ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2589/18 от 30.10.2018 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-2589/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2018 года

Промышленный районный суд города Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Ивановой В.В.,

при секретаре Рыженковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Бояринову Виталию Владимировичу о возложении обязанности по заключению договора,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту – МТУ Росимущество), Бояринову В.В. о возложении обязанности по заключению договора. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска во исполнение указания прокуратуры области проведена проверка исполнения требований Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 в отношении защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1. Указанное защитное сооружение включено в реестр федеральной собственности; реестровый номер объекта федеральной собственности П 13670000276. Защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» с инвентарным номером № 67-у-31. Тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А – III. Вместимость 1460 человек. Общая площадь защитного сооружения 1436 кв.м. Год ввода в эксплуатацию – 1981. Защитное сооружение гражданской обороны № 67-у-03 не готово к приему укрываемых. Системы жизнеобеспечения в нерабочем состоянии. Внутренняя отделка отсутствует. Входные двери (шлюзы) отсутствуют. Имеется подтопление грунтовыми водами (справка от 14.03.2018 инженера 1 категории отдела по делам ГО И ЧС Администрации Промышленного района г. Смоленска). Аналогичные сведения закреплены Актом проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инвентарный номер № 67-у-031 от 22.10.2013 года. Защитное сооружение расположено в части подвала нежилого здания, используемого Бояриновым В.В. на основании договора купли-продажи. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2006, вступившим в законную силу 03.05.2006, сделки по договору № 7 от 25.09.1998 заключенные между АООТ «Диффузион», ООО ПКФ «Трио – 98» и по договору купли-продажи от 19.12.2000 заключенному между ООО ПКФ «Трио – 98» и ООО ПКФ «21 век» признаны недействительными (ничтожными) в части продажи объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Согласно данным ГУ МЧС России по Смоленской области в настоящее время указанное защитное сооружение эксплуатируется при отсутствии договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Отсутствие договора в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2, секция 1 влечет нарушение требований действующего законодательства, а также исключает возможность определения и закрепления в установленном порядке возникших прав и обязанностей в отношении имущества находящегося в государственной собственности. Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты неопределенного круга лиц (укрываемых) в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств.

Просит суд обязать Бояринова В.В., Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения – убежища, инвентарный номер 67-у-031, общей площадью 1436 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2, секция 1, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г.Смоленска Лейтес Т.Е., заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам. Дополнительно указала, что факт законности приватизации спорного имущества подлежал судебной оценке. Так, имеется решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2006, вступившего в законную силу 03.05.2006, в соответствии с которым, обстоятельства, изложенные и установленные данным решением, не подлежат повторному доказыванию. Кроме того, доводы ответчика о нарушении требований гражданского законодательства и законодательства о защите конкуренции несостоятельны, поскольку в данном случае заключение договорных отношений, регламентирующих права и обязанности в отношении объекта гражданской обороны установлены специальной нормой, а именно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, а также Приложением № 2 к названному Постановлению, которыми предусмотрено наличие договорных отношений и утверждена типовая форма договора. Данные нормы исключают принцип возмездного характера регламентируемых правоотношений и как следствие применение норм законодательства. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика МТУ Росимущество – ФИО4, действующая на основании доверенности. Заявленные требования не признала, поддержав письменный отзыв на иск, из которого следует, что договор ответственного хранения, в соответствии с порядком, установленным законом (Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», безвозмездный договор. Лицо, которому по договору ответственного хранения передано имущество, будет беспрепятственно его использовать с соблюдением лишь условий статуса объекта, как гражданской обороны. В тоже время, в соответствии с положениями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» любое федеральное имущество может быть передано в пользование только по средствам проведения конкурса или аукциона на платной основе, с исключением, к которому Бояринов В.В. не относится. Нарушая установленный законом порядок оборота федерального имущества, требования направлены на заключение заведомо недействительной сделки (ст. 168 ГК РФ), которая по факту будет означать бесплатное и безосновательное использование коммерческой организацией федерального имущества, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исключает. Факт отнесения объекта гражданской обороны к федеральной форме собственности не говорит о том, что в отношении него должен быть заключен договор об ответственном хранении. Из искового заявления не усматривается факт защиты неопределенного круга лиц. Объект гражданской обороны всегда предполагает убежище для определенного круга лиц. В данном случае, объект находится в пользовании определенного лица – физического лица. Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Бояринова В.В. – ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал в полном объеме, указав, что положения закона на которые ссылается истец подразумевают правопреемство, однако, Бояринов В.В. не является правопреемником завода АООТ «Диффузион». Защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1, Бояриновым В.В. не используется. Просит в иске отказать.

