Дело №2-2589/018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2018 года г. Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Ерофеевой В.К., с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6, представителей третьего лица Департамента городского хозяйства ФИО7, ФИО8 ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Региональной общественной организации города Севастополя "Движение за чистый Севастополь" к Губернатору города ФИО4, ФИО2ФИО1ФИО3 о признании незаконным действия и бездействий, обязанности совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Представитель истца обратился в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим. В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. ФИО4 до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ из средств федерального бюджета было профинансировано строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений «Южное» заключен государственный контракт на выполнение капитальных строительных работ. Однако, действия и бездействия ответчика привели не только к срыву строительства и реконструкции, что усугубило негативное воздействие на строительства и изменением проектной документации, приведены с нарушением норм природоохранного законодательства. Статус объекта КОС «Южные» для ФИО4 как экологического проекта следует из ЦФП, где указано: «В последние годы усложняется экологическая ситуация на полуострове, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказывается многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения». Информация о факте срыва строительства КОС «Южные», их причинах и последствиях, а также нарушениях природоохранного законодательства, возникших в последующем, получила огласку в СМИ в июне 2018 года, нашла документальное подтверждение в официальных публичных источниках, уполномоченных раскрывать информацию о деятельности государственных органов и должностных лиц. При этом информационный портал Правительства города Севастополя информацию о консервации строительства и ее последствиях скрывает. Вместе с тем в отсутствии на объекте каких либо строительных работ длительный период времени, а значит, необходимости принять соответствующие природоохранные меры, может убедится не только любое лицо, но данный факт подтверждают официальные данные. Строительство было начато, но не ведется уже более шести месяцев. Должностным лицом не были предприняты меры полноценного и надлежащего контроля за реализацией строительства КОС «Южные», что прямым образом способствовало нарушению права, гарантированного ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ответственность за допущенные нарушения законодательства возлагается на ответчика, так как его обязанность по надлежащему контролю за действиями органов исполнительной власти. Заказчик обязан по государственному контракту обязан выполнить все условия, обеспечить надлежащую консервацию строительства. Просит суд, признать незаконными бездействия губернатора города Севастополя, выразившееся в нарушении требований ФЗ «О защите окружающей среды» при консервации объекта капитального строительства КОС «Южные», обязать обеспечить разработку технической документации при консервации строительства КОС «Южные», предусматривающую соблюдение природоохранных норм при содержании законсервированной строительной площадки, объектов незавершенного строительства, вывозе и утилизации строительных отходов; обязать ответчика обеспечить открытый доступ к экологической информации, влияющей на состояние окружающей среды, опубликовав на официальном сайте Правительства Севастополя о сроках возобновления строительства КОС «Южные», а также об актуальных плановых сроках ввода в эксплуатацию очистных сооружений; обязать ответчика обеспечить разработку технической документации при консервации строительства КОС «Южные»; признать незаконными действия ответчика, выразившееся в ненадлежащем контроле за соблюдение Федерального закона «Об экологической экспертизе» при внесении изменений в проектную документацию КОС «Южные» в том числе в части изменения технологической схемы очистки сточной жидкости; обязать ответчика принять меры по устранению. В судебном заседании представитель истца ФИО5 просил требования удовлетворить, на основании изложенных в иске. Представитель ответчика ФИО6 просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям изложенным в возражениях. В судебном заседании представитель третьего лица Департамента городского хозяйства ФИО7, просил отказать в удовлетворении требований В судебном заседании представитель третьего лица ФИО8 ФИО9, просила отказать, по основаниям изложенным в возражениях. Представитель третьего лица ГКУ Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства, в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Обращаясь в суд с иском представитель Региональной общественной организации города ФИО4 "Движение за чистый ФИО4" мотивирует его тем, что на губернаторе города ФИО4 лежит обязанность по разработке технической документации при консервации строительства КОС «<данные изъяты>», обеспечении открытого доступ к экологической информации, влияющей на состояние окружающей среды, в ненадлежащем контроле за соблюдение Федерального закона «Об экологической экспертизе при внесении изменений в проектную документацию КОС «Южные». Согласно Устава города Севастополя №1-ЗС от 14.04.2014 г. губернатор города Севастополя осуществляет следующие полномочия: 1) представляет город Севастополь в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени города Севастополя; 2) обнародует законы города Севастополя, удостоверяя их обнародование путем подписания законов города Севастополя, либо отклоняет законы города Севастополя, принятые Законодательным Собранием города Севастополя; 3) формирует Правительство Севастополя в соответствии с законодательством города Севастополя и принимает решение о его отставке; 4) представляет в Законодательное Собрание города Севастополя ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Севастополя, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием города Севастополя; 5) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания города Севастополя, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание города Севастополя на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом; 6) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания города Севастополя проекты законов города Севастополя; 7) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания города Севастополя с правом совещательного голоса; 8) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя с иными органами государственной власти города Севастополя и, в соответствии с федеральным законодательством, может организовывать взаимодействие исполнительных органов государственной власти города Севастополя