции от 27.10.2014 г., действующей на момент обращения заявителя), для участия в Программе граждане подают в орган местного самоуправления следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документы согласно перечню, указанному в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Согласно п.1 Перечня документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 в редакции от 27.10.2014 г., действующей на момент обращения заявителя и принятия органом местного самоуправления решения), для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса по реализуемой на территории ФИО1 программе "ФИО6" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, гражданин представляет следующие документы: документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи, а также документы, подтверждающие степень родства гражданина и членов его семьи; выписку из поквартирной карточки по форме или домовой (поквартирной) книги по форме по месту жительства гражданина; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на недвижимое имущество гражданина и членов его семьи; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи, на момент подачи заявления о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие документы, предусмотренные действующим законодательством).

Постановлением администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО4 признана не соответствующей категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, ФИО4 отказано во включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического края на территории ФИО1, в связи с непредставлением документов, указанных в пп.2 п.1 Перечня документов, предоставляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, утвержденного постановлением администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., в отношении жилых помещений, занимаемых ФИО4 о членами ее семьи, пп.3 п.1 Перечня в отношении ФИО4 о членов ее семьи, пп.4 п.1 Перечня в отношении жилых помещений, занимаемых ФИО4 и членами ее семьи.

То обстоятельство, что ФИО4 при обращении с вышеуказанным заявлением не предоставлены: выписка из поквартирной карточки по форме или домовой (поквартирной) книги 311 по месту жительства гражданина; выписка из ЕГРП о зарегистрированных правах на недвижимое имущество гражданина и членов его семьи, а также документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи, не оспаривается ФИО4 и подтверждается ее заявлением.

В силу пп.1 п.1 Порядка проверки органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 соответствия граждан установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г., действующей на момент принятия решения) основаниями для принятия органом местного самоуправления решения об отказе во включении гражданина в список граждан, является представление не в полном объеме документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.

В связи с чем, суд полагает, что администрацией ФИО1 было обоснованно принято решение о несоответствии ФИО4 категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса и об отказе во включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1.

Доводы ФИО4 о том, что согласно п.3 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров документы и информацию, необходимые для предоставления государственной услуги, суд признает необоснованным, поскольку обязанность предоставить документы в соответствии с Перечнем возложена на заявителя, при этом как следует из сопроводительного письма администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес>, ее муж – ФИО5, зарегистрирован по адресу: <адрес>, таким образом, у администрации ФИО1 отсутствовала возможность установить какое помещение находится в пользовании у ФИО4 и членов ее семьи, поскольку администрация ФИО1 не вправе подменять иные органы и устранять противоречия, либо устанавливать факты, от которых зависит возникновение прав и обязанностей.

Ссылка заявителя на то, что постановление администрацией ФИО1 было принято после вступления в законную силу Постановления администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым документы необходимо предоставлять только на лиц, указанных в заявлении, а также прямо указано на отсутствие необходимости предоставить выписки из ЕГРП и справки БТИ, не состоятельна, поскольку вышеуказанное постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ г. после официального опубликования в «ФИО1».

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы заявителя не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).

В связи с чем, требования ФИО4 о признании противоречащим закону и отмене Постановления Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворению не подлежат.

Довод заявителя о том, что специалист муниципального органа мог запросить у нее недостающие документы, поскольку ею в заявлении были указаны контактные телефоны, не является основанием для признания постановления администрации г.Владивостока незаконным, поскольку нормами действующего законодательства не установлена обязанность муниципального органа истребовать у заявителя документы, перечень которых установлен и является обязательным.

Согласно ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку отсутствуют основания для отмены Постановления администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г., требования заявителя о признании ФИО4 и членов ее семьи в количестве 4 человек соответствующим категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «ФИО6» по 1-й, 2-й категории Перечня граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, и включении ФИО4 и ее семью в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1 удовлетворению также не подлежат, кроме того, согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г., суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующие решения, в том числе по вопросу включения заявителя и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО3 ФИО2 к администрации ФИО1 об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ г., признании соответствующим категориям граждан и включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 краевой суд через Ленинский районный суд ФИО1 в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда ФИО1 ФИО10

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.