Представители третьего лица Главного управления МЧС России по Смоленской области - ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали в полном объеме, указав, что указанное защитное сооружение включено в реестр федеральной собственности; реестровый номер объекта федеральной собственности П 13670000276. Защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» с инвентарным номером 67-у-31. Тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А – III. Вместимость 1460 человек. Общая площадь защитного сооружения 1436 кв.м. Год ввода в эксплуатацию – 1981. Защитное сооружение гражданской обороны № 67-у-03 не готово к приему укрываемых. Системы жизнеобеспечения в нерабочем состоянии. Внутренняя отделка отсутствует. Входные двери (шлюзы) отсутствуют. Имеется подтопление грунтовыми водами, что подтверждается справкой от 14.03.2018 инженера 1 категории отдела по делам ГО И ЧС Администрации Промышленного района г. Смоленска. Аналогичные сведения закреплены Актом проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инвентарный номер 67-у-031 от 22.10.2013 года. Защитное сооружение расположено в части подвала нежилого здания, используемого Бояриновым В.В. на основании договора купли-продажи. Просит иск удовлетворить.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 445 ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года (ред. от 24.12.1993г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года не указаны.

При этом согласно п. 2 раздела III и п. 6 раздела IV Приложения № 1 к указанному выше Постановлению объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, а также объекты гражданской обороны, являющиеся имуществом предприятия связи, относятся исключительно к федеральной собственности.

На основании п. 15 этого же Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.

Поскольку в силу п. 2.1 Указа Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ред. от 28.09.2017г., с изм. от 16.11.2017г.) объекты и имущество гражданской обороны запрещены к приватизации, и нахождение таких объектов в обороте допускается лишь по специальному разрешению Правительства Российской Федерации, последним издано Постановление № 359 от 23.04.1994 года, которым утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями.

Названным Положением был определен механизм закрепления и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, а именно: предусмотрено заключение договора о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения и имущества гражданской обороны.

Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 года указано, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны.

В случае выкупа государственного и муниципального имущества объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Возможность обременения ограничениями приватизируемого имущества предусмотрена и положениями ст. ст. 31, 32 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 29.06.2018г.), где указано, что такими ограничениями могут являться, в частности, обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

Таким образом, законодателем четко определено, что организация, приобретая объект, в состав которого входит защитное сооружение гражданской обороны, обязуется содержать это защитное сооружение, остающееся при этом в федеральной собственности. При этом требования Российской Федерации в отношении защитных сооружений гражданской обороны едины для всех физических и юридических лиц и не содержат исключений.

Требования к содержанию защитных сооружений закреплены Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 года «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (ред. от 26.06.2018г.).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска во исполнение указания прокуратуры области проведена проверка исполнения требований Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 в отношении защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1.

Защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1, включено в реестр федеральной собственности; реестровый номер объекта федеральной собственности П 13670000276 (т. 1 л.д. 6-7).

Защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» с инвентарным номером № 67-у-31. Тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А – III. Вместимость 1460 человек. Общая площадь защитного сооружения 1436 кв.м. Год ввода в эксплуатацию – 1981, что подтверждается выкипировкой из «Журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Промышленного района г. Смоленска (т. 1 л.д. 8-9).

Из Акта проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. № 67-у-031 от 22.10.2013 усматривается, что защитное сооружение гражданской обороны № 67-у-03, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1, не готово к приему укрываемых (т. 1 л.д. 10-11).

В соответствии со справкой о проведенной проверке инженером 1 категории отдела по делам ГО и ЧС Администрации Промышленного района г. Смоленска от 14.03.2018, Генеральным директором ИП Бояринов Бояриновым В.В. предоставлены отдельные документы в отношении защитного сооружения гражданской обороны № 67-у-03, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1 (т. 1 л.д. 12-15).

По данным представленных документов указанное защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1981 году АООТ «Диффузион». В соответствии с распоряжением Комитета по управлению госимуществом Смоленской области от 21.07.1993 № 808-р осуществлена сделка приватизации в части включения в уставный капитал АООТ «Диффузион» объекта гражданской обороны (в наст. время № 67-у-031), общей площадью – 1436 кв.м., находящегося на тот момент в подвальном помещении здания главного корпуса. В дальнейшем АООТ «Диффузион» признано несостоятельным (банкротом) и исключено из городского реестра регистрации юр. Лиц, в связи с завершением процедуры конкурсного производства.