с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; 9) представляет в Законодательное Собрание города Севастополя на утверждение бюджет города Севастополя и отчет о его исполнении; 10) представляет в Законодательное Собрание города Севастополя на утверждение программы социально-экономического развития города Севастополя и отчеты о выполнении данных программ; 11) представляет на рассмотрение Законодательного Собрания города Севастополя кандидатуры заместителей председателя Правительства Севастополя, освобождает их от должности; 12) определяет структуру исполнительных органов государственной власти города Севастополя; 13) образует и ликвидирует исполнительные органы государственной власти города Севастополя; 14) согласовывает кандидатуру прокурора города Севастополя; 15) взаимодействует с органами местного самоуправления на территории города Севастополя, содействует их развитию и укреплению; 16) подписывает соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти города Севастополя о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения; 17) формирует аппарат Губернатора города Севастополя; 18) назначает полномочного представителя Губернатора города Севастополя в Законодательном Собрании города Севастополя; 19) издает указы и распоряжения; 20) в порядке, предусмотренном федеральным законом, назначает, а также прекращает досрочно полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства Севастополя; 21) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами города Севастополя. Их обращения граждан города ФИО4 в адрес РОО «Движение за чистый ФИО4», следует, что они требуют объективной информации о реконструкции КОС «Южные», принятие мер по устранению нарушений, связанных с отсутствием экологической экспертизы изменений проектной документации КОС «Южные», которые поручают свою защиту своих прав движению «За чистый ФИО4». Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между государственным казенным учреждением города ФИО4 «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» и АО научно-производственным предприятием «Биотехпрогресс» подписан государственный контракт №КОС-ЭА на основании которого подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работы по строительству канализационных сооружений «Южные» город ФИО4 и сдать результат работ заказчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ госконтракт был дополнен п.ДД.ММ.ГГГГ. в котором говорится, что подрядчик не несет ответственности за невыполнение требования установленного по независящим от подрядчика обстоятельствам, а также в случае бездействия заказчика. Таким образом, суд приходит к выводу, что заказчиком по строительству канализационных сооружений «Южные» город ФИО4 является государственное казенное учреждение города ФИО4 «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства», на нем лежит обязанность по контролю и исполнением госконтракта, разработка технической документации при консервации строительства КОС «Южные», обеспечение открытого доступ к экологической информации, влияющей на состояние окружающей среды не входит в сферу деятельности и полномочий губернатора города ФИО4. В соответствии с частью 2 статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта, который в свою очередь согласно части 4 статьи 34 Закона должен содержать информацию об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации. В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Нарушение сроков строительства КОС «Южный» относиться к исключительной обязанности заказчика по сделке. Ежегодный доклад о состоянии и об охране окружающей среды города ФИО4 за 2017 год утвержден приказом ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № ПР/298. В пункте 5.2.2 ежегодного доклада за 2017 год в отношении канализационных очистных сооружений «Южные» размещена информация следующего содержания: «Выполнены проектные работы по реконструкции аварийных сетей водопровода протяженностью 0,674 км и по реконструкции канализационных очистных сооружений «Южные». Размещение информации о состоянии окружающей среды за 2018 год, в том числе связанной со строительством канализационных очистных сооружений «Южные», будет осуществлено до ДД.ММ.ГГГГ. Канализационные очистные сооружения «Южные» относятся к объектам федерального уровня, финансирование строительства осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социально экономическое развитие Республики Крым и г. ФИО4 до 2022 года», утвержденной постановлением ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Экологическая экспертиза объекта строительства осуществлялась Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с п.п. 9 п. 10.10 Положения о Севприроднадзоре информирование населения города ФИО4 о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах осуществляется в отношении объектов регионального уровня, экологическая экспертиза в отношении которых проводится Севприроднадзором. Таким образом, у суд приходит к выводу надлежащем информировании населения о состоянии окружающей среды, связанной со строительством канализационных очистных сооружений «Южные». Кроме того, истцом не представлены сведения о негативных последствиях для окружающей среды, связанных с строительством или прекращением строительства канализационных очистных сооружений «Южные». ДД.ММ.ГГГГ Севприроднадзором было выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование ГУПС «Водоканал» для сброса сточных вод в акваторию Черного моря в районе Голубой бухты с канализационных очистных сооружений «Южные». Срок действия указанного решения - до ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение подтверждает наличие действующих канализационных очистных сооружений в городе Севастополе. Доводы стороны истца о нарушении прав в сфере окружающей среды не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательств обратного стороной истца не представлено. Кроме того отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями в виде каких-либо экологических нарушений. В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из части 1 статьи 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств о нарушении своих прав действием (бездействием) Губернатора города Севастополя. Каких-либо неправомерных действий, которыми бы нарушались права истца, со стороны Губернатора города Севастополя допущено не было и судом не установлено. Принимая во внимание указанные выше обстоятельства основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Региональной общественной организации города Севастополя "Движение за чистый Севастополь" к Губернатору города Севастополя, ФИО2ФИО1ФИО3 об обжаловании незаконных действий и бездействий – отказать. Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 9 января 2019 года. Судья Ленинского районного суда города Севастополя С.В. Калганова |