На основании договора № 7 от 25.09.1998 от 25.09.1998 конкурсным управляющим АООТ «Диффузион» заключен договор купли-продажи главного корпуса секции № 1 с ООО «Трио-98», здание вместе со спорным помещением убежища передано ООО «Трио-98». В свою очередь, ООО «Трио-98» по договору купли-продажи от 19.12.2000 продало здание со спорным помещением ООО ПКФ «21 век».

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2006 № А-62-2470/2004:

- сделку приватизации в части включения в уставный капитал АООТ «Диффузион» объекта гражданской обороны, общей площадью – 1436 кв.м., расположенного (на тот момент) в подвальном помещении здания главного корпуса, секция № 1 (производственный цех № 1) по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2 признать недействительной;

- сделки купли-продажи в части объекта гражданской обороны, общей площадью – 1436 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2, по договору № 7 от 25.09.1998, заключенному между АООТ «Диффузион» и ООО ПКФ «Трио-98» и по договору купли-продажи от 19.12.2000, заключенному между ООО ПКФ «Трио-98» и ООО ПКФ «21 век» так же признать недействительными (т. 1 л.д. 16-19).

В настоящее время владельцем здания по адресу: г. Смоленск. ул. Индустриальная, д. 2 (корпус 1) на основании договора купли-продажи части производственного цеха № 1 от 01.02.2010 является ИП Бояринов (т. 2 л.д. 175-178).

Объект гражданской обороны – защитное сооружение № 67-у-031, общей площадью – 1436 кв.м., расположенное по адресу: ул. Индустриальная, д. 2. Секция 1, находится на балансе ИП Бояринов. Ответственный за содержание объекта не назначен, как и не назначено звено по обслуживанию указанного объекта. Документация по объекту отсутствует. Все системы жизнеобеспечения в нерабочем состоянии. Внутренняя отделка отсутствует. Входные двери (шлюзы) отсутствуют. Имеется подтопление грунтовыми водами.

Проанализировав представленные доказательства, поскольку Бояринов В.В. является владельцем здания по адресу: г. Смоленск. ул. Индустриальная, д. 2 (корпус 1) на основании договора купли-продажи части производственного цеха от ДД.ММ.ГГГГ, на последнем, как на владельце, в силу закона лежит обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса, - объекты гражданской обороны.

Данная обязанность предусмотрена также п. 10 Постановления Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (в ред. от 18.07.2015г.), в соответствии с которым организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, обстоятельств дела, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств снятия в установленном порядке с учета спорного объекта, как защитного сооружения гражданской обороны, а также принимая во внимание положения действующего законодательства, не предусматривающие возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения с ним договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, суд приходит к выводу, что отсутствие на момент заключения договора купли-продажи предприятия соответствующего обременения в отношении спорного убежища, не подлежащего приватизации, не лишает уполномоченный орган права требовать от владельца предприятия содержать данный объект гражданской обороны, на условиях и как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 года.

Более того, согласно п. п. 2, 20, 23 Основ единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 20.12.2016 года № 696, единая государственная политика РФ в области гражданской обороны представляет собой систему официальных взглядов на совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Такая политика осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач.

В данном случае, на Бояринова В.В., как на владельца здания по адресу: г. Смоленск. ул. Индустриальная, д. 2 (корпус 1), возложены определенные обязанности в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с наделением соответствующими полномочиями и имуществом.

Таким образом, исковые требования исполняющего обязанности прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

Нормами главы 7 ГПК РФ и ч.2 ст.333.18 НК РФ, регулирующими вопросы взыскания государственной пошлины, не предусмотрена возможность взыскания солидарно государственной пошлины с нескольких ответчиков, в связи с чем таковая подлежит взысканию с ответчиков в равных долях, а именно по 150 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования исполняющего обязанности прокурора Промышленного района г. Смоленска – удовлетворить.

Обязать Бояринова Виталия Владимировича, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны – защитного сооружения – убежища, инвентарный номер 67-у-031, общей площадью 1436 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2, секция 1.

Взыскать с Бояринова Виталия Владимировича, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Иванова